Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через формирование уважительного отношения к государственной символике.
консультация

Петрушкина Светлана Анатольевна

Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrushkinoy_s.a._patriotizm.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

через формирование уважительного отношения

к государственной символике.

Петрушкина Светлана Анатольевна

Воспитатель

МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Аннотация: старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине.

В современном российском образовании уделяется особое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. На современном этапе становления дошкольного образования патриотическому воспитанию уделяется внимание для того, чтобы в России был построен гражданский патриотизм. Возведение в РФ штатского общества ставит задачу воспитания людей, которые обожают собственную Родину, знают ее трудности и готовы приложить все старания для их решения.

Перед тем как узнать «суть патриотического воспитания», нужно понять, что такое «воспитание». По мнению А. Г. Гогоберидзе: «…воспитание – это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса» [1, с. 27].

Под патриотическим воспитанием мы понимаем, что это структура такой воспитательной деятельности, которая развивает новых потомков лидеров. Потомков, которые верят своей Родине, сохраняя её культуру, традиции и помня её историю, которые вникая в проблемы государства приспосабливаются жить в современном мире, готовые сделать все для укрепления России.

Как отмечает С.А. Козлова: «…базой формирования патриотического воспитания должно стать нравственное воспитание, начало которого лежит в семье: образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной» [2, с. 146].

На развитие личности подрастающего поколения воздействуют различные взаимосвязанные меж собой моменты – это:

– жизнь, образование и воспитание в обществе, которое прочно укрепилось в нашем государстве;

– свойственные особенности субъекта Русской Федерации, в котором проживает и формируется ребенок;

– семейство, в которой малыш появился и воспитывается (национальность, цивилизация, обычаи);

– среда общения и окружения;

– дошкольные образовательные учреждения, в котором воспитываются дети.

Суть патриотического воспитания произведено в том, дабы посеять в детской душе семечки и вырастить приверженность к родной природе, родному жилищу и семье, ситуации и культуре родной государства, которая сотворена трудами родных и ближайших людей, тех, кого называют соотечественниками. Наследование моральных, культурных ценностей родной культуры в самом молодом возрасте – самый натуральный, а вследствие того и надежный метод патриотического воспитания.

Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представление о том, что государственная символика изменяется, как и всё, что нас окружает. Такой подход отвечает современным требованиям, предъявляемым к методике ознакомления детей с окружающим миром. Также у ребят можно сформировать некоторые элементарные представления об истории российского флага, о происхождении гербов, эмблем, знамён и флагов.

В подготовительной к школе группе можно объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан.

Государственная символика Российской Федерации включает в себя герб, флаг и гимн. Основная функция государственной символики любой страны – это обозначение государства, которому они принадлежат. Они показывают, какая страна владеет ими.

Исходя из исследований О.Н. Баранниковой: «…прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Можно показать изображения герба и флага нашей Родины, спросить, что это, зачем нужен герб, флаг» [3, с. 120].

Для более эффективной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста нужно создать условия, одним из этих условий является создание патриотического уголка. Патриотический уголок состоит из наглядного дидактического материала о стране, событиях, государственной символике: флаг и герб России; гимн России; портрет президента. Для того чтобы познакомить детей с государственной символикой лучше использовать следующую последовательность: Государственный флаг России; Гимн России; Герб России.

Знакомить детей с государственной символикой нужно начинать с Государственного флага России, так как флаг дети видят чаще: на здании детского сада, на плакатах, на улицах, сувенирах и одежде. Ребенку не трудно запомнить цвет полос и их расположение, а также понять значение флага.

Дети должны знать, что белая верхняя полоса означает символ чистоты намерений и благородства, что наше государство относиться ко всем странам доброжелательно. А средняя синяя полоса означает миролюбие и показывает, что мы против войны. Нижняя красная полоса символизирует отвагу и означает, что каждый гражданин России готов встать на защиту нашей великой Страны. Нужно рассказать и проводить национальный праздник России «День Государственного флага Российской Федерации», который отмечается ежегодно 22 августа.

Затем нужно знакомить детей с Государственным гимном России объясняя правила его использования. Объяснить, что это торжественная песня страны и её граждане встают, и слушают стоя, когда звучит гимн. Для лучшего запоминания можно включать детям видеоролики, в которых звучит российский гимн: спортивные соревнования, награждения спортсменов, официальная хроника.

А затем познакомить детей с гербом России. Детям надо предложить рассмотреть крылья птицы, подумать о том, что они символизируют и на что похожи. Потом рассказать о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе.

Содержание работы по социально-коммуникативному развитию формирует представление дошкольников о Российском флаге и может содержать ознакомительные беседы по данной тематике. Для расширения полученных представлений о флаге РФ актуально организовать викторину, разделив детей на две команды, что разовьет познавательный интерес у дошкольников, а соревновательный элемент будет способствовать развитию взаимодействия со сверстниками и повысит мотивацию к дальнейшему изучению темы.

Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.

Очень важно сотрудничество детского сада с родителями, так как родители являются примером для своих детей. Можно предложить родителям принять участие в семейных проектах, квест-игре «Символы России», предложить придумать эмблему семьи, а затем организовать выставку. И детям, и их родителям необходимо объяснить, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно иметь возможность познакомиться с историей и культурой страны, в которой они сейчас живут.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Неотъемлемой частью в воспитании патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста являются знания детей о государственной символике, так как они являются главными символами государства. Посредством этих символов можно привить детям любовь к Родине.

Список литературы

  1. Далинина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России/ Г.Н. Далинина. - М.: АРКТИ,- 2015. – 328 с. Ермакова, Т.В.
  2. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников/ Т.В. Ермакова// Методист. – 2015. - № 3. – С. 66-68.
  3. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие/ О.Н. Баранникова. - М.: АРКТИ,- 2015. - 298 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам».        Родина…, Отечество... В корня...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам

Родина…, Отечество... В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в де...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам".

Консультация для педагогов.Описаны те позиции на которые стоит опираться при нравственно-патриотическом воспитании детей при участии их родных....

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

Формирование нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Патриотизм – является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. К.Д. Ушинский....