Технологическая карта семинара-практикума
материал

Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе развития речи посредством использования разнообразных игр и упражнений

 

Целевая аудитория: воспитатели

 

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах развития речи детей в процессе развития мелкой моторики рук посредством использования разнообразных игр и упражнений.

 

Задачи:

-  углубить представления участников семинара о методах и приемах исползования разных игр и упражнений

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи;

- разработать совместно с воспитателями развивающее пособие для развития мелкой моторики из бросового материала для детей;

‒ обогатить опыт использования пособий, игр и упражнений при проведении пальчиковых игр.

.

 

Планируемый результат семинара: углубленные представления о методах и приемах использования  разных игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи.

 

Подготовительная работа: разработка презентации, подготовка оборудования

 

Материалы и оборудование: цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта семинара-практикума

ФИО разработчика: Мусинова Яна Рустамовна

Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе развития речи посредством использования разнообразных игр и упражнений

Целевая аудитория: воспитатели

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах развития речи детей в процессе развития мелкой моторики рук посредством использования разнообразных игр и упражнений.

Задачи:

- углубить представления участников семинара о методах и приемах исползования разных игр и упражнений

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи;

- разработать совместно с воспитателями развивающее пособие для развития мелкой моторики из бросового материала для детей;

  • обогатить опыт использования пособий, игр и упражнений при проведении пальчиковых игр.

.

Планируемый результат семинара: углубленные представления о методах и приемах использования разных игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи.

Подготовительная работа: разработка презентации, подготовка оборудования

Материалы и оборудование: цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность участников семинара

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Проявляют интерес к выявлению взаимосвязи речи и мелкой моторики

Приветствие участников.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Скажите, пожалуйста, а как вы развиваете мелкуя моторику детей? И как часто?

Словесные

(объяснение, вопрос)

Наглядные

(презентация)

Слушают, отвечают на вопрос

Проявляют интерес к теме семинара

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3 мин.

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Актуализировать знания педагогов о мелкой моторике

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

Какие правила при работе по развитию мелкой моторики вы можете мне назвать?

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Какие виды работы вы используете на практике с детьми?

Мы с вами в детском саду используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

• специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.

• игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т. д.

• изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

Словесные

(объяснение, вопрос)

Наглядные

(презентация)

Слушают, отвечают на вопрос

Актуализируют знания об особенностях и проблемах использования ИКТ в ДОУ

Слайд 5

Слайд 6

Этап ознакомления с материалом

Углубить представления участников семинара об упражениях на развитие мелкой моторики

Упражнений для развития мелкой моторики условно подразделяют на группы:

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

• графические упражнения;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• соединение по точкам;

• рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц и т. д.

• театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный, театр теней).

Упражнения по выработке мускульной памяти

• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками;

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;

• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

• игры с бусами— перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы;

• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос;

• Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

• «комканье» платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

• игры с губками;

• игры с прищепками.

Упражнения для развития тактильной чувствительности.

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Словесные

(объяснение)

Наглядные

(презентация, показ образца и действий с ним)

Слушают, наблюдают, задают уточняющие вопросы

Углубляют представления о данных ИКТ-средствах

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Этап практического решения проблемы

Разделиться на команды и поиграть в игру, изготовлене пособия для развития мелкой моторики

Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.

(«мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают»)

2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

1 команда:

Веселый кролик Банни

Резвился на поляне.

А если шорох слышит,

Замрет он – и не дышит.

И на его макушке

Встают, как стрелки, ушки.

А домик его – норка –

Под ёлкой у пригорка.

Он к норке подбегает.

И прыг – в неё ныряет!

2 команда:

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь – вот её рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара!

Но еды ей не хватило:

Цап!

Меня за нос схватила!

3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.

4. Из «Чудесного мешочка» капитаны команд достают предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметом, развивающую мелкую моторику руки.

5. Игра

6. Изготовление пособий из бросового материала.

Пособие «Мякиш»

Цель: самомассаж ладони ребёнка.

Материал: мука (крупы), воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры.

Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками «мулине». Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.

Практические

(Соревнуются в командах, изготавливают пособие)

Соревнуются в командах, изготавливают пособие

Разработанный фрагмент занятия, опыт проведения фрагмента занятия с использованием ИКТ-средства

3

Заключительный этап

Рефлексия участниками семинара

Итог семинара-практикума:

Таким образом:

- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия - Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Для своей работы я почерпну…»

«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

«Я впервые услышала о …»

Ведущий: На память о нашем семинаре я раздаю вам памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников.

Словесные (вопросы)

Наглядные (презентация)

Отвечают на вопросы

Анализ и понимание итогов семинара-практикума

Слайды 10, 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"

В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Педагогический семинар-практикум «Составление рассказа по картинке»

Педагогический семинар-практикум «Составление рассказа по картинке»...

Семинар-практикум "Формирование и развитие связной речи у детей с помощью программы "Конструктор картинок" портала "Мерсибо"

Семинар-практикум для учителей-логопедов и дефектологов проходил в нетрадиционной форме, где педагоги путешествовали в мире научно-исследовательской работы и прошли курс обучения в НИИ инновационных т...

Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»

Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...

Технологическая карта мероприятия для педагогов Семинар-практикум

Технологическая карта мероприятия для педагоговСеминар-практикум...