Технологическая карта семинара-практикума
материал
Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе развития речи посредством использования разнообразных игр и упражнений
Целевая аудитория: воспитатели
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах развития речи детей в процессе развития мелкой моторики рук посредством использования разнообразных игр и упражнений.
Задачи:
- углубить представления участников семинара о методах и приемах исползования разных игр и упражнений
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи;
- разработать совместно с воспитателями развивающее пособие для развития мелкой моторики из бросового материала для детей;
‒ обогатить опыт использования пособий, игр и упражнений при проведении пальчиковых игр.
.
Планируемый результат семинара: углубленные представления о методах и приемах использования разных игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи.
Подготовительная работа: разработка презентации, подготовка оборудования
Материалы и оборудование: цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта семинара-практикума
ФИО разработчика: Мусинова Яна Рустамовна
Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе развития речи посредством использования разнообразных игр и упражнений
Целевая аудитория: воспитатели
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах развития речи детей в процессе развития мелкой моторики рук посредством использования разнообразных игр и упражнений.
Задачи:
- углубить представления участников семинара о методах и приемах исползования разных игр и упражнений
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи;
- разработать совместно с воспитателями развивающее пособие для развития мелкой моторики из бросового материала для детей;
- обогатить опыт использования пособий, игр и упражнений при проведении пальчиковых игр.
.
Планируемый результат семинара: углубленные представления о методах и приемах использования разных игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средства развития речи.
Подготовительная работа: разработка презентации, подготовка оборудования
Материалы и оборудование: цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность участников семинара | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Проявляют интерес к выявлению взаимосвязи речи и мелкой моторики | Приветствие участников. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма. Скажите, пожалуйста, а как вы развиваете мелкуя моторику детей? И как часто? | Словесные (объяснение, вопрос) Наглядные (презентация) | Слушают, отвечают на вопрос | Проявляют интерес к теме семинара Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 3 мин. |
2 | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Актуализировать знания педагогов о мелкой моторике | На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике. Какие правила при работе по развитию мелкой моторики вы можете мне назвать? При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам: 1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями. 2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст). 3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные. 4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. 5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. 6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе. 7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. 8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения. 9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка. 10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи! Какие виды работы вы используете на практике с детьми? Мы с вами в детском саду используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. • специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика. • игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т. д. • изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д. | Словесные (объяснение, вопрос) Наглядные (презентация) | Слушают, отвечают на вопрос | Актуализируют знания об особенностях и проблемах использования ИКТ в ДОУ Слайд 5 Слайд 6 | |
Этап ознакомления с материалом | Углубить представления участников семинара об упражениях на развитие мелкой моторики | Упражнений для развития мелкой моторики условно подразделяют на группы: Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка; • графические упражнения; • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей; • соединение по точкам; • рисование по образцу и т. д. Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета • плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц и т. д. • театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный, театр теней). Упражнения по выработке мускульной памяти • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками; • грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами; • шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке. Кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. • мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки; • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; • работа с пластилином, бумагой, тканью; • игры с бусами— перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы; • игры с канцелярскими резинками или резинками для волос; • Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. • «комканье» платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками. • игры с губками; • игры с прищепками. Упражнения для развития тактильной чувствительности. С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. • работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру; • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой); Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п. • «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой; • закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой; • игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. | Словесные (объяснение) Наглядные (презентация, показ образца и действий с ним) | Слушают, наблюдают, задают уточняющие вопросы | Углубляют представления о данных ИКТ-средствах Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | |
Этап практического решения проблемы | Разделиться на команды и поиграть в игру, изготовлене пособия для развития мелкой моторики | Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками. Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила. («мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают») 2. Рассказать стихотворение с помощью рук. 1 команда: Веселый кролик Банни Резвился на поляне. А если шорох слышит, Замрет он – и не дышит. И на его макушке Встают, как стрелки, ушки. А домик его – норка – Под ёлкой у пригорка. Он к норке подбегает. И прыг – в неё ныряет! 2 команда: Ах, обжора-черепашка! Панцирь – вот её рубашка. Может лазить по горам, Может плавать по волнам. Поплывет – и цапнет рыбку, Съест с довольною улыбкой. Отдохнет она немножко, На обед поймает мошку. Если ужинать пора, Цап – и схватит комара! Но еды ей не хватило: Цап! Меня за нос схватила! 3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет. 4. Из «Чудесного мешочка» капитаны команд достают предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметом, развивающую мелкую моторику руки. 5. Игра 6. Изготовление пособий из бросового материала. Пособие «Мякиш» Цель: самомассаж ладони ребёнка. Материал: мука (крупы), воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры. Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками «мулине». Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. | Практические (Соревнуются в командах, изготавливают пособие) | Соревнуются в командах, изготавливают пособие | Разработанный фрагмент занятия, опыт проведения фрагмента занятия с использованием ИКТ-средства | |
3 | Заключительный этап | Рефлексия участниками семинара | Итог семинара-практикума: Таким образом: - тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка; - функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом; - развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Рефлексия - Игра «Закончи предложение». Педагоги берут по одной карточке с началом предложения: «Удачным сегодня было…» «Я задумалась…» «Мне бы хотелось в следующий раз…» «Для своей работы я почерпну…» «Думаю, моим воспитанникам понравится…» «Я впервые услышала о …» Ведущий: На память о нашем семинаре я раздаю вам памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников. | Словесные (вопросы) Наглядные (презентация) | Отвечают на вопросы | Анализ и понимание итогов семинара-практикума Слайды 10, 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"
В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....
Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"
Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...
Педагогический семинар-практикум «Составление рассказа по картинке»
Педагогический семинар-практикум «Составление рассказа по картинке»...
Семинар-практикум "Формирование и развитие связной речи у детей с помощью программы "Конструктор картинок" портала "Мерсибо"
Семинар-практикум для учителей-логопедов и дефектологов проходил в нетрадиционной форме, где педагоги путешествовали в мире научно-исследовательской работы и прошли курс обучения в НИИ инновационных т...
Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....
Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»
Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...
Технологическая карта мероприятия для педагогов Семинар-практикум
Технологическая карта мероприятия для педагоговСеминар-практикум...