Комарова Т. С. Анализ процесса деятельности
консультация
Предварительный просмотр:
Комарова Т. С.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии.
Этот критерий включает четыре группы показателей:
а) характер линии
3- слитная;
2- линия прерывистая;
1- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
3 - средний;
2- сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу;
1-слабый, иногда еле видный ;
в)раскрашивание (размах):
3- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
2- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:
1- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
3- регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;
2- не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
2 Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
3- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
2- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп
работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
3- адекватна;
2- неадекватна (завышенная, заниженная);
1- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности:
насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
3- к предложенному заданию;
2- к процессу деятельности;
1- к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
1 - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.)
1. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения
2. Передача формы
З - форма передана точно;
2 - есть незначительные искажения;
1 - искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
3 - части расположены верно;
2- есть незначительные искажения;
1-части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
3- пропорции предмета соблюдаются;
2- есть незначительные искажения;
1- пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция.
а) расположение изображений на листе:
3-по всему листу;
2- на полосе листа;
1- не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих
картину:
3- соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
2- есть незначительные искажения;
1- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.
7. Цвет. В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
а) цветовое решение изображения: 3 -передан реальный цвет предметов; 2- есть отступления от реальной окраски; 1- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
3- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
2- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно,
1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно
взятыми цветами.
Творческое задание « Дорисовывание кругов»
(автор Комарова Т. С.)
Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверей (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа. Оценка 2 -средний уровень - ставится тем детям, которые допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1- низкий балл ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы ли характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).
Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:
- индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
- по группе в целом (выводя общее число баллов)
Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.
Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов
Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: - в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;
- в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;
- в готовности увидеть общее в частном и частное, в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);
Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.
С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.
Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.
3 балла - рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.
2 балла - изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.
1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).
Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проектной деятельности "Познай себя"
Анализ проектной деятельности....
Анализ совместной деятельности с родителями в средней группе
Такую форму для заполнения нам предложили.Анализ совместной деятельности с родителями в средней группе ...
Карта анализа педагогической деятельности "Организация и проведение наблюдений во время прогулки"
Карта анализа педагогической деятельности "Организация и проведение наблюдений во время прогулки"...
Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"
Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...
Комарова Т. С. Анализ процесса деятельности
1. Характер линии.Этот критерий включает четыре группы показателей:......
Анализ экспериментальной деятельности по теме "Валеологизация образовательной среды и учебно-воспитательного процесса"
Воспитанники моего класса в течение трех лет принимали участие в экспериментальной деятельности «Валеологизация образовательной среды и учебно-воспитательного процесса ». 2013-2014 у.г явля...
Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.
Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....