Семинар-практикум в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения».
материал

Авдеева Юлия Алексеевна

Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар для воспитателей27.86 КБ

Предварительный просмотр:

                              МБДОУ «Детский сад №7»

Семинар-практикум в ДОУ

 «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения».

                                                                                   Подготовила: Авдеева Ю.А.

 

Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

I часть. Информационная.

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара  – практикума  «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения».                          

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.                                                                                         Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

•создание системы нравственно -патриотического воспитания;

воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

5.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны)«История России» (от былинных богатырей до наших дней).

6.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

7.«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность взаимосвязи различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:

•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

II часть. Практическая. Предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре.

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи.

-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

     Ход игры:

  1. Раунд «Я спрошу, а ты ответь!»

Что мы знаем о территории России (Россия эта самая большая страна в мире, огромная территория). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь почти сутки. Территория нашей родины очень разнообразная, на ней очень много морей, рек, гор, есть пустыни, болота и очень много животных.

Вопросы

  1. Как называется страна, в которой мы живём?
  2. А как называется столица нашей Родины?
  3. А как называются люди, живущие в России?
  4. Что является государственными символами России?
  5. Кто является президентом России?
  1. Раунд «Государственные символы России».

Давайте вспомним что является государственным символом России?

Что же такое Герб. Герб — это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках: Бумажных и металлических. На паспортах и документах.

Флаг — на нём три горизонтальные полосы: Белая, синяя и красная. Белый цвет означает мир и чистоту души, синий -верность и правду, красный — отвагу и любовь.

Символом России является -Гимн.

Гимн России -это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают Гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.

1.Разложи герб в правильной последовательности его появления

  1. Раунд «Столица нашей Родины».

Москва — столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. В: Русский народ придумал очень много красивых, мудрых пословиц и поговорок о родине, её защите, любви к ней. Я предлагаю сей час вспомнить некоторые из них. Перед вами в конвертах лежат пословицы и поговорки о родине. Вам нужно правильно соединить их.

  1. Человек без Родины, что соловей без песни.
  2. Родина—мать, умей за нее постоять.
  3. Москва — сердце России.
  4. Москва — что гранит, никто Москву не победит.
  5. Москва слезам не верит, — ей дело подавай.

.

  1.  Раунд «Природа родного края».

Следующее задание посвящено природе родного края.

  1. Какое дерево называют русской красавицей? БЕРЁЗА
  2. Дерево – рекордсмен по очистке грязного воздуха. ТОПОЛЬ
  3. Какая птица является санитаром леса? ДЯТЕЛ
  4. Какие птицы спят в воздухе? СТРИЖИ
  5. Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? ПОДОРОЖНИК
  6. Какие грибы растут на пнях? ОПЯТА
  7. Какая река протекает в нашем городе? Маис
  8. Какие животные ложатся в спячку? МЕДВЕДЬ, ЕЖ
  1.  «Праздники России».

И наш следующий раунд «Праздники России». Нужно написать все праздники  (Новый год, Рождество, Пасха, Масленица, 23 февраля – День защитника Отечества, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства, День Победы).

  1. Раунд «День Победы» .

1.Какой праздник отмечают 9 мая? (День победы, День защитника Отечества, Новый год.)

2.Какую годовщину отмечают со Дня Победы. (75 лет)

3.В каком месяце празднуем праздник Победы? (Май).

4.Куда идут люди в этот день? (На парад, в детский сад, уборку территории).

5.Что принято дарить на День Победы нашим ветеранам? (Деньги, цветы, посуду)

6.Цветы, улыбки, слёзы и радость на лицах у ветеранов. А что можно увидеть на груди у ветеранов в праздничный день? (Шары, медали, ордена).

7.Праздничные мероприятия продолжаются до самого вечера. Что можно увидеть в ночном небе в этот день? (Облака, салют, звёзды).

8.Какая страна в далёком 1941 году напала на нашу страну?

(Украина, Англия, Германия)

9.Сколько лет длилась война? (1 год, 4 года, 10 лет)

10.Чем награждали солдат за отвагу и заслугу на войне? (конфетами, открытками, медалями).

11.Где лечили раненых бойцов? (В больницах, в поликлиниках, госпиталях, домах отдыха)

12.В каком главном городе нашей страны прошёл парад – Победы? (Москве).

13.Назовите города – герои (Москва, Ленинград, Тула, Брест, Севастополь)

Раунд: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую ,найдите аналог:

1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу.  Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

IV. Обмен мнениями.

V. Завершение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Семинар – практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

Семинар-практикум для воспитателей   Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя дет...

Семинар – практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации»

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и ...