Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
статья
«Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Степанова Татьяна Леонидовна
воспитатель ГБДОУ детский сад №123
Невского района
г. Санкт-Петербурга
«Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир!»
Мерзлякова С.И.
Театрализованная игра – одна из самых доступных видов деятельности, которая позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям пред аудиторией. Дети воспринимают, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность смелость и др.) благодаря сказке человек познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две проблемы:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую поможет решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей, воспитатель, может придумать дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и взрослые, и дети – артисты, и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Желательно привлечь родителей к активному участию в театрализованной деятельности в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декорация, костюмов и т.д.
Таким образом, союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/04/picture-385129-1625404105.jpg)
Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-992758-1515749798.jpg)
Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....
Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей среднего возраста
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игру рассматривают как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать зара...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/10/picture-1173530-1570726874.jpg)
статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/20/picture-1259282-1595240400.jpg)
"Театрализованная деятельность- основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Театрализованная деятельность-основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/12/picture-1417335-1663004356.jpg)
« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...