"Театрализованная деятельность в развитии и воспитании детей с ТНР"
консультация (старшая группа)
консультация для восаитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Театральная деятельность в воспитании и развитии детей с ТНР
Актуальность выбора данной темы обусловлено тем, что театральная деятельность в детском саду является наиболее эмоциональным звеном коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием театральной деятельности у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир, учится общаться, говорить, фантазировать, проявлять творчество.
Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает театральная деятельность на всестороннее развитие ребенка во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической. Какое большое влияние оказывает на развитие речи.
Цель:
Развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.
Задачи:
∙ Развитие мелкой, мимической и общей моторики.
∙ Развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений.
∙ Пополнение и активизация словаря детей.
∙ Формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
∙ Развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
∙ Развитие выразительности речи детей.
∙ Развитие умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
∙ Создание естественной среды для развития творческой активности и артистических способностей, фантазии и воображения, отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.
Театральная деятельность детей дошкольного возраста.
1.1. Значение воздействия театральной деятельности на детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Оно дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает опыт и начала творчества. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
Театральная деятельность, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Она позволяет детям принять активное участие в действии, инсценировании, ролевом «проживании» ими поступков, чувств своих героев, что, безусловно, положительно воздействует на чувства и мысли ребенка, является основой воспитания нравственных качеств.
В ходе игры на сцене воспитывается и правильное отношение к труду, и такие нравственные качества, как взаимовыручка, ответственность, товарищество, справедливость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Вместе с героями пьес, инсценировок, историй, сюжетных картинок, предлагаемых в пособии, дети познакомятся с добротой, дружбой, уважением, научатся быть вежливыми, участливыми, трудолюбивыми. Занятие театральной деятельностью влияют на общую культуру поведения дошкольника.
Они помогут педагогам формировать у детей правильную самооценку тех или иных поступков. В этом возрасте дети с особым интересом познают окружающий мир, анализируют происходящие в нем явления, социальные отношения, у них активно и стремительно развиваются речь, воображение, мышление.
Как и другие виды искусства, театральное искусство имеет познавательное значение. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, дошкольники обогащаются новыми представлениями, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Так же театральное искусство позволяет детям познакомиться с новыми литературными произведениями, героями, с обычаем разных стран и народов.
1.2. Воздействие театральной деятельности на речь детей с ТНР
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Всё это можно развивать, привлекая детей к участию в театральной деятельности.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения; его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия и театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Таким образом, театральная деятельность оказывает большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания детей»
В данном проекте изложен материал о моей работе театральной деятельности в процессе музыкального воспитания детей. Основная цель проекта - формирование у детей опыта театрализованных представлений как...

Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....

Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»...

"Театрализованная деятельность как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье раскрыты вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Предложен проект реализации театрализованной деятельности, котор...

статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста....

"Театрализованная деятельность- основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Театрализованная деятельность-основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...