Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорушки"
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной аправленности "Говорушки"
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130
г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56
Email: ds130@edu.klgd.ru
| «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 _________________Александрова В.Г. Пр. № ____-О от «_31_» _августа 20 24 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Говорушки»
Возраст обучающихся: 5-6 лет. Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Бутырёва Нина Павловна,
Воспитатель старшей группы
г. Калининград - 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоцианально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. В данной программе дети обучаются умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Этос (нравственные начала).
Логос (мысли и слова).
Пафос (наши чувства).
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовно-нравственного плана.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» имеет социально-педагогическую направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы базовый.
Актуальность образовательной программы
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание
эмоцианально благоприятной ситуации, способствующей возникновению
желания активно участвовать в речевом общении. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Так же в речи детей существует множество проблем, таких как:
1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5) Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
8) Плохая дикция.
В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.
Поэтому обучение происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Ребенку создаются условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Программе свойственна развивающая направленность.
Участвуя в игровых обучающих ситуациях, ребенок находится в постоянном
процессе открытия новых знаний. Создание аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме со стороны педагога. В свою очередь ребенку предоставляются возможности для оптимального самовыражения. Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребенок.
Практическая значимость образовательной программы
Построение программы в содержательном плане представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребенка к знаниям от простого к сложному с обязательным учетом личного жизненного опыта. Процесс речевого развития продолжается в совместной и в самостоятельной деятельности детей, охватывая всю жизнедеятельность ребенка как в детском саду, так и дома и в семье.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
− принцип систематичности и последовательности;
− принцип доступности;
− принцип наглядности;
− принцип единства развития, обучения и воспитания;
− принцип учёта возрастных особенностей детей;
− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
- постепенного и постоянного усложнения материала.
Отличительные особенности программы
У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Образовательная ситуация строится так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим. Коллективная творческая речевая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. Поэтому отношение к обучению - это «Ищу и нахожу», «Думаю и узнаю», «Пробую и делаю».
Цель образовательной программы.
Обучение умелой, искусной, эффективной речи.
Задачи образовательной программы
1.Привлечь внимание дошкольников к живому слову, воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
2.Развивать качество голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.
3.Сформировать умение в словообразовании и в словотворчестве в тесной связи с расширением словаря.
4.Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести
навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых
ситуациях.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы 5-6 лет.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.
К 6 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные.
Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
В возрасте 5-6 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 5-6 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 15 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 32 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 32 часов.
Основные методы обучения
Содержание программы обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ.
В ходе освоения программы обучающиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:
1. исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
2. репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
4. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают информацию.
Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:
− личностно-ориентированное обучение;
− здоровьесберегающие технологии;
− информационно-коммуникационные технологии;
− коллективная творческая деятельность.
Планируемые результаты
Общаться с взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации.
Налаживать с помощью речи взаимодействия со сверстником в самостоятельной игре.
Активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в словотворчестве, в вопросах о названиях и назначении предметов.
Использовать этикетные формулы в конкретных речевых ситуациях.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Не предусмотрен.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорушки» применяются:
− входной контроль: беседа, опрос;
−текущий контроль: осуществляется после изучения тематического блока программы (итоговая беседа).
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» обеспечивается за счет: − доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
− наличия комфортной развивающей образовательной среды;
− наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
− применение современных педагогических технологий.
Кадровое обеспечение реализации программы.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы. Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – групповая комната, оборудованная современной мебелью соответственно возрасту детей.
Материально-техническое обеспечение:
− демонстрационный комплекс, включающий в себя: телевизор, персональный компьютер;
− шкаф для хранения демонстрационного материала;
− бумага офисная белая и цветная, ножницы с закругленными концами, линейки, простые и цветные карандаши.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (32 часа, 1 час в неделю)
Блок «Азбука общения» (8 ч.)
Темы. Красно поле пшеном, а беседа умом. Красную речь любо слушать. Доброе слово лечит, а худое-калечит. В добрый час молвить, а в дурной -промолчать. Наш голос-это «музыкальный» инструмент. Слово утешает, предостерегает, заставляет задуматься. А можно ли «говорить» без слов? Путешествие в страну Вежливости.
Блок «Речевые жанры» (12 ч.)
Темы. «Если не умеешь говорить, научись слушать». «Для чего у нас два уха, а язык один?» «Хорошее начало-половина дела». «Что за прелесть-это яркое, звонкое слово!» «Речь любит течь, фраза-идти потихонечку, а слово-бежать да играть». «Верный тон и речь красит, и успех делу сулит». «Бином фантазии». «Сто тысяч «почему» живут на белом свете». «Яркое слово смущает сердце». «Путешествие в страну Сочиняйку». «Красна сказка складом…». Итоговое.
Блок «Техника речи» (6 ч.)
Темы. «Ну и шепоток-во весь роток». «Петь хорошо вместе, а говорить порознь». «За твоим языком не поспеть босиком». «Приятна для слуха речь-своего рода музыка». «Из-за одного слова да вечная ссора». Итоговое «Секреты волшебницы Речи».
Блок «Речевой этикет» (6 ч.)
Темы. «Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…». «Если виновен-проси извиненья, словом ищи выраженья…». «Сколько просьб начинается с «будьте добры»!» «Спеси боятся, а вежливость чтут». «На всякие приветы надобно иметь ответы». «Не дорого ничто-дорого вежество».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Блок «Азбука общения» | 8 | 3 | 5 | Итоговая беседа |
2. | Блок «Речевые жанры»» | 12 | 4 | 8 | Итоговая беседа |
3. | Блок «Техника речи» | 6 | 2 | 4 | Итоговая беседа |
4. | Блок «Речевой этикет» | 6 | 2 | 4 | Итоговая беседа |
Итого | 32 | 11 | 21 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Говорушки» |
1 | Начало учебного года | 01 октября |
2 | Продолжительность учебного периода | 32 учебные недели |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий | 32 занятия |
6 | Количество часов всего | 32 ч. |
7 | Окончание учебного года | 30 мая |
8 | Период реализации программы | 01.10.2024 – 30.05.2025 |
Рабочая программа воспитания содержит:
− цель и особенности организуемого воспитательного процесса;
− формы и содержание деятельности;
− календарный план воспитательной работы.
В соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- патриотическое воспитание (ценности: Родина, природа)
- познавательное воспитание (ценности: познание)
- трудовое воспитание (ценности: труд)
- эстетическое воспитание (ценности: культура, красота)
- физическое и оздоровительное воспитание (ценности: здоровье, жизнь)
- духовно-нравственное воспитание (ценности: жизнь, милосердие, добро)
- социальное воспитание (ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество).
Цель- воспитание полноценной личности через формирование базиса личностной культуры, важной составляющей которого является речевая культура.
Используемые формы воспитательной работы: творческая мастерская.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Блок «Азбука общения» | - познавательное воспитание (ценности: познание) - эстетическое воспитание (ценности: культура, красота) - социальное воспитание (ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество) - физическое и оздоровительное воспитание (ценности: здоровье, жизнь) | В рамках занятий | Октябрь-ноябрь |
2. | Блок «Речевые жанры» | - познавательное воспитание (ценности: познание) - эстетическое воспитание (ценности: культура, красота) - социальное воспитание (ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество) - физическое и оздоровительное воспитание (ценности: здоровье, жизнь) - патриотическое воспитание (ценности: Родина, природа) - духовно-нравственное воспитание (ценности: жизнь, милосердие, добро) | В рамках занятий | Декабрь-февраль |
3. | Блок «Техника речи» | - познавательное воспитание (ценности: познание) - эстетическое воспитание (ценности: культура, красота) оздоровительное воспитание (ценности: здоровье, жизнь) | В рамках занятий | Март-апрель |
4. | Блок «Речевой этикет» | - познавательное воспитание (ценности: познание) - эстетическое воспитание (ценности: культура, красота) - социальное воспитание (ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество) - физическое и оздоровительное воспитание (ценности: здоровье, жизнь) - эстетическое воспитание (ценности: культура, красота) | В рамках занятий | Апрель-май |
Список литературы
Нормативные правовые акты:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области".
Литература для педагогов:
1. Аргушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.-М.,2015
2. Богусловская М.Е. Веселый этикет.-М.,2016
3. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр.соч. Т. 2.-М.,1982
4. Дурова А.В. Очень важный разговор.-М.,2012
5. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников - «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2018
6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.,2016
7. Клюева Н.В. Учим детей общению.-Ярославль,2017
8. Курцева З.И. «Ты- словечко, я-словечко...»-М.,2018
9. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.-М.,2014
10. Максакова А.И. Учите играя.-М.,2015
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,1999
Литература для обучающихся:
1. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости-с вами вместе.-М.,2015
2. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. Игры, считалки, загадки, скороговорки.-М.,
2017
3. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской.-М.,2001
4. Синицына Е.М. Игры и упражнения со словами.-М.,2018
5. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки.-М.,2018
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше).
Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1213083-1580652265.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770144-1458395255.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1356630-1634757843.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/05/picture-1332282-1620197987.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-822445-1477071142.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390403-1645865723.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418446-1394645499.jpg)
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...