Консультация для воспитателей "Технология развивающего обучения в ДОУ"
консультация
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_o._tehnologii_razvivayushchego_obrazovaniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения в ДОУ
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.
Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С. Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.
В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях ребенка, а Г.К. Селевко – на потребности самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу дошкольников. Все эти аспекты образования особенно актуальны в условиях перехода на новый федеральный образовательный стандарт, главная задача которого является формирование личности, которая успешно использует свои знания и навыки для решения разных практических задач, встречающихся в реальной жизни.
В связи с переходом на ФГОС и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности воспитателя. В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения. Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и воспитанника на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучения.
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание нового. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.
Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, она влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Поэтому в детском саду необходимо выстраивать целостную систему педагогической работы, которая бы обеспечивала целенаправленное комплексное воздействие с целью наиболее полной компенсации отклонений в развитии каждого ребенка. Лего — конструирование, палочки Кьюзенера, кубики Никитина способствуют формированию знаний, умений и навыков; способствуют развитию высших психических функций и предпосылок к школьному обучению, актуальны при использовании технологии развивающего обучения. Данные развивающие дидактические игры направлены на формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению и, следовательно, актуальны при использовании технологии развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...
Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"
Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта....
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий)"
Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями. Содержание игр, методика и организация их провед...
"Формирование творческих качеств дошкольника в развивающем обучении" консультация для восптателей.
В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. У ребенка появляются не только желание действовать с изобразительными материалами, но и получать определенный ...
Консультация «Проектный метод как одна из образовательных технологий развивающего обучения дошкольников»
Материал для работы с педагогами ДОУ по освоению проектного метода...