КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал

Ускова Лилия Ринатовна

«Использование современных образовательных технологий в коррекционно – развивающей работе по развитию познавательной активности у детей с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №32»

Карта инновационного педагогического опыта

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Ускова Лилия Ринатовна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

«Использование современных образовательных технологий в коррекционно – развивающей работе по развитию познавательной активности у детей с ЗПР»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №32»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель высшей   квалификационной категории

Ускова Лилия Ринатовна

Стаж работы в должности

22 года

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Работа по данной теме проводилась в течение 5 лет

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Сформированность  познавательного развития детей с ЗПР является важным условием успешного обучения в школе. Всем детям с ЗПР свойственно снижение всех видов внимания, памяти, работоспособности, быстрое уставание от интеллектуальной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через использование современных образовательных технологий, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.

Цель, преследуемая автором

Цель опыта заключается в развитии познавательной активности детей с ЗПР через использование современных образовательных технологий.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

1 этап

-Изучение учебно-методической литературы;

-Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога;

-Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты занятий, проектов, игр с использованием презентаций; планирование с учетом тематического планирования);

2 этап

-Осуществление внедрения современных образовательных технологий в образовательной деятельности;

-Организация работы с детьми в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных;

-Подбор игр, презентаций в соответствии с тематическим планированием;

-Подбор предметов, экспонатов для мини музея;

-Использование в работе роботоконструктора «MRT I HAND»;

-Использование ИКТ технологий во время реализации проектов: «Мой любимый город», «Наши коллекции»

3 этап

-Собрана картотека игр, презентаций, проектов;

-Создание мини-музея;

-Создание и размещение на личном сайте методических разработок, рекомендаций для педагогов и родителей;

-Распространение накопленного опыта на РМО для педагогов ДОУ;

-Проведён мониторинг оценки уровня развития детей;

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).

Новизна опыта заключается в эффективном применении современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательной активности дошкольников.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование  новых, увлекательных для нового поколения технологий, повышают познавательную активность детей

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Дошкольный возраст - это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию окружающего мира. 

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Технология интегрированного занятия:

Технология интегрированного занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга

Технологии проектной деятельности:

Проектная деятельность - это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Технология исследовательской деятельности:

Технология исследовательской деятельности способствует-     формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Информационно-коммуникационные технологии:

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Личностно-ориентированные технологии:

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Технология портфолио дошкольника и воспитателя;

Игровая технология:

Игровая технология – способ обучения с элементами игры, способствующий самореализации и раскрытию творческого потенциала воспитанников. Это метод обучения и воспитания, который полностью соотносится с возможностями дошкольного возраста

Технология «ТРИЗ»:

ТРИЗ представляет собой совокупность методов и приемов, помогающих в решении задач и модернизации систем. Технология использования ТРИЗ применяется для эффективного поиска ответов на самые сложные вопросы, способствует более гибкому мышлению, развитию творческих способностей детей;

Технологии предметно – развивающей среды:

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально культурное    становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

  Подобрана картотека игр по социоигровой технологии, которая активно используется в работе воспитателей, картотека игр с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

  В группе   создан мини – музей по нравственно – патриотическому воспитанию. Создан центр коллекционирования - это целый  мир открытий, интересных и незабываемых экспериментов, в  которых  ребенок познает окружающий мир, а так же способствует познавательной активности детей. Опыт работы по использованию метода коллекционирования был транслирован на РМО воспитателей подготовительных групп.

  Создана картотека методических материалов, куда вошли конспекты занятий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

  Разработаны проекты «Наши коллекции»,  «Мой любимый город»;

  Созданы дидактические пособия «Волшебные круги Луллия» по различным областям, например «Дорожные знаки», «Предметы быта»», «Гуси - лебеди», «Какой формы» и т.п.

  Созданы презентации согласно темам проектов, а так же для занятий по другим областям.

3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

   Проведённая работа доказала и подтвердила необходимость использования современных образовательных технологий в работе с детьми c ОВЗ по развитию познавательной активности. Применение современных образовательных технологий даёт положительную динамику роста уровня познавательной активности воспитанников.

Результативность опыта подтверждается тем, что у детей

  • формируется  познавательный интерес к новым видам деятельности;  
  • развивается память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;
  • воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике;
  • повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели;

Таким образом, применяя современные образовательные технологии с целью развития познавательной активности у дошкольников можно добиться положительных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении, на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

  Выступления на РМО по обобщению опыта работы по темам:

"Метод коллекционирования как способ развития познавательной активности детей", "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ"

  Выступления на семинарах – практикумах для воспитателей ДОУ) по темам:

Использование проектной деятельности в работе с детьми (проект «Мой любимый город»)        

                                                                                                             Повышение уровня профессиональной компетентности в области

«Техническое творчество и робототехника» сертификат 1 степени

«Применение современных образовательных технологий, в открытом показе образовательной деятельности, по решению задач темы самообразования в 2020- 2021 году» 2 место

Участие во Всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе «Лучший конспект НОД» - 1 место.

Открытые занятия для педагогов ДОУ:

«Волшебное электричество», «В поисках потерянных букв», «Спортивные объекты города Сатки»

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикации учебно  - методических материалов  на страницах личного сайта:  https://nsportal.ru/uskova-liliya-rinatovna

Всероссийский информационно - образовательный портал "Педагогическая академия современного образования", конспект интегрированного занятия "Часы настроения" https://педакадемия.рф/ускова-л-р-часы-настроения/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

Карта инновационного педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»...