статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Гусева Юлия Леонидовна

Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гусева Юлия Леонидовна

воспитатель ГБДОУ  детский сад №113

 Невского района

г. Санкт-Петербурга

«Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

«Театр – это волшебный край,

в котором ребенок радуется, играя,

а в игре он познает мир!»

Мерзлякова С.И.

Театрализованная игра – одна  из самых доступных видов деятельности, которая  позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям пред аудиторией. Дети воспринимают, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.  

Театрализованная деятельность  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность смелость и др.) благодаря сказке человек познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное  отношение  к добру и злу. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности  огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Таким образом,  развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует  такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

-  назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

- что делать, если ролей  не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

        Первую  поможет решить подгрупповая организация занятий  по театрализованной деятельности (по 10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей, воспитатель, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода  к каждому ребенку.  Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и взрослые,  и дети – артисты, и они должны уметь  играть и положительные и отрицательные  роли.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей.  Желательно привлечь родителей к активному  участию в театрализованной деятельности в качестве исполнителей ролей,  авторов текста,  изготовителей декорация, костюмов и т.д.  

Таким образом, союз педагогов и родителей будет способствовать  интеллектуальному, эмоциональному  и эстетическому развитию детей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....

Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

laquo;Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»...

"Театрализованная деятельность- основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Театрализованная деятельность-основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...

« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...