«Успех каждого ребёнка через создание личностно-развивающей образовательной среды»
статья (подготовительная группа)

Загребаева Татьяна Павловна

В статье приводятся примеры и факты о важности развития навыков 4К у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Успех каждого ребёнка через создание личностно-развивающей образовательной среды»

Активное развитие технологий и стремительное нарастание

информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Причём, эти перемены происходят так стремительно, что общество часто не успевает подстроиться под новую реальность. Что делать детям в этом мире, куда им двигаться и как развиваться? Чему учиться?

В наши дни один из главных мировых трендов заключается в том, чтобы дошкольное образование перестало быть в некотором смысле  «образовательным». Необходимы новые навыки и умения. О каких навыках идёт речь? Хорошими показателями для пяти-шестилетнего ребёнка являются умение играть с другими детьми, идентифицировать и описать свою проблему, понимать и называть чувства и эмоции, помогать другим и контролировать собственные импульсы. Такие умения, связанные с эмоциональным интеллектом и коммуникацией, принято называть soft skills

(гибкие компетенции и навыки).

На основе этих умений была создана модель «4К». В неё входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация); критическое мышление; креативность.

Коммуникация. В современном мире способность договариваться,

налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения стала жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми.

Командная работа. Работа в команде тесно связана с коммуникацией.

Цель — научиться определять общую задачу и способы её достижения, распределять роли и оценивать результат.

Полезно, когда дети не соревнуются, а учатся помогать друг другу и

привносить что-то своё в общее решение: обмен опытом, мнениями и знаниями очень важен. По своему опыту работы мы видим, что организация работы детей в группах, отказ от модели, когда все сидят, слушают, запоминают, много разных практических занятий, приносит свои результаты.

Критическое мышление. Вопреки названию, такой тип мышления не направлен буквально на критику. Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом.

Креативность. Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении. Для развития креативности важна творческая атмосфера. Прекрасно, когда дети имеют возможность рисовать на полу, на стенах губками, валиками, строительными

кистями, чем угодно. Детям нравятся игры в научные эксперименты и игры с «заместителями», когда предмет можно использовать в неожиданных «ролях».

Для применения модели «4К» необходимы групповые занятия и игровая деятельность, в ходе которой ребята познают мир вокруг и сами додумываются до каких-то решений. Очень важно, чтобы ребёнок не просто слушал и смотрел, а все пробовал сделать самостоятельно. В игру должны быть вовлечены взрослые (педагоги, родители), потому что простого создания творческой атмосферы недостаточно: детей необходимо организовывать и направлять.

Приведу пример занятия по окружающему миру.

 Тема занятия «Этажи леса».

Этапы проведения занятия

1 Мотивационно - ориентировочный этап.

На этом этапе дети определяют проблему, которую необходимо решить. На данном занятии ответить на вопрос «Есть ли в лесу этажи?»

2 Поисковый этап.

Дети предлагают разные варианты решения. На столе видят картинки с изображением разных животных. Решают сделать пособие.

3 Практический этап.

Дети делятся на команды. Одни вырезают, другие рисуют лес.

4 Рефлексивно - оценочный этап.  

На этом этапе дети делают вывод.

Область применения:

Познавательное развитие - развивать любознательность, умение нестандартно мыслить (креативность) и познавательную мотивацию.

Социально -  коммуникативное развитие - овладение способами взаимодействия в микро - группах и группах, развитие всех компонентов устной речи, связной речи, а также развитие познавательной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Физическое развитие – соблюдение двигательного режима (частая смена деятельности).

Речевое развитие – обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Художественно - эстетическое развитие - задачи, поставленные перед детьми, требуют самостоятельного поиска необходимой информации.

 Воспитанники выступают в роли педагога друг для друга, работая в паре или в группе. Педагог становится консультантом для самостоятельно работающих команд, поддерживает их продуктивную работу.

Овладение ключевыми компетенциями в формате «4К» обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимание того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также способствует успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...

ТЕМА «Успех каждого ребенка» через организацию дополнительного образования в ДОУ.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», решает задачу формирования эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей дошкольного возраста....

Создание личностно – развивающей среды в группе

Современная образовательная среда ДОУ – это создание условий развития ребенка (создание развивающей образовательной среды), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностно...

Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО

Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО...

Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»

Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде  и выявления детских интересов и потребностей  ....

Проект по созданию личностно- развивающей образовательной среды в ДОУ «Территория успеха и творчества»

Проект направлен на изменение личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС), с целью преобладания творческой среды в ДОУ, направленной на: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 7 ле...

«Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»       Выступление на семинареПо теме: «Повышение професси...