Консультация для педагогов "Формирование культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Формирование навыков самообслуживания у детей 1 мл. группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_form._kgn_u_detey_rannego_vozrasta_s.docx | 10.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Консультация для педагогов
«Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Выполнила: Г.Н. Опенкова
Дзержинск
2016
Гигиеническое воспитание – часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. В раннем детстве ребенок осваивает большинство культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Именно поэтому одна из важнейших задач воспитания детей раннего возраста – формирование элементарных умений и навыков гигиенической культуры. При поступлении воспитанников в детский сад я столкнулась с такой проблемой, когда многие из них не могут себя самостоятельно обслуживать и не владеют навыками личной гигиены.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое значение отводиться полноценному проживанию ребенком всех этапов детства. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
– формировать умение овладеть простейшими культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
– побуждать детей к самостоятельности;
– формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– воспитывать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков;
– активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– оснастить развивающую предметно – пространственную среду в группе дидактическими пособиями и играми по формированию КГН.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, стремление к самостоятельности.
Для успешного решения поставленных задач использую целый ряд методов и приемов : личный пример, показ, объяснение, пояснение, поощрение ,беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, художественное слово, привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Алина быстро и правильно надела сапожки!»
Для формирования у детей навыков самообслуживания мною применяются следующие дидактические игры и упражнения: «Что сначала, что потом», «Фотограф чистоты», «Расскажи про детский сад», «Угостим матрешку чаем», «Поможем Маше собраться на прогулку», «Мы умеем чисто мыться», «Завтрак для друзей»,
изготовлены наглядные пособия:
- алгоритм последовательности одевания;
- лента – схема последовательности процесса умывания;
3 ) сюжетные картинки с изображением разных видов деятельности.
Действую в тесной связи с родителями, мотивируя их на оказание разных видов помощи в изготовлении дидактических пособий, оформлении картотек потешек и художественного слова, застежек – шнуровок для развития мелкой моторики, изготовлении настольного театра. Для работы с родителями приобретено методическое пособие «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста», также проводился круглый стол по данной тематике, на стенде вывешивались фотографии детей в режимных моментах. Во время ежедневного общения делюсь своими наблюдениями, рассказываю о достижениях детей. Стараюсь донести до родителей, что их обязанность – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду, чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами соблюдали гигиенические правила.
Хотелось бы отметить , что богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов становиться фольклор и детская литература , ведь с ними можно поддерживать интерес к культурно – гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно- гигиенических умений Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.
Например:
● при умывании
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку –
Посмелей!
Будем умываться веселей !
● при расчёсывании: Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки покажу.
● при кормлении: Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша, ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
● при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки - мягки, да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!
● при одевании: Даша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?»
Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.
Все навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Эти умения и навыки играют важнейшую роль в охране здоровья детей, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста необходимо приучать детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Тут особенно важна постепенность: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При формировании навыка сначала использую прямой показ действия, сопровождая его объяснением, затем выполняем действие вместе с ребенком (заворачиваем рукава , намыливаем руки, трем их сначала прямыми движениями, затем круговыми, смываем мыло, вытираем полотенцем). Здесь можно использовать такие игровые упражнения как «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки». Во время приема пищи фиксировала внимания ребёнка на «секретах» того или иного действия. Например, главный «секрет» приёма пищи – брать еду с ложки губами, а не языком.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Я только наблюдаю за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, показываю правильное действие, направляя на следующее действие.
Навыки детей быстро становятся прочными, если их постоянно закреплять в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий: кто-то стал значительно опрятней и т. д.
Однако одним из важнейших условий, необходимых для успешного воспитания самостоятельности, является единство требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.
Необходимо, чтобы правила и требования дома совпадали с правилами детского сада.
За время своей работы по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания определила для себя некоторые правила:
- Во время формирования навыка самостоятельной еды важно научить ребенка
- правильно держать ложку (свободно, в трех пальчиках);
- опускать ложку в тарелку;
- наполнять ложку содержимым;
- повторять все части формируемого навыка пока тарелка не будет пустой;
- формировать навыки опрятности во время приема пищи и умения брать хлеб из хлебницы и пользоваться салфеткой;
2. Формирование навыка умывания:
Приступая к гигиенической процедуре, проговариваю с детьми весь процесс:
Завернуть рукава одежды;
Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга;
Смыть мыло под струёй воды;
Стряхнуть воду с кистей;
Снять полотенце;
Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают) ;
Предлагаю посмотреть в зеркало: «Вот какой ты чистый стал и красивый! »
Все действия стараюсь сопровождать стихами и потешками.
3. При формировании навыка самостоятельно одеваться (заметила, что детям легче научиться снимать одежду, чем надевать) надо:
- посадить ребенка на стульчик;
- сопровождать каждое действие словесно («возьми штанишки, сядь на стул»);
- взять штанишки за резинку;
- поднять и просунуть одну ногу в штанишки затем вторую в пустую штанину
-держать крепко штанишки за резинку, встать со стула и натянуть их вверх.
Формирование правил поведения:
Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
Аккуратно убирать одежду.
Во время всего процесса одевания или раздевания побуждаю детей к самостоятельности.
4. Навык пользования расчёской:
-Знать свою расчёску и место, где она лежит;
-Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;
- Спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;
-Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре);
-Исключить возможность пользования чужой расчёской.
5. Навык пользования носовым платком:
-Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
-Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
-Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д.
-Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью) ;
-Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
-Обращать внимание на чистоту носового платка!
6. Навык пользования туалетом:
-Закреплять умение проситься на горшок и пользоваться только своим.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Если ребенок освоил эти навыки, то можно закреплять их в дидактических упражнениях и играх.
Сначала учебного года в своей группе провела большую работу по формированию у детей навыков самообслуживания. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные культурно - гигиенические навыки и умения: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого больше времени уделяется на организацию разнообразной образовательной деятельности: двигательной, игровой, речевой, познавательной.
Углублённо занимаясь проблемой формирования культурно – гигиенических навыков с целью воспитания самостоятельности у детей раннего возраста вижу необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.
Таким образом, могу сделать следующий вывод:
Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить, что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребёнок развивается индивидуально, необходимо только поддерживать его и помогать ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
Консультации для родителей : "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста", "Нужен ли ребенку дневной сон", "Современные методы оздоровления детей дома", "Адаптация ребенка в детском саду"
Консультации для родителей...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...