Инновационная деятельность
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 451 г.Челябинска»
Инновационная деятельность в
детском саду
Гавриш Е.А.
Инновационная деятельность в детских дошкольных учреждениях
Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые . Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. При этом, вполне очевидно, что любому руководителю сначала нужно определиться с «терминологическим полем», в рамках которого будут формулироваться цели и задачи изменений. В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума. Такое учреждение должно работать в режиме перехода от режима функционирования к режиму развития. Понятно, что в процессе перевода учреждения в режим развития оно работает в смешанном режиме от 1 года до 3 лет.
Если ДОУ работает просто в режиме функционирования, то в этом случае программно - методическое обеспечение образовательного процесса, как правило, не претерпевает особых изменений в течение трех лет и более. Образовательная деятельность строится на основе наиболее распространенной и методически обеспеченной Программы, не требующей особых усилий от педагогического коллектива, изменения пространственной среды развития, материально- технических и финансовых вложений. Однако такое ДОУ становится мало интересным для родителей и социального окружения и, в результате, не конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. По сути, такой детский сад могут просто закрыть.
Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе блочнотематического, календарного с развернутыми конспектами, однотемного — системная паутинка, сквозного и др. ДОУ работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. В ДОУ, работающем в режиме развития, обязательны индивидуальные образовательные маршруты, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику, и работа с ближайшим социумом.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации. Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
- в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
- частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
- радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Именно поэтому педколлективы ДОУ активно внедряют парциальные и вариативные программы, разрабатывают и апробируют авторские программы, входят в городские сетевые площадки по экспериментальной деятельности. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.
Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: "Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?", "Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?", "Как изменим предметно-развивающую среду?" и т.д.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке,
инновационный потенциал дошкольного учреждения.
Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.
Можно выделить важные признаки развивающихся учреждений, организаций:
коллектив организации сам выделяет проблемы и разрешает противоречия;
культивируется инициатива;
поощряется ответственность;
одобряется способность определять приоритетные задачи;
ценится умение организовать себя и своих коллег на решение актуальных задач.
При этом основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения.
Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.
Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка -...
консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...