Речевые игры с национально-региональным компонентом.
статья (подготовительная группа)

Тагобицкая Ирина Викторовна

Речевое развитие по ФГОС ДО – это важная образовательная область.

На современном этапе решаются несколько ведущих задач по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для ребенка-дошкольника, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Хорошим  материалом, осьно-региональным компанентомновой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её направлениях, является народный фольклор, народные игры Северного Кавказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_s_nats._reg._komponentom.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

«Дагестанские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это важная образовательная область.

На современном этапе решаются несколько ведущих задач по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для ребенка-дошкольника, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Хорошим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её направлениях, является народный фольклор, народные игры Северного Кавказа.

Педагогическая значимость народных игр Северного Кавказа.

#1042; играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои

2. В играх много юмора, шуток

3. Они понятны и выразительны для ребенка

4. Развивают мелкую моторику и речевой аппарат

5. Расширяют представления об окружающем мире

6. Фольклорный текст, музыка привлекают детей

7. В играх есть определенные правила

8. Они развивают физические качества: быстроту, ловкость, силу, меткость, выносливость

9. Формируют положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.

Роль игры в развитии речи детей

Народные игры являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет много функций в развитии речи ребенка:

формирование мотивации к процессу говорения;

воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

пополнение и активизация словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

совершенствование монологической и диалогической форм речи;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Виды народных игр

•Хороводные

•Словесные

•Игры с диалогом

•Игры-забавы

•Игры-соревнования

•Подвижные игры

Методика проведения народных игр

Теперь давайте коснёмся методики проведения народных игр. Можно выделить общие советы:

#1055;режде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

#1055;еред началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок…

#1054;собое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

#1054;бязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

#1046;елательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

#1053;еобходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

#1055;ри использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

#1053;ародные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности и на прогулке.

Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития форм и функций речи и овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка. И использование народных игр для развития и корректировки речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

- сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и

только в условиях речевого общения, в том числе совместных народных играх;

- народные фольклорные игры представляют собой особый вид деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно развивается речь;

- народные игры выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;

- народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей служат углублению ориентировки ребенка в звуковой культуре речи.

- игры с использованием народных сказок.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо. Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.

Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями речи.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

«Дагестанский фольклор»

Цели и задачи:

#1056;азвивать у воспитанников любовь и уважение к дагестанской народной культуре;

#1060;ормирование интереса детей в усвоении речевого материала на занятиях по обучению грамоте через различные формы игровой деятельности;

3. Развитие творческих и коммуникативных способностей воспитанников ДОУ с помощью речевых игр на основе национально регионального компонента.

Викторина – « Откуда эти строки?». ( Отрывки из пройденных сказок.)

1. Жила-была на свете счастливая мышь. ( Из сказки « Кто сильней»)

#1047;мея слезла с плеча крестьянина и улеглась на дороге, а крестьянин опять придавил её камнем. ( Из сказки « Кто прав»).

3. Жила была маленькая девочка, добрая и послушная. Больше всего она любила рисовать. ( Из сказки « Девочка и котёнок»).

#1053;и один из моих лекарей не смог вылечить меня, человек-лекарь превзошёл вас, пусть он скажет своё желание, и оно будет исполнено.

( Из сказки « В стране джинов»).

5. С той поры, когда Ахмед подарил Аминат дикую розу, все юноши стали дарить своим возлюбленным розы в знак чистой и нежной любви. ( Из сказки « Дочь хана и охотник»).

Воспитатель: Ребята, а вы любите дарить мамам, бабушкам, сестрам, тётям цветы? Дарите, мальчики и мужчины, женщинам цветы.

Ребята, представляете, что случилось? Когда я подбирала для вас новую сказку для чтения, мне попалась перепутанная сказка. Давайте попробуем, из перепутанных частей восстановить сказку. Читается сказка, затем дети вместе с воспитателем пробуют восстановить её. (Заранее проводится серия занятий по чтению, разбору и пересказу данного произведения.)

Вот пришел заяц на берег моря, а там, на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:
Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: "И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя.

- Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
Орлы не дают мне покоя. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!"
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы
.

Дагестанская сказка «Трусливый заяц». ( Восстановленная)

Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: "И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя.

Орлы не дают мне покоя. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!"
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.

Вот пришел заяц на берег моря, а там на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:

- Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.

Загадки – один из жанров устного народного творчества.

Как и сказки, загадки в течение многих столетий передавались из поколения в поколение. Возникли они в глубокой древности. В загадках отразилась поэтическая душа труженика, всегда жившая тяга к прекрасному.

Отгадай загадки.

Предварительная работа (объяснение незнакомых слов)

#1047;олотой кнут, лежащий под камнем. ( Змея).

#1042;округ озеро, в середине змея, во рту огонь. ( Свеча).

#1050; завтраку на четырёх ногах, к обеду на двух, а к ужину на трёх ногах. ( Человеческая жизнь)

#1041;елая бурка, надетая на равнину. ( Снег).

#1052;ёда милее, свинца тяжелее.( Сон).

6. Из одного делает двух. ( Зеркало).

#1042;ысокая девица, тонкая нога,

Зеленая косица скрывает жемчуга. ( Кукуруза).

8. Не огонь, но весь мир греет. ( Солнце).

#1042;ек не вылезет из корыта. ( Рыба).

10. Дом носит на спине. ( Улитка).

11. В одной мечети два джамата. ( Язык и зубы).

12. Два брата рядом обитали,

Друг друга братья не видали. ( Глаза)

13. Она никого не обижает, а все её задевают. ( Дверь).

14. Пять мастеров на одной стене. ( Пальцы рук).

15. Железный конь землю пашет. ( Трактор).

Воспитатель: Ребята, постарайтесь запомнить загадки. Мы можем вместе с вами попробовать придумать сами, свои загадки. Будем их загадывать своим друзьям ведь загадки обогащают нашу речь.

Пословица – это как бы энциклопедия народа, в которой содержаться ответы едва ли не на все вопросы жизни. В них говорится, как надо и как не надо жить, как поступить в тех или иных случаях, что имеет ценность истинную и что мнимую. Однако не следует думать, что каждая пословица сама по себе – это закон или окончательная истина. Пословицы вспоминают к случаю, к слову. Какие пословицы вы знаете? ( После ответов детей можно предложить к их вниманию следующие пословицы дружественного нам дагестанского народа ).

#1061;оть мал топор - хватило сил;

Большое дерево срубил.

#1050;огда б величье достигалось криком,

То слыл бы и осёл великим.

#1059;м - вот матерь умения.

Матерь ума – терпенье.

4. Ручеек к морю не пробился,

Он слишком торопился.

5. Войны не рождают сыновей,

Войны убивают сыновей.

6. Коль хочешь голову сберечь свою,

Обдумывай получше, речь свою.

7. Нам дарит доброта продленье века,

А злоба старит человека.

8. Хороший ученик

Может потерять

Скорее свой чарык,

Чем свою тетрадь.

9. Плохой и друдбу заводит с плохим.

10. Когда добром кому-нибудь ответить не сумел

хотя бы не забудь его хороших дел.

11. Не делай зла, не будешь знать страха.

12. Трус и тени своей боится.

13. Тот труда не боится, кто усеет трудиться.

Игра « Ответь пословицей или поговоркой». (Детям предлагается послушать ответы, чтобы они выбрали правильные).

1.Сел однажды Карим рисовать. Полчаса альбом искал, потом оказалось, что краски пропали неизвестно куда. Так и не нарисовал он рисунок, а маме пожаловался, что времени не хватает. Какую пословицу напомнила ему мама?

2.Саида была большой зазнайкой. Всегда держалась высокомерно и грубо разговаривала со своими сверстниками. Ей нечего не стоило подвести подруг. Очень часто ябедничала на них. Однажды она пожаловалась воспитателю, что её обижают в группе, и никто не хочет с ней дружит. Каждую пословицу напомнила воспитатель?

3.Уже стемнело, когда друзья возвращались с горы. Они проходили мимо кладбища. Вдруг Гасан схватил Батыра за руку: «Смотри, вон кто-то стоит». Казалось, что это был обыкновенный телефонный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Гасану товарищ?

Ответы для выбора детей:

1. Правда – в глаза хороша

2. У страха глаза велики

3. Где аккуратность – там и опрятность.

4. Восхвалять себя – напрасный труд,

Если ты хорош, и так поймут.

5. Дружба - дружбой, служба – службой.

Дидактическая игра: «Что узнали об игрушке»

Материал: набор игрушек (глиняные балхарские игрушки: ослик, козлик; тряпичная кукла, пластмассовая кукла).

Ход игры:

Педагог раскладывает перед ребенком набор игрушек.

Задание: найти и показать балхарскую игрушку (ослика, козлика), тряпичную куклу. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

– Тебе нравится эта балхарская игрушка? Назови ее?

– Какого она цвета?

– Из чего сделана балхарская игрушка?

– Каким цветом мастера расписали игрушку?

– Из чего сделана тряпичная кукла?

Дидактическая игра: «Что узнали об игрушке»

Материал: набор игрушек (глиняные балхарские игрушки: ослик, козлик; тряпичная кукла, пластмассовая кукла).

Ход игры:

Педагог раскладывает перед ребенком набор игрушек.

Задание: найти и показать балхарскую игрушку (ослика, козлика), тряпичную куклу. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

– Тебе нравится эта балхарская игрушка? Назови ее?

– Какого она цвета?

– Из чего сделана балхарская игрушка?

– Каким цветом мастера расписали игрушку?

– Из чего сделана тряпичная кукла?

Дидактическая игра «Найди картинку»

Материал: картинки с изображением предметов быта (кувшин, тарелка, палас, коврик, люлька) и картинка с изображением дагестанской сакли. Педагог раскладывает перед ребенком набор картинок.

Задание: Найти картинку, на которой изображен кувшин ,тарелка, палас, коврик, люлька.

– Воспитатель организовывает предметно – пространственную развивающую среду. Наблюдает за игрой. Просит детей ответить на вопрос: Для чего нужен этот предмет?

Дидактическая игра «Из чего и для чего?»

Материал: балхарские игрушки, кубачинские изделия, ковровые изделия.

Задание: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть игрушки, ковровые изделия: паласы (лезгинские, табасаранские, лакские, аварские, даргинские, кумыкские), кубачинские ювелирные изделия, вазы. Просит найти особенности каждого предмета, задает вопросы:

– Что это?

– Из чего сделано?

– Кто это сделал? (мастер – гончар, мастер – златокузнец, мастерица – ковровщица).

– Как называется село, в котором мастера изготавливают такие изделия?

– Какие элементы изображены на этом предмете?

– Как называются узоры на паласе?

– Какие использованы цвета?

– Как используется этот предмет в доме? И т.п

Дидактическая игра «Найди картинку»

Материал: предметные картинки с изображением предметов быта (ковры, люлька, сундук, ступка, трость, хинкальница, очаг, котел, кувшины водоносные, для омовения, для хранения продуктов , а так же картинку с изображением дагестанской сакли, годекана, кунака.

Педагог раскладывает перед ребенком набор картинок с изображением предметов быта и 2 картинки с изображением дагестанской сакли и годекана. Задание: найти картинку на которой изображен ковер,люлька, сундук, ступка, трость, очаг, котел, хинкальница, кувшины водоносные, для омовения, для хранения продуктов и картинку с изображением дагестанской сакли, годекана.

Ответить на вопросы:

– Что изображено на картинке? ( Сакля, годекан).

– Что такое годекан?

– Что такое очаг?

– Кто такой кунак?

– Как называется этот предмет?

– Как используют этот предмет в быту?

Игровое задание «Помоги одеться кукле Асият»

Материал: набор национальной одежды, кукла Асият Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу Асият в даргинский национальный костюм: длинное платье – рубаха – туника из ярких тканей, черные широкие штаны, мешкообразная «чухта» и длинное покрывало. Обувь – вязанные шерстяные чулки, чувяки. Головной убор украшен монетами и бляхами.

Вопросы: – В какой костюм вы одели куклу Асият?

– Назовите элементы одежды.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Материалы: один комплект картинок по мотивам дагестанских народных сказок и один комплект разрезных картинок к ним. (Разрезная картинка состоит из 6 – 8 частей).

Задание : воспитатель предлагает ребенку собрать картинку по образцу из разрезных частей и назвать сказку.

Дидактическая игра «Собери сказку в картинках»

Задание: воспитатель предлагает ребенку набор разрезных картинок к волшебным сказкам народов Дагестана. Ребенку предлагается собрать картинку-эпизод к сказке и ответить на вопросы:

– Как называется сказка?

– Назови героев сказки.

– Что ты можешь рассказать о герое сказки, который тебе понравился?

– С чего начиналась сказка?

– Что приключилось с героями сказки?

– Чем закончилась сказка?

Дидактическая игра «Узнай и расскажи»

Задание: воспитатель показывает ребенку картинки с изображением солнца, тучи, дождя, радуги, ветра и предлагает прочитать закличку.

Викторина «Загадалки»

Задание: воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и рассмотреть картинки по мотивам дагестанских сказок и загадать загадки. Кто больше загадает загадок команде соперника, та команда и победитель.

Загадывание загадок.

1. Ой, хитра, хитра лисица,

И быстрая как орлица.

Пастухов перехитрила,

Волку злому отомстила.

Из какой пришла я сказки,

Отвечайте без подсказки.

Дети. «Волк и лиса».

2. В далекое поле меня отправили,

И одну меня там оставили,

Но волшебная дынька мне помогла,

За доброту и старанье мне помогла.

Дети. «Дынька».

3. Хоть и мал я да удал,

Аждаху переиграл,

Хоть хитрил ты, Аждаха,

Все же я умней тебя.

Дети. «Аци- Баци».

4. Я смел и отважен,

Я храбр и силен

Голодный, злой волк

Был мной побежден.

Каждый ответит без труда

Из какой же сказки я?

Дети. «Храбрый козлик».

5. Салам-алейкум. Друзья!

Угадайте, кто я?

Нерадивые два брата

Позабыли про осла,

Что из дальнего селенья

Нам привез мешок зерна,

А веселый мальчуган,

Ослика не видя,

Все узнал и рассказал,

Братьев не обидел.

Дети. «Смелый мальчик».

Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель: Ребята , перед вами волшебный дагестанский сундучок. Интересно, что в нем находится? Сейчас я открою его волшебным ключиком.

Ключик, ключик золотой,

Дверь волшебную открой.

Ты смотри не подведи

Сказка ждет нас впереди.

Воспитатель: Ребята, здесь находятся предметы из разных сказок (достает из сундука клюку и коврик). Подскажите мне, пожалуйста, героям, каких сказок принадлежат эти вещи?

Дети: Бедному юноше, из аварской сказки «Клюка».

Воспитатель: (достает дыньку). Кому надо отдать эту дыньку?

Дети: Дыньку надо отдать Бедной падчерице из лезгинской сказки» Дынька».

Воспитатель: (достает маленькую папаху, палку).Кому принадлежат эти вещи?

Дети: Храброму мальчику , который победил змею.

Входит храбрый мальчик.

Храбрый мальчик: Вернулся я снова в родные края

Аул свой и дом на горе вижу я.

Спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы узнали меня. Я хочу загадать вам загадки. Попробуйте отгадать их.

Тонок, остер, как жало он,

Лежит, звенит, поет клинок.

Рукой могучей запущен в цель,

Скорей за круг, спасайся зверь. ( Кинжал)

Что за шапка на джигите,

Чудо – шапка, посмотрите.

Скачет на коне джигит,

Шапка у нег стоит. (Папаха)

Что за чудо этот зверь,

Вороной, в глазах огонь.

Словно птица, словно птица,

По горам высоким мчится. (Конь)

Храбрый мальчик: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все мои загадки. Да, эти три вещи необходимы Настоящему джигиту.

«Шкатулка со сказками»

Цель: развитие связной речи, фантазии, творческого мышления

Материал: различные фигурки животных, человечков по мотивам Дагестанских сказок.

Воспитатель: предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Д/игра «Расскажи сказку»

Цель: совершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно, умение располагать в правильной последовательности картинки

Игра для детей от 3 до 6лет.

Материал: Мнемотаблицы к сказкам «Мальчик богатырь», «Золотой башмак», «Лисица и журавль», «Кто сильнее», «Храбрый козлик», и 15 сказочных персонажей.

Варианты игры: Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;

  1. Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки

  1. Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа -слева от персонажа», «Далеко-близко».

Примечания:

  1. Дети в возрасте 4 лет с помощью взрослого или самостоятельно определяют игровое поле для определенной сказки и рассказывают сказку или расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем.

Игра «Я и моя семья»

Семья и ее вековые традиции

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления об особенностях дагестанской семьи, воспитывать любовь и чувство привязанности к родным.

Ход:

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

О чем это стихотворение?

Что такое «семья»?

Семья – это дом. Семья –это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети.

Ребята, отгадайте загадки:

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! Все загадки отгадали!

Игра « Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова – например: большая, дружная, спортивная, веселая, заботливая, добрая, крепкая и т.д.)

Человеку без семьи никак нельзя. Сегодня мне бы хотелось рассказать вам об особенностях дагестанской семьи. В дагестанских семьях с детства учат уважать младших, почитать старших, женщину, товарища, гостя. Мать и отец дарят нам самое дорогое на свете - Жизнь, и мы в вечном долгу перед ними. Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности, и самой главной из них является уважение родителей. За столом принято подавать чай и еду сначала дедушке, отцу, потом остальным по старшинству. Дагестанский этикет учит младших первыми здороваться со старшими, не садиться раньше, чем они займут место, не браться за еду, пока они не начнут. Другая традиция - это традиция долга братьев и сестер. Брат оберегает семью, помогает в домашних обязанностях (выбрасывать мусор, ходить за продуктами на базар). Нет отца дома, брат в доме за старшего, нет матери - сестра хозяйка.

C:\Users\uzer\Desktop\

В Дагестане обычно встречаются большие семьи, где вместе в одном доме живут сразу несколько поколений, несколько семей (дети, их родители, бабушка и дедушка).

Родственные семьи всегда поддерживают друг друга в радостные моменты жизни, помогают в беде. Много родственных семей, объединяются в тухумы.

Ребята, может кто-то из вас знает, что такое «тухум»?

Тухум у дагестанцев - это значит род, родня. По традиции каждый дагестанец, каждая семья в Дагестане относится к какому-нибудь тухуму (роду). Каждый тухум имеет свое название или фамилию. Тухум имеет и своего главу. Главой тухума у дагестанцев считается самый старший в роду.

Физминутка «семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.

Молодцы, хорошие получились рассказы.

Игра "Кто, что делает в нашей семье?"(игру можно проводить с мячом, можно заменить на флажок).
Воспитатель задает вопрос, например: -Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?) Дети подбирают глагол (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, проверяет уроки,
ходит в магазин за покупками, учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит ...)

Игра «Назови правильно». Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев произрастающих в Дагестане, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры.

1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).

2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)

3.Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.

4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )

5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

Игра по мотивам дагестанской народной сказки «Медведь, волк и лисица»

Цели:

Обучающие:

Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Медведь, волк и лисица», выразительно передавая диалог.

Формирование словаря. Учить подбирать определения (прилагательные и действия(глаголы) к одушевленным существительным (лиса, медведь, волк).

Грамматический строй речи. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Развивающие:

развивать: внимание, мышление, память; устную речь детей; интерес к участию в драматизации сказки; умение работать коллективно.

Воспитательные:

воспитание чувства такта по отношению к другим детям и взрослому. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их.

Материал : елка, шарики с заданиями, маски.

Ход.

Вводная часть.

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказку. Перед тем как мы отправимся в путь, давайте с вами вспомним где мы можем увидеть сказку.

Правильно по телевизору, в книжках можем прочитать, в театре.

А как называют людей, которые играют роли сказочных персонажей?

А вы хотели бы стать настоящими актерами?

Тогда отправляемся с вами в путь, закроем глаза, покружимся и сосчитаем до 5 , открываем глаза. Вот и оказались мы с вами в сказке. Перед нами сказочная елочка с волшебными заданиями. Для того чтобы стать настоящими актерами нам нужно выполнить все эти задания. Вы готовы показать свои таланты?

Первое задание – отгадать загадки.

-Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да!)

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)

- Почему вы так думаете? (дети – бурый и косолапый, любит мед)

- Какие бывают медведи? (дети - Большие, мохнатые …)

- Кто такой медвежонок? (дети - Детеныш медведя)

- Что умеют делать медведи? (дети – ловить рыбу в реке, лазить по

бревнам )

- А теперь послушайте другую загадку.

Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
(Волк)

- Как вы догадались, что волк? (дети – ночью воет он в лесу,серый, и кушает зайцев и ягнят)

- Молодцы, вот вам следующая загадка.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадет. (дети - Лиса)

- Почему вы думаете, что это лиса? (дети - Пушистый хвост, она рыжая…)

- Опишите лису, какая она? (дети - Рыжая, ловкая, пушистая, хитрая)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (дети - Тихо, неслышно, подкрадывается)

- А когда лиса услышит охотников , убегает, как можно еще сказать, что она делает?(дети - Удирает, уносит ноги, мчится… )

- Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно еще сказать: рыжая, пушистая? (дети - Белка, собака…)

- Про кого можно сказать : рыжий пушистый? (дети - Лисенок, котенок, щенок…)

Молодцы, справились с заданием. Давайте попробуем выполнить следующее задание.

Игра «Скажи наоборот»

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

Игра «Покажи мимикой и жестами»

Попробуйте изобразить жестами то, что я сейчас произнесу словами: Тишина. Тс-с-с! (Поднести к губам указательный палец)

Иди-ка сюда! (Поманить пальцем или рукой)

Нет! Нет (Покрутить головой из стороны в сторону)

Выслушайте меня! (Поднять вверх руку)

Восхищение чем-либо. (Аплодисменты)

Радость

Грусть

Обида

Злость

Задумались

Поздороваться

Драматизация сказки «Медведь, волк и лисица»

- Сейчас я напомню вам сказку «Медведь, волк и лисица», в ней вы услышите про всех зверей, о которых мы с вами разговаривали.

Чтение сказки «Медведь, волк и лисица»

Жили вместе медведь, волк и лиса.

Однажды выпал очень большой снег, есть стало нечего, а звери очень проголодались. Медведь пошел в лес поискать для себя чего-нибудь съедобного. И тогда лиса говорит волку: -. Давай съедим вдвоем медведя.

- Потише ты, - испуганно сказал волк, - услышит он твои слова, и не он, а мы угодим ему на обед

- Если сделаешь то, что я скажу, мы обманем медведя и съедим его, - возразила лиса.

- Ты сейчас ложись и притворись мертвым. А когда мы бросим тебя в воду, сделай вид, что вода тебя оживила.

И вот волк свалился, как мертвый. Вернулся медведь, увидел волка, стал плакать и причитать. - О наш добрый друг, зачем ты издох .

Тогда лиса и говорит ему : - Не плачь, медведь, я знаю воду, которая мертвых оживляет. - И взяли они вдвоем волка и бросили в воду.

Волк и ожил. Тут лиса предложила медведю: - Разреши нам съесть тебя, а ​​потом мы бросим тебя в эту воду и воскресим. А весной мы дадим тебе за это двадцать пять баранов. Медведь согласился, и волк с лисой съели его.

- Вопросы по сказке:

О чём говорится в этой сказке?

Кто предложил съесть медведя?

Как они решили обмануть медведя?

Медведь поверил им?

Что лиса сказала медведю?

Чем закончилась сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом  с детьми подготовительной к школе группы ...

Национально-региональный компонент. Игры "Мой город Канск"

Игры для ознакомления детей с родным городом...

Игры по национально-региональному компоненту

ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ И ОБЪЕКТАМИ РОДНОГО ГОРОДА КАНСКА, РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ ГОРОДА...