Создание личностно – развивающей среды в группе
материал
Современная образовательная среда ДОУ – это создание условий развития ребенка (создание развивающей образовательной среды), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития (индивидуализации), развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_lichnostno_-_razvivayushchey_sredy_v_gruppe.docx | 23.96 КБ |
ssylka_-_sozdanie_lichnostno_-_razvivayushchey_sredy_v_gruppe.docx | 10.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание личностно – развивающей образовательной среды в группе ДОУ
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира»
(Е.И. Тихеева)
Актуальность (3 слайд)
Современная образовательная среда ДОУ – это создание условий развития ребенка (создание развивающей образовательной среды), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития (индивидуализации), развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности.
Одним из эффективных путей решения данной проблемы является создание в детском саду личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС).
Личностно –развивающая образовательная среда ДОУ – это институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности дошкольников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия.
(4 слайд) – Проект «Растем, играем, развиваемся»
Направленность проекта – формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация образовательного процесса, психологическое сопровождение, предметно-пространственная среда и т.д.
Проект направлен на изменение личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС), с целью создание образовательной среды, способствующей развитию успешной личности ребенка.
(5слайд)
Вид проекта – личностно – ориентированный
Продолжительность: 2021-2023 уч. год
Участники; родители, дети воспитатели
(6 слайд)
Задачи:
- Моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
- Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов.
- Привлечь к сотрудничеству родителей для создания комфортной личностно - развивающей среды.
(7 слайд)
Ожидаемый результат
Реализация проекта поможет организовать и дополнить личностно –развивающую среду согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов с привлечением родителей к сотрудничеству в создании комфортной среды в группе ДОУ.
(8 слайд)
Подготовительный этап
- Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
- Изучение литературы в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
- Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ.
- Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников.
(9-10 слайд)
Помещение нашей группы разделено на центры активности, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры.
Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Они дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в центрах, а затем возвращать их на место, сами центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться.
(11-12 слайд)
Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство.
С этой целью имеются трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
(13 слайд)
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки и т.п.):
1. «Наш день»
Сообщение (иллюстрации, картинки, схемы) темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми.
2. «Мое творчество» (Центр изо.творчества)
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставке продуктов его творчества (размещение детских работ и рисунков на доске).
(14 слайд)
3. Мини-музеи- тематические выставки в мини-музее («Народно прикладное искусство» в центре Творчества, по теме недели на «Ступеньках»), оформленные совместно с воспитателем.
(15 слайд)
4. «Коробка – мирилка», позволяет быстро помирить детей и научить их просить прощение.
5. «Ковер примирения» - учит детей разрешать конфликтные ситуации; умению действовать в коллективе и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.
(16 слайд)
6. «Уголок именинника»
Постоянное функционирование стенда или уголка с поздравлениями детей.
7.Полотно - кармашки "Наша жизнь, наши успехи" - используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.
(17 слайд)
7. Передвижные многофункциональные ширмы -
создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.
(18 слайд)
8. «Солнышко настроения»
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
(19 слайд)
Основной этап
- Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий.
- Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения личностно - развивающей среды, в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
- Изготовление методических пособий, способствующих формированию и развитию эмоционально доброжелательных отношений между детьми и личностному росту ребенка дошкольника.
- Работа с родителями.
(20 слайд)
- 2. «Кармашек желаний» - где ребенок может поместить любое свое желание (к дню рождения, празднику или просто по настроению) в виде рисунка, наклеенной картинки или письма, записанного с помощью взрослого.
- 3. Бизиборд – помогает развивать мышление, мелкую моторику, терпение; знакомит с предметами окружающего мира.
(21 слайд)
- 4. «Лабиринт» (пластиковые бутылки, пропиленовые трубы) – изучение свойств материалов (песок, вода, камни).
(22 слайд)
- 5. «Маленькие помощники» («Деловые хлопоты») помощники – карточки, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
(23 слайд)
- 6. «Аквариум»
- 7. «Мир вокруг нас»
(24 слайд)
Заключительный этап
- Подведение итогов.
- Оформление материалов по проекту.
- Создание презентации.
(25 слайд)
Заключение
Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Все это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДОУ
КОНТРОЛЬ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДОУ...
Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами,...
создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...
"Создание предметно – развивающей среды в группе для нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников поможет предметно-развивающая среда в группах детского сада (из опыта работы)...
Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...
Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Художественное оформление помещения дошкольных учреждений играет важную роль в эстетическом воспитании: ребёнок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы окружа...
презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"
Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта в организации развивающей экологической среды в старшей г...