Консультация «Проектный метод как одна из образовательных технологий развивающего обучения дошкольников»
методическая разработка по теме
Материал для работы с педагогами ДОУ по освоению проектного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Проектный метод как одна из образовательных технологий развивающего обучения дошкольников»
В настоящее время все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит на занятиях. В школе учителя начальных классов тоже говорят об отсутствии у детей любознательности, угасании интереса к познанию нового. С. Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».
Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.
В настоящее время главным критерием, по которому оценивается качество дошкольного образования, является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Т.е. необходимо в процессе обучения добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».
Поэтому на данном этапе развития дошкольного образования перед педагогами д/с встала необходимость использовать в работе новые технологии, методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию творческого воображения и мышления дошкольников.
Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
К достоинствам проектного метода можно отнести следующее:
- Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию соответствовать социальному заказу общества.
- Метод проектов дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.
- В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.
- Метод проектов позволяет оптимально сочетать фундаментальные и прикладные знания, которые даются детям.
- Метод проектов позволяет плавно перейти от авторитарного стиля взаимодействия с детьми к сотрудничеству педагога и детей.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основное положение современного понимания метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей исследовательского поиска для ее решения (например: для чего нужен скафандр космонавту, или откуда появилась традиция украшать елку игрушками).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- Выдвижение гипотезы их решения;
- Обсуждение методов исследования;
- Обсуждение способов оформления конечных результатов;
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- Выводы, подтверждение или опровержение гипотезы.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов: (на слайде)
- Исследовательско-познавательные – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодельных рукописных изданий, дизайнерских разработок и т.п. (например. «Мир воды», «Питание и здоровье»);
- Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
- Информационно-практико-ориентированные – сбор информации и ее реализация с ориентировкой на социальные интересы (оформлений и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов, схем, картотек и др.);
- Творческие – оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций, продуктов совместного труда (например, «Театральная неделя»);
- Досуговые – спортивные и развлекательные мероприятия;
- Комплексные – смешанные типы по содержанию.
Этапы развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В ходе реализации проекта решаются задачи развития и задачи исследовательской деятельности детей.
Задачи развития (для всех возрастов):
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте:
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- Активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действий разрабатывается коллективно. Также важно при подготовке проекта продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.
Условия успеха задуманного проекта
(предложить воспитателям самостоятельно их сформулировать)
- Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие.
- Начинать осуществлять проект необходимо сразу после выбора темы, пока интерес не угас, пока не прошла мотивация к работе, т.к. у дошкольников еще не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.
- Создание максимально возможного дидактического, информационного технического обеспечения конкретного проекта (иллюстративная, справочная литература, схемы, диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы).
- Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
- Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.
- Спланировать предварительную и подготовительную работу.
- Профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, умение ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок), постепенно делегировать ребенку право принятия решения.
- Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» - «неправильно». Важно – обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее.
- Исследование должно идти одновременно с обучением.
- Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.
- Четко выстраивать стратегию руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка).
Список литературы:
- Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 320 с.
- Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М.: Линка-Пресс, 2010. – 240 с.
- Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по художественно-эстетическому развитию (современная образовательная технология: «Развивающее обучение») Тема: «Папа дома, мамы нет, Папе кто подаст обед?»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга...
Конспект НОД c использованием современных образовательных технологий развивающего обучения во второй младшей группе на тему: «Снежинки-сестрички»
Цель: Развитие воображения и творческого мышления. Задачи:Образовательные:- учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестигранника,- учить дополнять апп...
«Современные образовательные технологии в обучении дошкольников»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие...
Консультация для педагогов "Образовательные технологии развивающего обучения в ДОУ"
В материале рассматривается, чем развивающее обучение отличается от традиционного, что такое "Педагогическая технология" и какие инновационные технологии можно отнести к развивающему обучени...
Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .
Аннотация к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС является Художеств...
Презентация на тему: Цифровые образовательные технологии в обучении дошкольников.
Презентация на тему: Цифровые образовательные технологии в обучении дошкольников....
«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»
Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга...