Консультация для педагогов ДОУ Тема: Проведение дидактических игр для детей раннего возраста во время адаптационного периода
консультация (младшая группа)

Галина  Валерьевна Чечик

Для детей раннего возраста игра – основной способ познания окружающего мира и себя в нем. В процессе развития и воспитания дошкольников игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет большое внимание играм. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Игра - форма деятельности в условных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: Проведение дидактических игр для детей раннего возраста во время адаптационного периода

 Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими, новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы.

Ранний возраст является особым периодом формирования организма и систем, началом развития их функций. Поэтому специалистам дошкольного учреждения необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников дошкольного учреждения. Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было предельно безболезненным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Для детей раннего возраста игра – основной способ познания окружающего мира и себя в нем. В процессе развития и воспитания дошкольников игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет большое внимание играм. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Игра - форма деятельности в условных ситуациях.

3.  Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

  Задачи игр:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

 

4.  Основные принципы организации и проведения игр:

  • Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не  стоит.
  • Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.
  • Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

 5. Все игры условно поделены на группы

1 группа  Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

2 группа  Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3 группа Игры и упражнения  на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

4 группа Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

6. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

7.ИДИ КО МНЕ.

  Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

8. ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА

  Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной.

ХОРОВОДЫ.

9.ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ

 Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, узкие специалисты и др.)

  Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

10.НАЙДИ ИГРУШКУ.

  Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:

«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

  После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)

  Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.

  11.Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там.

12.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ).

13.ДОЖДЬ.

  Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам

(хлопаем ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин.

   Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

14. Четвёртая группа .

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ.

  Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными,  Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами:

15.Зайка

Заинька-зайка,                                 (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)

Маленький зайка,                            (Садятся на корточки)

Длинные ушки                                 (Приставляют ладошки к голове)

Быстрые ножки                                (встают, топают ногами)

Заинька-зайка, маленький зайка    (Обхватывают себя руками, изображая страх)

Деток боишься, зайка-трусишка.

16.УГОВОРУШКИ

 

КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?

В деревню Потеряево Пошли гулять колготки.

 Пошли и потерялись там, Ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком, Не плачут, а ревут!

Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут.

 И вспомнила хозяюшка, Где вечером была!

Сходила в Потеряево, Колготочки нашла.

КТО ТУТ ПЛАЧЕТ? 

Кто тут плачет, Ой-ей-ей!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите!

 Улыбается уже -посмотрите!

Чтоб все вокруг сверкало.»

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

  • Посмотрите, крошки,
    На свои ладошки.
  • Ах, какие ладошки!
    Чистые ладошки!

В ручейке вода струится

 В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

 Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке

Не умыться, не напиться без воды,

 Листику не распуститься без воды,

 И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

17.ПОТЕШКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЛАЧЕТ ИЛИ ШУМИТ 

ЕСЛИ РЕБЕНОК БОЛЕЛ И КАПРИЗНИЧАЛ

У лисы боли, у медведя боли,

-А Петенькины боли

Уйдите за горы.

Цыть, цыть, не плачь,

Несет котик калач. Н

едалечко на мостике

-Несет калач на хвостике.

Сынок, не плачь - испеку калач!

 Сынок, не вой - испеку другой!

Сынок, не реви - испеку все три!

18.Выводы : 

 Значимость игровой деятельности как средства адаптации детей раннего возраста определяется тем, что для данной возрастной категории игра – основной способ познания окружающего мира и себя в нем. Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрастном периоде. Игровая деятельность детей имеет большое значение для обучения и воспитания, для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования способностей и становления личности ребенка в целом.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;

  • ·                     помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • ·                     развивает искусство общения;
  • ·                     помогает управлять своими чувствами;
  • ·                     даёт возможность пережить массу эмоций.

 

 «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»

Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»

 На  протяжении  долгого  времени  цвет  остается  важным  объектом  исследований,  только  подходы  ученых  к  этой  ...

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...

Картотека игр для детей раннего возраста «Игры в адаптационный период»

Картотека игр «Игры в адаптационный период» содержит в себе серию игр, направленных на успешную адаптацию детей раннего возраста....