Игры для одаренных детей.
картотека
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»
Подготовила: педагог-психолог
Облицова Т.В
Игры для одаренных детей на развитие творчества.
- Составь рассказ от имени другого персонажа: «Представь, что ты стал игрушкой, предметом мебели, деревом, животным. Расскажи об одном дне воображаемой жизни».
- «Сколько значений у предмета?».
Нужно найти как можно больше вариантов реального использования предмета (например, кирпич, газета).
3. Поиск причин событий.
4. Сочини сказку.
Нужно сочинить сказку, которая начинается с фразы: «Мама купила в магазине рыбу...» и заканчивается фразой: «... Поэтому вечером пришлось зажигать свет».
5. Придумай животное с заданными свойствами.
6. «На что похоже?».
На карточках изображены различные фигуры. Надо придумать как можно больше предметов, явлений, на которые они похожи.
7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами, магнитом, лучом света, отражением.
8. Графические игры.
«Колябушки».
На листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации. Необходимо, используя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ.
«Пять точек».
На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две на любых частях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, исчезает статичность, однотипность образа.
«Переделай один предмет в другой» (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Осуществляется поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета.
Например, столб превратить в нору: сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
«Дверь - велосипед, клумба - батарея отопления, бутылка - дом, дерево - ботинок» (умозаключения по аналогии).
Нужно назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл...).
- Блестящий, синий и твердый.
- Большой, блестящий, металлический, новый.
- Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные.
9. Учебное исследование.
Этапы: первый - выбор темы, второй - постановка вопросов, третий - проведение исследования, четвертый - подведение итогов.
Дети могут делать несложные заметки-рисунки (схематичные), изображать буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому лучше заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: подумать, спросить у другого человека, узнать из книг, провести наблюдение и эксперимент, узнать в Интернете. В конце исследования ребенок вместе со взрослым делает сообщение.
10. Игры для развития художественного творчества.
«Трубочка, краски, мыльные пузыри».
На твердую светлую поверхность (крышка детского столика) наливается небольшое количество мыльного раствора, в который добавляются акварельные краски. Ребенок дует в трубочку, выдувая цветные мыльные пузыри.
«Ладошки и все понемножку».
Для детей, которым наскучило традиционное рисование карандашами и красками, можно предложить порисовать ладошками. Для этого берется лист ватмана, в блюдце разводится с водой краска (лучше гуашь). Детям можно надеть фартуки, сделанные из пакета «майка». Дети макают ладошки в краску и делают отпечатки на листе ватмана. Таким образом можно создать композиции «Веселые осьминожки», «Осенние листочки» и т. д. Помимо развития творческих способностей, данное упражнение помогает снять психоэмоциональное напряжение, способствует эмоциональной разрядке детей.
«Поиграем в аборигенов».
Данный вид деятельности можно провести в летнее время на даче или на берегу моря. Дети разрисовывают друг друга красками наподобие аборигенов. Затем художников можно вымыть шлангом или выкупать в море. Игра очень нравится детям.
«Кляксография».
На лист бумаги наносится клякса. Дети фантазируют, допридумывая образ и дорисовывая нужные детали.
«Монотипия».
Лист бумаги делится пополам с помощью карандаша и линейки. Затем на одной его половине рисуется половина бабочки, цветка и т. д. акварельными красками. Затем лист аккуратно складывается пополам. Таким образом на второй половине получается отпечаток рисунка. Старшим дошкольникам можно пофантазировать на темы «Звездная галактика», «подводный мир» и т. д.
11. Игры в быту («Пока мама готовит обед...»).
«Макаронные фантазии».
Детям дают макаронные изделия различной формы (ракушки, колеса, звездочки и т. д.). Дети выкладывают из них забавные композиции (например, «Овечки на лугу», «Смешной автомобиль»). Если хотите сохранить изображение надолго, предложите ребенку заранее подготовленную картонку с налепом из пластилина. На такой поверхности сухие рожки и завитушки будут держаться дольше. Данная игра развивает фантазию и мелкую моторику пальцев, что очень важно для развития речи.
«Волшебное тесто».
Педагог вместе с ребенком замешивает соленое тесто (в пропорции: 1 ч. л. соли + 1 ч. л. муки + + 1 ст. л. подсолнечного масла + вода до получения консистенции, близкой к пластилиновой массе). Дети лепят различные фигурки, которые затем подсушиваются в духовке и раскрашиваются.
«Фруктово-овощная геометрия».
Мама шинкует овощи для борща, дает несколько ломтиков свеклы и кружков моркови ребенку. Можно предложить ему сделать треугольник, квадрат, выложить домик и даже человечка из кусочков овощей и фруктов и затем все это с аппетитом съесть.
«Ледовые замки».
Предварительно залитую в формочки и окрашенную красками воду замораживают, а затем предлагают ребенку построить ледяные башенки, домик для эскимосов и т. д. (эту игру желательно проводить в теплом помещении).
12. Музыкальные игры.
Помимо традиционных игрушек (металлофон, ксилофон, ложки), можно использовать в играх колокольчики: дети очень любят их и находят для них в игре широкий спектр применения.
13. Игры с героями сказок.
14. Игры на прогулке.
«Найди сказочного героя».
Дети находят сухие ветки, корни, древесные грибы, напоминающие сказочных персонажей.
Также можно собрать материал для новых поделок из природного материала: шишки, желуди, красивые камешки.
«Изобрази и узнай».
На природе можно провести игры, развивающие артистические способности детей: «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем!», «Изобрази животное», «Раз, два, три, сказочный герой, оживи!» и т. д. Посещения зоопарка и океанариума могут дать «пищу» для детского творчества.
«Что я слышу?».
Предложите детям послушать, закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер, пошуршать листвой при ходьбе, покружиться на месте и с продвижением вперед, подбрасывая ногами листья вверх. Пусть Ваш ребенок откроет для себя массу удивительных вещей: почувствует, как ветерок шевелит волосы, ощутит капли дождя на коже, услышит аромат цветка, проследит за полетом бабочки, полежит на траве и посмотрит на облака, пройдется босыми ножками по влажной теплой земле, ощутит вкус снежинки на губах.
15. Игры на моральные темы.
«Хорошо или плохо».
Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения. Дети обычно оценивают все в двух категориях - хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.
-Осень, весна, лето, зима;
-солнце, ветер, огонь, снег, дождь;
-спать, гулять в лесу, лазать по горам.
Например, лето хорошее, потому что тепло, можно загорать, купаться, а плохое, потому что слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д.
Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов.
А главное - помогайте Вашему ребенку воплощать его идеи и замыслы!
Литература:
1. Афонькина Ю.А., Филатова О.В. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
«Игры для одаренных детей»
Выступление на педагогическом совете...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...
Сценарий деловой игры для одаренных детей
Одним из основных этапов работы по развитию одаренных детей является необходимость актуализации и расширения знаний педагогов дошкольного образования по вопросам одаренности. Именн...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...