Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
консультация

Автомонова Ольга Дмитриевна

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

«Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

                                                        Автомонова Ольга Дмитриевна, воспитатель

                  МБДОУ д/с № 22 «Теремок» г. Новошахтинск, Ростовская область

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Прежде всего хочется поговорить, а что же такое духовное воспитание ? Что оно включает в себя?

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительным образом повлияют на становление характера ребенка. В этот небольшой промежуток времени ребенок приобретает большой опыт. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные качества, представления о добре и красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место отводится русской народной сказке. Знакомство со сказкой начинается с самого раннего возраста. Поначалу это сказки-потешки, крошечные по объему произведения, насыщенные глубоким содержанием.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном

возрасте?

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

 Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической

деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс

эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и

присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет емупочувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Милые, добрые сказки, на которых выросло не одно поколение. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.

 Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Ребёнок,он как комочек глины или пластилина в наших руках и мы творим

чудеса, вкладываем душу, именно в раннем возрасте формируются нравственные

качества ребёнка. Но своих поступков мало, по этому нам помогает художественное слово и мы обращаемся к книгам, к сказкам.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям

такие морально-нравственные истины, как:

- дружба помогает победить зло

- добрые и миролюбивые побеждают

- зло наказуемо

 Во всех сказках добро всегда побеждает зло, торжествует справедливость.

 В сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, тунеядство, зазнайство. Сказки преподносят детям поэтический образ своих героев. Нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. Язык сказок насыщен афоризмами, повторами, эпитетами. Он очень поэтичен.

Мудрость и простота, сочетающаяся в сказках помогает донести до маленького человека высокие и нравственные идеалы: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Помогают возродить в людях духовность, милосердие, гуманность, сочувствие. Сказка способствует формированию у детей любви и уважению к своему народу, семье, к труду, к своей Родине.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,

закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно

ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Таким образом, роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...

Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Роль башкирских народных сказок в духовно- нравственном воспитании дошкольников»

. С древнейших времён сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей. Она учит человека ж...

Консультация для воспитателей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольника».

Консультация для воспитателейпо теме«Роль русских народных сказок в нравственном воспитаниидошкольника»....