Главные вкладки
«Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matematicheskie_igry_i_golovolomki_21.01.2021.docx | 96.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессионального умения воспитателей по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- познакомить и обучить воспитателей методам и приемам использования логико – математических игр и головоломок в образовательной деятельности;
- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Материалы: мультимедийное оборудование, презентация, кроссворд, «Танграм», маркер для доски.
План проведения мастер – класса:
- Вступительное слово, актуальность темы.
- Презентация. Ознакомление участников мастер – класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математических представлений:
- влияние логико – математических игр на формирование элементарных математических представлений;
- создание педагогических условий;
- решение образовательных задач.
3. Практическое занятие с участниками мастер – класса по использованию логико – математических игр для развития логического мышления у дошкольников.
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».
Если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому необходимо способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом. Для решения поставленных задач проводим следующую работу:
• создаем соответствующую развивающую среду (математический уголок, где расположены развивающие дидактические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);
• составляем картотеку логико-математических игр.
Используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, но условно его можно разделить на 3 группы:
1. Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинск», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
2. Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам; логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
3. Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где, чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?, «Продолжи», «Следопыт».
При проведении логико-математических игр используются следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации,
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия;
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Мастер-класс для воспитателей.
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы на работу не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
1 задание. «Разминка – гимнастика ума»
Сколько раз Царь Гвидон совершал превращения? (в кого?) (слайд)
Сколько братьев у Ивана-дурачка из разных русских народных сказок? (слайд)
Сколько месяцев повстречалось падчерице на волшебной поляне, ища подснежники? (слайд)
Сколько дядьке Черномору? (слайд)
Сколько ночей рассказывала сказки Шехерезада? (слайд)
2 задание. «Клубок сказок»
Поднимите руку, кто из вас любит сказки. Сейчас усаживайтесь, поудобнее и слушайте сказку.
Сколько сказок спряталось в клубке?
Жили – были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко – не простое, а золотое. (Курочка – ряба) Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам и съела. (Колобок) Дед тянет – потянет – вытащить не может. (Репка) Плачет Дед, плачет Баба. (Курочка Ряба) Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». (Гуси-лебеди). Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная шапочка) Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. (Гуси-лебеди)
– Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
- Я, Волчок - серый бочок.
- Пусти меня к себе жить. (Теремок)
- Дерни за веревочку, дверь и откроется!
- Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?
- Это чтобы скорее съесть тебя!
- Не ешь меня, я тебе, песенку спою! (Красная Шапочка)
Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк. (Три поросенка)
Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они, стали жить поживать и добра наживать! (Гуси – лебеди)
3 задание. «Числовой кроссворд»
От одного до десяти
Всем числам вы должны найти
Места в кроссворде этом.
Один, два, три, четыре, пять…
Но не спеши с ответом!
Кто разгадал кроссворд, можете проверить (слайд)
4 задание «Поговорки с числом» (слайды)
- Один в поле не воин.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Заблудился в трех соснах.
- На все четыре стороны.
- Пятое колесо в телеге.
- Шесть дней работай – седьмой отдыхай.
- Семь раз отмерь – один отрежь.
- Осень – перемен восемь.
- Девять мышей потянули – крышку с кадушки стянули.
- На гору десятеро тянут – под гору один столкнет.
5 задание.
Послушайте маленькие истории, если Вы услышите слово или слог «три», то хлопните один раз в ладоши.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри (хлопают)
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых три (хлопают)
Недавно поезд на вокзале
Мне три (хлопают) часа
Пришлось прождать.
Зато успел за это время
Я и постричься (хлопают), и поспать.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри (хлопают)
На старте не хитри (хлопают),
А жди команду «раз, два, три» (хлопают).
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше три (хлопают).
6 задание «Геометрия» игра Танграм
Существуют различные легенды о появлении танграма. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик был здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов.
- Один, из которых был известен, как математик.
- Другой прославился. как художник.
- А третий был знаменитым философом.
И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.
Правила игры заключаются в том, чтобы собрать из кусочков квадрат, разрезанный на семь частей людей, животных, птиц, предметов.
В собранную фигуру должны входить все семь частей. Части не должны налегать друг на друга. Части должны примыкать друг к другу.
Существует множество задач для танграма. Простые – выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.
Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию. Предлагаю собрать танграм в виде квадрата, кто быстрее соберет (слайд).
Молодцы, с заданием справились все отлично.
7 задание «Логические задачи»
В заключении я предлагаю вам решить несколько логических задач.
- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (нисколько, собаки не умеют читать)
- На дубе 3 ветки, на каждой ветке - 3 яблока. Сколько всего яблок? (яблоки на дубе не растут)
- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (никакой, у колеса нет углов)
- Сколько концов у палки? У двух палок?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
(нисколько, петухи не несут яйца)
- У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (ни одного, у кошки – котята.)
- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?
(он станет мокрым)
- Каких камней в море нет? (сухих)
- Сколько орешков в пустом стакане? (нисколько, стакан пуст)
- Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (ваше имя)
- Какое слово всегда звучит неверно? (неверно)
- Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? (на ваших коленях)
- Какой болезнью на земле никто не болел? (морской)
- Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)
- Что все люди на земле делают одновременно? (становятся старше)
- Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (тополиный пух)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
- Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь? (на карусели)
- Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (рыбы)
Таким образом, при использовании логических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
В заключении пожелаю, пусть математика будет полезна вам и вашим детям, и воспитанникам. Удач вам в поисках красивых решений и увлекательных задач.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...
Логико-математические игрыи головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...
"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.
quot;Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....
Логико-математические игры и головоломки, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование дидактических игр с детьми 6-7 лет...
Мастер класс для педагогов «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Данный мастер класс способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшег...
Консультация для воспитателей «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, у...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....