Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
классный час (младшая группа)
Как известно, именно в раннем детстве ребенок овладевает наивеличайшим достижением человечества - устной речью. Дети начинают понимать обращённую речь, сами пытается говорить. А к трём годам овладевает речью, которая примерно к 3 годам составляет около трехсот слов.
Обучение дошкольников проходит в игре, что является основной частью дошкольного обучения. Для того, чтобы малыши смогли овладеть речью, их этому надо учить. И здесь на помощь придут дидактические игры!
Дидактические игры созданы для обучения в игре. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра имеет познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
1. Разработать содержание работы.
2. Составить перспективный план на учебный год.
3. Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
4. Обогатить предметно-развивающую среду.
1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
Игра - это ведущий вид деятельности ребёнка - дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжет но - ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные виды дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно - печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх с куклами у детей формируются культурно - гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно - печатные игры.
Настольно - печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мемо игры. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: одинаковые игрушки, звери, предметы и т.д., ничем не отличающиеся внешне.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Так же это игры на развитие артикуляционного дыхания: подуй на перышко, горячая кружка и др.
Структура дидактической игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 5 мес. - 2 лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, петушок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.
На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись, салфетка, ешь, спасибо: на четвёртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Игровые правила.
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Источник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание 2020 год | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на общем родительском собрании
в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик»
с. Шереметьевка» НМР РТ
«Развитие речи детей раннего возраста
посредством дидактических игр»
Как известно, именно в раннем детстве ребенок овладевает наивеличайшим достижением человечества - устной речью. Дети начинают понимать обращённую речь, сами пытается говорить. А к трём годам овладевает речью, которая примерно к 3 годам составляет около трехсот слов.
Обучение дошкольников проходит в игре, что является основной частью дошкольного обучения. Для того, чтобы малыши смогли овладеть речью, их этому надо учить. И здесь на помощь придут дидактические игры!
Дидактические игры созданы для обучения в игре. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра имеет познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
1. Разработать содержание работы.
2. Составить перспективный план на учебный год.
3. Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
4. Обогатить предметно-развивающую среду.
1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
Игра - это ведущий вид деятельности ребёнка - дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжет но - ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные виды дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно - печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх с куклами у детей формируются культурно - гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно - печатные игры.
Настольно - печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мемо игры. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: одинаковые игрушки, звери, предметы и т.д., ничем не отличающиеся внешне.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Так же это игры на развитие артикуляционного дыхания: подуй на перышко, горячая кружка и др.
Структура дидактической игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 5 мес. - 2 лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, петушок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.
На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись, салфетка, ешь, спасибо: на четвёртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Игровые правила.
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Источник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...
консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....
Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Обобщённый педагогический опыт Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...