Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.
статья

Халикова Валентина Владимировна

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -  это путь современного, более эффективного решения образовательных задач на основе осуществления преемственно-перспективных связей образовательных программ, продиктованных временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект инновационной деятельности   как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

в ДОУ и школе

В.В. Халикова, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения

старший воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

г. Москва, Зеленоград

E-mail: halikova-valentina@yandex.ru

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -  это путь современного, более эффективного решения образовательных задач на основе осуществления преемственно-перспективных связей образовательных программ, продиктованных временем.

В сложившихся условиях модернизации, где поставлены акценты на обеспечение преемственности   образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников в решении проблемы эффективной социализации детей, важно и необходимо организовать особое профессиональное сообщество образовательных учреждений  (образовательный кластер), целью которого является эффективное сопровождение разнообразных процессов:  процесса развития и саморазвития педагогов, детей и родителей; процесса взаимодействия педагогов и специалистов с семьями воспитанников; процесса обеспечения преемственности дошкольного, начального и дополнительного образования; процесса эффективной социализации детей в условиях семейного и общественного воспитания.

Можно констатировать конкретное противоречие между требованиями к процессу непрерывного развития уровня профессиональной компетентности педагогов образовательного комплекса и недостаточно проработанной технологией эффективного сетевого взаимодействия  (образовательный кластер), в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка, которая отражена в актуальных проблемах модернизации российского образования.  

В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки, основанной на объединении географически сконцентрированных образовательных, научных и других учреждений, их тесное сотрудничество, в рамках общего проекта – это путь современного, более эффективного решения образовательных задач, продиктованных временем.

Для организации эффективной работы образовательного учреждения в инновационном режиме, был разработан проект инновационной деятельности по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия».

Проект направлен на создание сети образовательных учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которая способна обеспечить развитие личности ребенка и его социализацию на основе осуществления преемственно-перспективных связей образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования.

В проекте раскрыты методологические основания проблемы, представлена программа деятельности по ее решению. Прописаны: объект исследования, предмет исследования, гипотеза инновационной деятельности, цели и ожидаемые результаты нововведений (что и как должно измениться: в педагогической деятельности, в результатах жизнедеятельности ОУ), основные задачи, используемые методы, зона обновления (какие условия и характеристики деятельности вводит новшество).

Структурно проект состоит из пяти этапов. Каждый этап содержит цель, задачи, ожидаемые результаты.

В содержание I этапа – подготовительного (диагностического) входит:

- анализ готовности педагогических коллективов и участников проектного совета к началу инновационной деятельности по проблеме (наличие благоприятной атмосферы для работы педагогов в режиме ИД (через анкетирование); наличие возможностей для профессионального роста педагогов; уровень мотивационной готовности педагогов и участников проектного совета к работе в режиме ИД; уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов (через составление профессиограмм);

- создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в проектировании образовательного пространства в области инновационной деятельности;

- изучение  литературы и передового психолого-педагогического опыта по данному направлению;

- создание условий для возможности обмена опытом педагогов ОУ по исследуемому направлению;

- анализ использования вариативных программ, методического обеспечения по проблеме;

- наблюдение за характером и стилем взаимодействия участников проектного совета и педагогов ОУ с целью выявления эффективных способов взаимодействия и определение проблем; подбор критериев и проведение первичного мониторинга субъектной деятельности педагогов для констатирующей части инновационной деятельности;

- анализ готовности родителей по взаимодействию с ОУ в режиме инновационной деятельности (через анкетирование);

- постановка цели и задач инновационной деятельности.

 II  этап (проектировочно-организационный) содержит:

- построение модели профессионального роста и саморазвития педагогов;

- построение плана  по взаимодействию педагогов ОУ в условиях образовательного кластера;

- разработку программы мониторинга;

- организацию постоянно действующих семинаров по проблемам  ИД;

- создание и систематизация нормативно-правовой базы;

- подготовку материально-технической и методической базы;

- реализацию плана развития профессиональной компетентности  педагогов, участников проектного совета.

В содержание III этапа (практического) входит:  

- реализация проекта (проведение семинаров, тренингов, конференций и т.д.);

- систематизация   информационно-методических наработок в ходе реализации проекта (рекомендательный, консультативный материал, перспективные планы, проекты деятельности с детьми, педагогами и родителями и т.д.);

- внедрение форм интерактивной методической работы в ОУ в период проведения инновационной деятельности;

- модификация методик, тестов, игр, содержания семинаров по проблеме проекта;

- осуществление взаимодействия педагогов через мастер-классы, методический ринг, конкурсы профессионального мастерства, круглый стол, диспуты, работу «Педагогической гостиной».

IV этап – коррекционно-аналитический. Данный этап содержит:

- анализ и обработку результатов мониторинга;

- сравнение ожидаемых и полученных результатов;

- коррекцию содержания проекта;

- интерпретацию результатов инновационной деятельности.

V – заключительный этап, содержит:

 - обобщение полученных результатов ИД, подведение итогов, выводы;

- составление отчетов по инновационной деятельности;

- разработку методического пособия.

 Разработка и реализация каждого этапа предполагает ожидаемые результаты и продукты деятельности. Прогнозирование результатов реализации проекта предполагает возможный отрицательный результат и пути преодоления рисков.

Возможный отрицательный результат:

- возможна отрицательная реакция со стороны педагогов, не желающих участвовать  в инновационной деятельности;

- возможны проявления возмущений со стороны родителей с претензиями  к педагогам по поводу слишком большого объёма родительской деятельности, занимающего много личного времени;

- в связи  с увеличением нагрузки на педагогов, участвующих в  инновационной деятельности, возможно снижение качества эффективности  воспитательно-образовательного процесса по основному профилю.

Пути преодоления:

- деятельность педагогов, участвующих в эксперименте, поощряется финансовой надбавкой. Открыто и ярко демонстрируется успешность педагогов, участвующих в инновационной деятельности;

- проведение встреч, консультаций, бесед с педагогами, где корректно им будут показаны границы их полномочий, а предложения руководителей будут направлены  в позитивное русло.

- грамотное планирование стратегии реализации проекта, составленное  с учётом рационального распределения времени и нагрузки. Деятельность  и содержание инновационной деятельности не должны быть перегружены и не должны наслаиваться на основную деятельность педагога.

В рамках проекта «Интеграция деятельности образовательных учреждений (образовательный кластер) как условие эффективной социализации ребенка» предполагается разработка особой, сбалансированной и взаимопроникающей модели взаимодействия ОУ, которая обеспечит:

1. Развитие и саморазвитие педагогов ОУ, которые участвуют в  реализации проекта через осознание и освоение содержания, как собственных проектов, так и проектов других участников.

2. Развитие и саморазвитие участников проекта, которые объединены в проектный совет проекта.

3. Сопровождение саморазвития педагогов ОУ в рамках специально организованного процесса.

4. Развитие профессиональной компетентности педагогов, которые проходят курсы повышения квалификации на базе различных ВУЗов страны через выездные практические занятия, консультации в ходе курсов и т.д.

По своему типу разрабатываемая модель представляет организационно-педагогическую модель, в которой компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию деятельности образовательного кластера «Образовательное единство» и отвечают за взаимодействие между элементами данного процесса. Центральным системообразующим компонентом разработанной модели является цель интеграции деятельности ОУ   в условиях образовательного кластера для сопровождения эффективной социализации детей,  определяемая социальным заказом. Целевой компонент модели позволяет предвосхитить ожидаемый результат. Поэтому важным аспектом развития творческого проекта «Образовательное единство» стал аспект особой готовности и подготовки педагогов к реализации программы развития социальной компетентности детей, что предполагает переосмысление педагогами своей профессиональной позиции по отношению к ребенку и необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества.

Таким образом, современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития современных детей, их потенциала и возможностей.  В процессе развития проекта важно организовать  многоступенчатую структуру повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ, позволяющую полноценно и эффективно осуществлять социализацию детей образовательного комплекса.

Библиографический список

 

  1. Антонова О.В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества: дис. …канд. социол. наук. 22.00.04/ О.В. Антонова. – Уфа, 2006. – 122 с.
  2. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. Конф. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. Ч.2. С. 23-25.
  3. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей и родителей – СПб.: Петербург –XXI  век; Пресс-Атташе, 1997.
  4. Майер А.А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2011. – 369 с.
  5. Шинина Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5-10  лет: дис. …канд. психол. наук: 19.00.13 – М., 2006 – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кластерное взаимодействие как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации ребенка

Целью инновационной деятельности является разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ и школы, обеспечивающей сопровождение эффективной социализации детей. В свете решения такой проб...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Проект Программы инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия»

В сложившихся условиях модернизации, где поставлены акценты на обеспечение преемственности   образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников в   решении проблем...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...

«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возмо...

«Организация инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии «ЛЭПБУК»

В данной презентации представлено проектирование инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии "ЛЭПБУК" в дошкольной образовательной организации....