Советы логопеда по вызыванию и запуску речи у детей с задержкой речевого развития
методическая разработка по логопедии
Комплекс специальный логопедических и психологических упражнений и рекомендаций предназначенных для использования родителями дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_logopeda.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
- Начинайте общаться с малышом как можно раньше. Идеально – со времени, когда он еще находится в утробе. Все добрые слова, сказки, песни – всё идет на пользу.
- Обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним.
- Занимайтесь перед зеркалом. В этом случае мальчик или девочка видят, как двигаются мышцы лица, рождаются звуки.
- Постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил.
- Произносите фразы четко и медленно – по той же причине, что указана в предыдущем пункте.
- Поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается. Сначала похвала, затем «работа над ошибками». Проще: малыш должен осознать, что развитие речи – это полезная вещь, за которую ему говорят добрые слова.
- Тратьте на обучение навыку говорить по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок замкнется.
- Больше читайте. Это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас.
- Учитывайте темперамент. Возможно, проблема не в том, что ребенок не может освоить разговорный навык, а просто он не хочет произносить слова и предложения.
- Объясняйте детям, как строить фразы, задавать вопросы, использовать сложные конструкции в речи.
- Учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано. Но подчеркиваем, не переусердствуйте. Из-за этого тоже могут возникнуть проблемы.
Специальные упражнения
Занятия не должны быть однообразными. Необходимо увлечь ребенка. Только в случае заинтересованности малыш будет с удовольствием выполнять упражнения. Рекомендуется применять следующие:
- Изучайте с ребенком слова по группам: овощи, фрукты, транспорт, одежда и так далее. Удобно для этого использовать карточки.
- Играйте в «Назови предмет». Сначала родитель говорит, что изображено на карточке, затем это право передается малышу. Если ответ неверный, то нужно мягко поправить сына или дочь.
- Найдите несколько простых загадок, попробуйте озвучить их малышу. Идеально, если они будут рифмованные. Например:
«Он мурлычет и поёт. Угадали? Это… (кот)!». - Читайте ребенку стихи. Чем проще, тем лучше. Он будет постепенно их запоминать.
- Произносите первую часть слова, чтобы ребенок произносил вторую. Например: − Кош…− …ка!
- Давайте малышу задание на определение уменьшительной формы. Например: «Как зовут ребенка кошки?».
- Работайте над развитием воображения. Помогут, например, такие вопросы: «Зачем нужна вода?», «Что делают при помощи ложки?» и так далее.
- Развивайте мелкую моторику, которая напрямую связана с речью. Можно сделать «сухие бассейны» из разных круп, зашить зернышки в мешочки, использовать слегка колючие предметы: мячики, щетки. Собирайте пазлы, кубики, матрешек.
- Делайте артикуляционную гимнастику. Об упражнениях речь подробно пойдет ниже.
- Пойте песни с ребенком.
- Отказывайтесь понимать жесты, чтобы малыш начал выражать мысли словами.
- Используйте в речи одни и те же слова, не гонитесь за разнообразием. Ребенку будет проще их запомнить. Это актуально при чтении сказок. Лучше выбрать и повторять несколько, чем каждый день читать новую.
- Делайте дыхательные упражнения. О них речь еще пойдет.
- Массажируйте пальчики – это относится к развитию мелкой моторики, как и следующий пункт.
- Обводите предметы по контуру.
Игровые занятия
Таких занятий много. Всё ограничивается только фантазией. Поэтому на основе перечисленных вариантов можно придумать что-то своё:
- Имитировать звуки животных. Пусть ребенок изобразит, как кричат те или иные звери, птицы.
- Делать сценки с игрушками – «кукольный театр» с имитацией звуков или простенькими диалогами.
- Игра «Кто дольше прокричит звук». Можно выбрать самые простые: «ууу», «ааа».
- Упражнение «Прояви внимание». На столе разложите предметы. Какое-то время ребенок на них должен смотреть. Затем уберите вещи или накройте материей. А малыш должен вспомнить, что лежало на столе.
- Игра «Что изменилось». Попросите ребенка запомнить, во что вы одеты. Выйдите из комнаты, добавьте к гардеробу один предмет, вернитесь к ребенку. Предложите малышу назвать вещь, которая появилась.
- Зарядка для губ. Несколько упражнений: вытянуть язык в трубочку, широко улыбнуться, корчить смешные рожицы перед зеркалом. Как было отмечено выше, ребенку очень важно смотреть на свое отражение, видеть, что меняется, когда напрягаются или расслабляются разные мышцы.
- Упражнение «Вкуснятина»: языком необходимо облизывать губы.
- Игра «Качели»: язык при открытом рте нужно перемещать с внутренней стороны нижних зубов на верхние.
- Упражнение «Лошадка»: пробуем поцокать.
- «Снежинка». Положите ребенку на ладонь кусочек бумаги. Можно вырезать настоящую снежинку. Малыш должен сдуть её с руки.
- «Свечки». Зажгите предметы с фитильками и контролируйте процесс. Ребенок должен сильно дуть на огонь.
- Игра «Ветер». Сделайте бабочек, стрекоз, снежинки на ниточках. Малыш должен дуть на них.
- Игра «Морское происшествие». Изготовьте небольшие кораблики с бумажными парусами, поставьте их в тазик с водой. Пусть ребенок дует на судна.
- «Ветерок». Дуйте на малыша, а ему необходимо проделать то же самое в вашу сторону.
- «Пузырек». Ребенок должен надуть щечки и как бы лопнуть их ладошками.
- Игра «Мяч и буква». Взрослый бросает круглый предмет. Называет букву. Ребенок ловит мяч. Придумывает слово на указанную букву.
- Упражнение для активации артикуляции. Дуйте через трубочку в бутылочку или в стакан. Можно наполнить тару пенопластовыми шариками, а не водой.
- Игра в антонимы с детьми постарше. Это ночь – день, черный – белый, быстро – медленно, тяжело – легко.
- Упражнение «Кошечка». Налейте малышу в блюдце молока или воды, пусть он пробует его лакать. Выглядит странно, но хорошо тренируются мышцы.
- «Одуванчик». Вложите чаду в руку воображаемый цветок. Пусть малыш вдохнет носом воздух и попытается сдуть «парашютики» с одуванчика.
- «Волшебник». Предложите ребенку произнести особое заклинание. Например: «Мамм-мэмм-мумм-мемм-момм».
- «Лягушонок». Пусть малыш покажет, как прыгает и квакает земноводное.
- «Оркестр». Попросите ребенка показать руками музыкальные инструменты и изобразить, какие звуки они издают.
- Игра «Стук». Простукивайте вместе с сыном или дочерью различные слова, имена и тому подобное.
- Артикуляционные разминки Екатерины Железновой «А мы скажем вместе с мамой».
- Активные упражнения. Исполните простые танцы: с хлопками, притопами, прыжками, поворотами корпуса. Можно делать всё, что хочется. Включайте фантазию. Любая физическая активность полезна. Но ребенок не должен сильно уставать.
- Игра «Дай!». Назовите цвет, форму и другие признаки предмета, находящегося в комнате или на столе, который ребенок должен вам принести.
- Упражнение на внимание. Отсортируйте вещи по определенным признакам.
- Игра «Сыщик». В тазике с крупой спрячьте игрушки, попросите малыша их найти. Можно задать дополнительные условия. Например, чтобы ребенок отыскал только лишь предметы красного цвета.
- Игра «Пароход». Это пальчиковое развитие. Педагоги говорят: «Речь находится на кончиках пальцев». Заниматься можно с того времени, как малышу исполнилось 6 месяцев. Суть игры «Пароход»: проговариваем: «Пароход плывет по речке, из трубы дымят колечки». Ладони при этом складывают вместе, большие пальцы оттопырены, можно поделать движения руками.
- Упражнение «Есть у котика на лапках очень острые царапки». Ладони сжимаются и разжимаются.
- Игра «Пальчик пальчикам сказал, что поехал на вокзал, чтобы встретить остальных, чтобы было 10 их». Большим пальцем нужно поочередно касаться других.
- Потешки. Их очень много, они забавные и полезные. Выбирайте на свой вкус, ориентируйтесь на ребенка. Помните о правиле, которое уже обозначалось: лучше выбрать несколько потешек и повторять их, чем использовать большое количество.
- Пальчиковая игра «Яичко». «Маленькая птичка принесла яичко. Мы яичком поиграем, мы яичко покидаем. Покатаем, не съедим, его птичке отдадим». В это время нужно, чтобы малыш катал шарик пальцами и ладонями.
- «Жмурки» для развития слуха. Всё просто: ребенок пытается с закрытыми глазами поймать взрослого или сверстников.
- Игра «В какой руке». Возьмите предмет, издающий характерный звук. Спрячьте руки за спину. Малыш должен угадать, в какой из них звучало.
- «Громко-тихо». Обсудите с ребенком, какие предметы издают громкие звуки, какие – тихие.
- Активные занятия с предметами. Возьмите два музыкальных инструмента. Например, бубен и треугольник. Расскажите сыну или дочери правила. Если звучит бубен – нужно подпрыгнуть, когда треугольник – похлопать в ладоши.
- Занятие для подвижности языка. Положите на язычок малышу ягодку или конфетку. Он должен возить её. То есть, высунув язык, перемещать вкусную вещь.
- Игра с карамелью. Возьмите карамель на палочке. К ней нужно тянуться языком, облизывать: вверх, вниз, влево, вправо.
- «Вкусное занятие». Насыпьте в блюдце сахар или сладкую пудру. Чадо должно обмакнуть в это язык и донести вещество до неба, внутренней стороны щеки.
- Игра «Круглое». Дайте ребенку задание катать во рту вишенку, конфетку. Не стоит выполнять это с очень маленьким ребенком, чтобы он не подавился.
- Упражнение для развития артикуляции. Дайте малышу мармеладных червячков. Задание: тянуть их в рот зубами и хватать губами.
- «Вкусное рисование». Насыпьте сахарную пудру на поднос. Нужно языком проводить на нем разные полоски.
- Игра с фруктами. Воткните сладкие палочки в яблоко или грушу. Задача: вытаскивать их зубками из плода.
- Далее – занятия для развития моторики. Разложите мелкие предметы на столе. Ребенку их нужно рассортировать, применяя пинцет или ложку.
- То же задание, но с особым условием: необходимо задействовать сразу две руки.
- Опять те же действия, но нужно применять руку, которая используется меньше. Как правило, это левая.
- Игра с бусинами. Разложите на столе мелкие предметы двух цветов. Например, бусины. Задача ребенка: выбирать их поочередно. Например, сначала белая, затем синяя.
- Чередование движений: левая рука, правая.
- Упражнение «Знакомство с вещами». Дайте малышу безопасные новые предметы, которыми он не пользовался ранее. Пусть осваивает. Это тоже помогает развитию речи. Появляются навыки, связанные с моторикой, а в процессе можно обсуждать то, зачем нужна вещь, как её правильно использовать, насколько интересно с нею работать.
- Игра с пластилином. Например: «Спрячь зайчика от волка» − на изображение ушастого нужно налепить зеленый кустик. «Прикрепи щупальца осьминогу». «Посади червячков в землю». «Сделай бантики девочке».
- Чистоговорки. Можно начать с самых простых: «Ла-ла-ла. Белка желуди нашла», «Ли-ли-ли. Улетели журавли» и так далее. Выбирайте чистоговорки в соответствии с возрастом ребенка.
- «Колыбельная». Играть лучше на ночь. Упражнение успокаивает. Включите колыбельную, и пусть малыш подпевает. Например, так: «А-а-а-а-а».
- Рассказ по картинкам. Игра подойдет для деток, которым исполнилось 3 года.
- «Прятки» с использованием покрывала, платка. Это хорошая игра на сенсорную интеграцию.
- «Ладушки». Ребенок должен хлопать по ладоням взрослого.
- «Кись-брысь». Начните гладить ручки малыша со словами: «Киса-киса». Затем, сказав «Брысь», попытайтесь легонько хлопнуть по ладоням ребенка. Он должен отдернуть руки.
- «В ямку бух!». Посадите сына или дочь на колени и приговаривайте: «Ехали по кочкам, по кочкам. В ямку бух!». Сначала нужно немного приподнимать ребенка на коленях. Это будут кочки. Затем – слегка раздвинуть ноги, чтобы получилась ямка.
- «Сорока-белобока» и «Коза рогатая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях
Фомирование обобщающих понятий в домашних условиях...
Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.
Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...
Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в...
Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов....
Статья: "К проблеме анализа феномена элементарной фразовой речи детей с задержкой речевого развития" (стр 93)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСТВА Сборник...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Задержка речевого развития является распространенной проблемой у детей, которая может препятствовать их коммуникационным и социальным навыкам. Одним из эффективных и доступных методов стимуляции речи ...
методическая разработка "Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений"
Рекомендации родителям и педагогам о том, как с помощью игр обогатить сенсорный опыт ребенка, чтобы способствовать развитию его речи....