Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития
методическая разработка (младшая группа) по теме

Жилунович Ольга Николаевна

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по развитию речи

для детей

с задержкой речевого развития

                     

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

  1. Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
  2. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
  3. Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
  4. Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
  5. Задает много вопросов (возраст почемучки).
  6. Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
  7. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
  8. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

 

Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.

Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

 либо гипервозбудимы,  либо  пассивны.

Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.

Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).

Мелкая моторика рук развита слабо.

Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.

Они ориентируются в существительных, но названия действий  (н-р, идет, бежит, стоит не различают).

Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.

Они не могут передать интонацию слова.

Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).

Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука - кукла).

 

  1. Обогащение словарного запаса.
  1. Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».
  2. На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.
  3. Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.
  4. Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.
  5. Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.
  6. В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.
  7. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.

Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

  1. Развитие грамматического строя речи.

Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.

  1. Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.
  2. Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

  1. Развитие связной речи.

В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

  1. Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

  1. Развитие дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

  1.  Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

Хитрая плутовка – рыжая головка

Пушистый хвост краса

Кто это? – лиса

Встает на заре

Поет во дворе

На голове гребешок

Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку.

Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

           Читать ребенку каждый день!

Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:

«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха - цокотуха».

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для дальнейшей жизни ребенка.

Речь формируется, когда головной мозг, слух, и артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития, в этом вашему ребенку помогут систематические занятия в детском саду и дома.

Каждое занятие должно состоять, из упражнений, которые:

  1. Развивают мышцы артикуляционного аппарата, т.е. артикуляционная гимнастика.

Значение ее, заключается в том, что мышцы становятся сильными, управляемые ребенком, что ведет к четкому произношению. Предлагаю вам познакомиться с одним из комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс «Знакомство с язычком и его домиком»

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лег.

(Широко открывать рот).

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки).

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью).

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу).

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы).

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку»).

  1. Вторым моментом в занятиях является развитие мелкой моторики руки. Работа мелких мышц руки напрямую связаны с центрами речи, это доказано наукой. Чем точнее будет работа рук, тем четче будет звучать речь.

Комплекс пальчиковой гимнастики.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясет бородою.

Помимо специальной гимнастики, существуют множество упражнений, заданий для работы с пальцами: мозаика, пластилин, кубики, пазин, пирамидки, шнуровка и т.д.

  1. Следующим моментом, является развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия.

Если ребенок смотрит, но плохо различает предметы по существенным признакам, плохо запоминает услышанную речь, не умеет сравнивать, обобщать предметы, - такой ребенок никогда не научится излагать красиво свою мысль. Необходимо развивать у ребенка зрительное восприятие.

Учите ребенка рассматривать (сравнивать, различать по форме, по свету, по назначению окружающие его предметы).

  1. Обогащение словарного запаса.

Словарный запас вашего ребенка должен насчитывать 2000 слов.

Красивая и грамотная речь может быть только при большом словарном запасе.

Ребенок будет говорить только то, что слышит, поэтому надо разговаривать с ним, отвечать на его вопросы внятно, понятно, не загружая непонятными словами.

  • Нужно беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка:
  1. не допускать чрезмерно громкой речи;
  2. предупреждать хронический насморк, гаймориты.
  •  Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, не следует торопить речевое развитие:
  • Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом.
  • Заставлять повторять непонятные ему слова.
  • Заучивать недоступные по содержанию стихотворения.
  • И учить произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата, ему еще недоступны (например, звук -р-).

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили звуки и слова.

Если ваш ребенок неправильно произносят какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот хвалить.

  • Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

В семье необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми; получал от них новые знания; обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

    Список литературы.

  1. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999.
  2. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1998.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой, М., 1986.
  4. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.
  5. Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.
  6. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.,
  7. Развивающие игры с малышами до трех лет. // Сост. Галанова Т.В. Ярославль. 1997.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»

Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).Арт-педагогика (художественная педагогика)...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...

Семинар-практикум "Особенности работы для детей младшего возраста по речевому развитию"

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, во...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...