Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
консультация
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей и родителей
«Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Автомонова Ольга Дмитриевна, воспитатель
МБДОУ д/с № 22 «Теремок» г. Новошахтинск, Ростовская область
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский.
Прежде всего хочется поговорить, а что же такое духовное воспитание ? Что оно включает в себя?
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительным образом повлияют на становление характера ребенка. В этот небольшой промежуток времени ребенок приобретает большой опыт. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные качества, представления о добре и красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место отводится русской народной сказке. Знакомство со сказкой начинается с самого раннего возраста. Поначалу это сказки-потешки, крошечные по объему произведения, насыщенные глубоким содержанием.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном
возрасте?
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс
эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и
присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет емупочувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Милые, добрые сказки, на которых выросло не одно поколение. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Ребёнок,он как комочек глины или пластилина в наших руках и мы творим
чудеса, вкладываем душу, именно в раннем возрасте формируются нравственные
качества ребёнка. Но своих поступков мало, по этому нам помогает художественное слово и мы обращаемся к книгам, к сказкам.
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям
такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло
- добрые и миролюбивые побеждают
- зло наказуемо
Во всех сказках добро всегда побеждает зло, торжествует справедливость.
В сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, тунеядство, зазнайство. Сказки преподносят детям поэтический образ своих героев. Нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. Язык сказок насыщен афоризмами, повторами, эпитетами. Он очень поэтичен.
Мудрость и простота, сочетающаяся в сказках помогает донести до маленького человека высокие и нравственные идеалы: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Помогают возродить в людях духовность, милосердие, гуманность, сочувствие. Сказка способствует формированию у детей любви и уважению к своему народу, семье, к труду, к своей Родине.
Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно
ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Таким образом, роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/02/picture-666029-1696230009.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-738520-1453223598.jpg)
Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094119-1545131678.jpg)
Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)
Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1279021-1603624930.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/12/picture-1375344-1644662159.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Роль башкирских народных сказок в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
. С древнейших времён сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей. Она учит человека ж...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/06/picture-1547194-1733476778.jpg)
Консультация для воспитателей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольника».
Консультация для воспитателейпо теме«Роль русских народных сказок в нравственном воспитаниидошкольника»....