Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития
методическая разработка (младшая группа) по теме
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
по развитию речи
для детей
с задержкой речевого развития
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.
Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?
- Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
- Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
- Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
- Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
- Задает много вопросов (возраст почемучки).
- Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
- Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
- Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.
Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.
Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:
либо гипервозбудимы, либо пассивны.
Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
Мелкая моторика рук развита слабо.
Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.
Они не могут передать интонацию слова.
Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука - кукла).
- Обогащение словарного запаса.
- Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».
- На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.
- Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.
- Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.
- Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.
- В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.
- Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.
Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.
- Развитие грамматического строя речи.
Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.
- Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.
- Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.
- Развитие связной речи.
В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.
- Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.
- Развитие дыхания.
Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.
- Пальчиковая гимнастика.
Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
- Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.
Хитрая плутовка – рыжая головка
Пушистый хвост краса
Кто это? – лиса
Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это? – петушок
Какие книги читать ребенку.
Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.
Читать ребенку каждый день!
Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:
«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха - цокотуха».
Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для дальнейшей жизни ребенка.
Речь формируется, когда головной мозг, слух, и артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития, в этом вашему ребенку помогут систематические занятия в детском саду и дома.
Каждое занятие должно состоять, из упражнений, которые:
- Развивают мышцы артикуляционного аппарата, т.е. артикуляционная гимнастика.
Значение ее, заключается в том, что мышцы становятся сильными, управляемые ребенком, что ведет к четкому произношению. Предлагаю вам познакомиться с одним из комплексов артикуляционной гимнастики.
Комплекс «Знакомство с язычком и его домиком»
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
(Широко открывать рот).
В этом доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки).
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью).
Потолок вверху, внутри.
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу).
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы).
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку»).
- Вторым моментом в занятиях является развитие мелкой моторики руки. Работа мелких мышц руки напрямую связаны с центрами речи, это доказано наукой. Чем точнее будет работа рук, тем четче будет звучать речь.
Комплекс пальчиковой гимнастики.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
Помимо специальной гимнастики, существуют множество упражнений, заданий для работы с пальцами: мозаика, пластилин, кубики, пазин, пирамидки, шнуровка и т.д.
- Следующим моментом, является развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия.
Если ребенок смотрит, но плохо различает предметы по существенным признакам, плохо запоминает услышанную речь, не умеет сравнивать, обобщать предметы, - такой ребенок никогда не научится излагать красиво свою мысль. Необходимо развивать у ребенка зрительное восприятие.
Учите ребенка рассматривать (сравнивать, различать по форме, по свету, по назначению окружающие его предметы).
- Обогащение словарного запаса.
Словарный запас вашего ребенка должен насчитывать 2000 слов.
Красивая и грамотная речь может быть только при большом словарном запасе.
Ребенок будет говорить только то, что слышит, поэтому надо разговаривать с ним, отвечать на его вопросы внятно, понятно, не загружая непонятными словами.
- Нужно беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка:
- не допускать чрезмерно громкой речи;
- предупреждать хронический насморк, гаймориты.
- Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, не следует торопить речевое развитие:
- Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом.
- Заставлять повторять непонятные ему слова.
- Заучивать недоступные по содержанию стихотворения.
- И учить произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата, ему еще недоступны (например, звук -р-).
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили звуки и слова.
Если ваш ребенок неправильно произносят какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот хвалить.
- Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
В семье необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми; получал от них новые знания; обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.
Список литературы.
- Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999.
- Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1998.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой, М., 1986.
- Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.
- Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.,
- Развивающие игры с малышами до трех лет. // Сост. Галанова Т.В. Ярославль. 1997.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития
Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...
Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»
Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).Арт-педагогика (художественная педагогика)...
Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)
Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...
Семинар-практикум: "Логопедический массаж как эффективный способ коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста".
Приемы и описание логопедического массажа при дизартрии....
Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"
АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...
Семинар-практикум "Особенности работы для детей младшего возраста по речевому развитию"
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, во...
«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»
laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...