Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"
консультация на тему
Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников
разработана старшим воспитателем ГБДОУ детский сад № 60
Колпинского района Санкт-Петербурга
Макшиной Светланой Викторовной
План
1.1 История вопроса
1.2 Теоретический блок
1.2.1 Понятийный аппарат
1.2.2 Классификация проектов
1.2.3 Структура проекта
1.2.3 Типы и виды проектов
3. Дискуссия «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»
4. Творческое задание - анализ одного из проектов.
Методы:
- теоретический анализ литературы
- беседа
- постановка проблемных вопросов
- обсуждение
- История вопроса
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Что же считается проектной деятельностью?
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
В ходе же проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
Например, ребёнок хочет сделать подставку для карандашей и кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребёнок удерживает в своём сознании целый ряд вариантов. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребёнок может использовать различный материал. Кроме того, при сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам для себя и для других разрабатывает новые условия, изменяет самого себя. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Таким образом, можно сказать, что проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития детей.
Немного об истории развития метода.
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он разработал метод проектов – новый дидактический метод, который предусматривает определённую последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-ёх этапов:
- Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
- Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения – план работы, а затем проект.
- Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Идеи Джона Дьюи реализовались в 1884-1916 гг. его учеником – американским педагогом У.Х. Кильпатриком, который считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.
Он выделил 4 вида проектов:
- созидательный (производительный)
- потребительский (изготовление предметов)
- проблемный (преобладающий интеллектуальные затруднения)
- проект- упражнение
Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребёнка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-ых гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагорина,
М.В. Крупениной.
Советские педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е.Г. Кагаров считал, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня.
По мнению М.В. Крупениной, метод проектов необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы такие как: самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещён, т.к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения) и возродился он только в 90-ых годах в виде интегрированных курсов.
За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Так в 1950-е гг в детских садах на Западе работа с дошкольниками планировалась с учётом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляли планы на день, на неделю, обсуждали их вместе с педагогами и воспитателями, принимали участие в планировании задач на месяц.
Сотрудничество российских учёных и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.
- Теоретический блок
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Как влияет проектная деятельность на развитие ребёнка?
- Расширяются знания детей об окружающем мире (это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов)
- Развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.
- В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
- Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становиться более разнообразной и структурированной.
- Общая классификация проектов
Мы вам представляем следующую классификацию проектов (таблица № 1)
Цель проектного метода – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов
Структура проекта.
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- работа над частями проекта, коррекция;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в детском саду предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— «Путешествие в подводное царство»;
— «Путешествие на Луну»;
— «Гомеопатическая аптека»;
— «Зоологический магазин»;
— «Зоопарк» и т.д.
На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает их. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
- Типы и виды проектов (таблица № 2,3)
Мы предлагаем вам рассмотреть классификацию проектов по Киселёвой.
Как вы видите из таблицы, темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдёт много тем для проектов.
Как же организовать проектную деятельность в детском саду?
Проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системное преобразование всего учебного и воспитательного процесса.
Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день в две недели. При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам.
( по 5-9 человек) Таким образом, каждая подгруппа занимается своим проектом.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагогов мы предполагаем организацию консультаций, встреч, семинаров и других форм общения для внедрения проектной технологии в жизнь детского сада.
3. Дискуссия «Место проектной деятельности в ДОУ».
- Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях нашего детского сада? В чём вы видите трудности для коллектива? Для детей?
Каких знаний и умений в работе по этому направлению вам не хватает?
- Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании?
Нужно ли её поощрять? Контролировать?
- Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?
- Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно?
4. Творческое задание - анализ одного из проектов.
Оптимальные критерии анализа.
- Название проекта
- Вид, тип проекта.
- Актуальность (целесообразность)
- Доступность реализации (характер затрат)
- Спектр участвующих специалистов
- Степень взаимодействия с родителями.
- «Плюсы» и «минусы» проекта.
- Эффективность результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
«Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»
Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного проц...
«Творческие игры как метод развивающего обучения дошкольников»
Научить общению и наблюдательности.Развить нравственные качества ребёнка и творческие способности.Воспитать чувство взаимопомощи и сотрудничества.Развить воображение и интуицию, ловкость, глазомер и ...
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...
Консультация для родителей «Проектная деятельность в ДОУ как метод развивающего обучения дошкольников»
Все о технологии проектирования в детском саду, о роли детей, педагогов и родителей в проводимой совместной работе....