Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий»
статья

В статье рассматриваются основные понятия и содержание ключевых компетенций в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий»

В настоящее время активно развиваются и внедряются в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача образовательных учреждений – подобрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые соответствуют поставленной цели развития личности, в нашем случае формированию ключевых компетенций дошкольников.

Для начала важно определить понятия компетентность и компетенция:

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетентность – владение, обладание учеником, воспитанником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности».

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяются на основании целей, стоящих в сфере дошкольного образования. В этот перечень входит: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Перечень и содержание ключевых компетентностей соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. К ним относится:

  • Социальная компетентность;
  • Коммуникативная компетентность;
  • Информационная компетентность;
  • Здоровьесберегающая компетентность;
  • Деятельностная компетентность;
  • Когнитивная компетентность;
  • Эмоциональная компетентность.

Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

Информационная компетентность: ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Здоровьесберегающая компетентность: ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.

Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

Когнитивная компетенция: формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников.

Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, это осознание чувств и эмоций других людей, это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляется с помощью современных технологий: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.

К здоровьесберегающим технологиям относятся: закаливания, дыхательные гимнастики, подвижные и спортивные игры, динамические паузы (физкультминутки), гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, ритмопластика, динамические паузы, релаксация.

Игротренинги, игротерапия, самомассаж, арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.

К числу здоровьесберегающих технологий относится и педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

Использование на занятиях физической культуры элементов фитнеса, аэробики, йоги, современного спортивного инвентаря и ИКТ технологий.

Технологии проектной деятельности включают в себя:

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация проектов:

  • «игровые» – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности.

Применение проектных технологий тесно связано с использованием ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения; опыты; трудовые поручения, действия

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации.

Информационно-коммуникационные технологии.

Постепенно, компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его качество.

Активные формы использование ИКТ в работе с детьми и родителями:

– подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов;

– электронная почта, информационные сайты, мессенджеры;

– виртуальные экскурсии;

– интерактивные игры на электронной доске, или интерактивном столе.

– мультимедийные презентации Power point;

слайд-шоу и видеофрагменты;

аудиокниги;

мультимедийные фотоальбомы и др;

В заключении хочу выделить, что внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию и развитию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий, безусловно, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, формированию ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий.


Список используемой литературы:

  1. «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А.В
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ

В статье представлена роль трудового воспитания в формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

«Формирование ключевых компетенций при использовании блоков Дьенеша».

Выступление воспитателя МКДОУ «Новоисетского детского сада» Терентьевой Л.В.  на районных педагогических чтениях – 2012 года....

Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации. «Формирование ключевых компетенций в игровой деятельности дошкольников»

Тема: Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада  на тему «Больница»...

Формирование ключевых компетенций у детей через использование интерактивных технологий на логопедических занятиях

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в...