Семинар-практикум "Формирование и развитие связной речи у детей с помощью программы "Конструктор картинок" портала "Мерсибо"
методическая разработка на тему
Семинар-практикум для учителей-логопедов и дефектологов проходил в нетрадиционной форме, где педагоги путешествовали в мире научно-исследовательской работы и прошли курс обучения в НИИ инновационных технологий формирования и развития связной речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-prakttikum_formirovanie_i_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 55.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для учителей-логопедов
«Формирование и развитие связной речи у детей с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок»
портала «Мерсибо»
Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОУ по вопросам коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ в рамках внедрения в образовательный процесс интерактивных речевых игр реализующих ФГОС ДО.
Задачи:
- совершенствовать работу учителей-логопедов по формированию и развитию связной речи у дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания учителей-логопедов по созданию с помощью программы «Конструктор картинок» авторских интерактивных игр и пособий для работы с детьми с ОВЗ;
- развивать у учителей-логопедов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы по формированию и развитию связной речи дошкольников с ОВЗ в образовательном процессе;
- выработать у учителей-логопедов потребность в непрерывном самообразовании.
ПЛАН
- «Начало образовательного мероприятия»
- Регистрация участников, распределение на подгруппы: упражнение «Комплименты»
- Вступление, инициация, погружение в тему: «Формирование и развитие связной речи у детей с ОВЗ.
- Ожидания и опасения: «Мобильная шкала оценок ожиданий и опасений»
- «Работа над темой»
- «Экспресс-опрос»
2.2. Проработка содержания темы
- Презентация дидактической игры «Доктор Айболит»
- Игротека «Что сначала?» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
- Видеофрагмент занятия с использованием программы «Конструктор картинок» по теме «Насекомые». Составление рассказа «Как бабочка летала»
2.3. Интерактивная лекция «Формирование и развитие связной речи у детей с помощью обучающей интерактивной программы «Конструктор картинок» портала «Мерсибо».
- Практикум по созданию игр с помощью обучающей интерактивной программы «Конструктор картинок» (работа в подгруппах)
- Презентация творческих работ учителей-логопедов
3. «Завершение образовательного мероприятия»
- Презентация выставки авторских разработок, созданных с помощью обучающей интерактивной программы «Конструктор картинок» по развитию связной речи у дошкольников
3.2.Эмоциональная разрядка «Вручение дипломов активного участника»
3.3.Рефлексия (ожидания и опасения «Мобильная шкала оценок ожиданий и опасений», анализ проведения семинара-практикума)
Ход семинара-практикума
- Начало образовательного мероприятия (далее ОМ).
- Регистрация участников, распределение на подгруппы
Участникам семинара-практикума выдаются при входе в зал разноцветные листочки (Обозначения: зеленые – участник готов к работе на мероприятии без опасений и красные – участник готов участвовать в мероприятии, но имеются какие-либо опасения), с помощью которых им предлагается разделиться на 2 подгруппы. Затем участникам предлагается написать комплименты на листочке и передать их друг другу (зеленые-красным, красные-зеленым).
Участники регистрируются, знакомятся с планом-буклетом работы ОМ.
- Вступление, инициация, погружение в тему
Слайд № 1.
Ведущий:
Уважаемые коллеги, мы рады видеть Вас участниками семинара-практикума, тема которого: «Формирование и развитие связной речи у детей с помощью обучающей интерактивной программы «Конструктор картинок» портала «Мерсибо».
Слайд № 2.
Сегодня мы предлагаем Вам отправиться в мир научно-исследовательской работы «Научно-исследовательского института (НИИ) инновационных технологий формирования и развития связной речи детей дошкольного возраста».
Предлагаем познакомиться с планом научно-исследовательской работы.
Как в любом другом институте наш НИИ, имеет свой ученый совет, который представляют:
учителя-логопеды: (ФИО)
В нашем НИИ работают эксперты:
Методист ДОУ (ФИО)
Руководитель методического объединения учителей-логопедов/дефектологов (ФИО)
Сегодня мы познакомимся с работой нескольких кафедр:
- факультет психологии
- факультет развития
- факультет творчества
- факультет изобретательности
1.3. Ожидания и опасения
Слайд № 3.
Итак, отправляемся на кафедру психологии. Что нас здесь ожидает? (ведущий демонстрирует портфолио)
Перед Вами Портфель знаний. Хотите узнать, что в нем? А как узнать? (спросить) Спросите у меня! (педагоги спрашивают) Сейчас я продемонстрировала вам методику Песняевой, которую мы активно используем в работе, именно так мы вступаем в диалог с нашими воспитанниками и вызываем у них речевую инициативу.
Итак, продолжаем, портфель откроется тогда, когда Вы ответите на ряд вопросов.
Также предлагаю Вам свои ответы записать на бланках связи, которые лежат перед Вами. (С одной стороны бланка – вопросы, а с другой стороны – лист обратной связи).
Итак, Портфель знаний открыт. Он поможет нам получить новые знания.
- Работа над темой
- Закрепление изученного материала:
Слайд № 4.
Предлагаю Вам отправиться на кафедру факультета «Развитие»
Факультет «Развитие»
Обратимся к Портфелю знаний (один из участников вынимает карточки с заданиями, которые выполняются в процессе семинара-практикума).
Карточка № 1:
«Экспресс-опрос», «Проработка содержания темы», «Интерактивная лекция».
Начнем с экспресс-опроса. Учёный совет начинает свою работу. Оценивается быстрота и правильность ответа. За каждый удачный ответ присваивается медаль. А в конце нашего обучения мы узнаем, какая творческая группа наберёт больше баллов и кто самый активный участник семинара-практикума.
Слайд № 5.
Экспресс – опрос
- Что понимаете под термином «связная речь».
Слайд № 6. Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
- Какая основная функция связной речи?
Слайд № 7. Основная функция связной речи – коммуникативная.
- Назовите главную задачу развития связной речи ребёнка.
Слайд № 8. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи (обучение рассказыванию).
- Дайте определение понятию «монолог».
Слайд № 9. Монолог это речь одного собеседника, обращённая к слушателям.
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
Слайд № 10. При обучении детей связной речи используют формы работы: пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.
- Назовите характерные особенности связной речи.
Слайд № 11. Характерные особенности связной речи:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
- Перечислите типы монологического высказывания.
Слайд № 12. Типы монологического высказывания:
- описание – это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта;
- повествование – это тип речи, выражающей сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собой, зависимы друг от друга;
- Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
- Каково значение наглядности для развития связной речи у детей?
Слайд № 13. Наглядность заметно облегчает поиск ребёнком нужного слова, направляет формулирование мысли, играет пусковую роль ситуативной речи
2.2.Проработка содержания темы
Слайд № 14.
О силе связной речи можно говорить много и в основном Вам это будет скучно и неинтересно. Поэтому предлагаю начать с примера. Представьте себе, что Вы оказались на юбилее. Много незнакомых людей вокруг. И вот перед Вами сидит такой красивый молодой привлекательный человек, молодой мужчина, такой, как слева на презентации и, естественно, глаз невозможно оторвать. Но, вдруг, он начинает говорить, выступать и делает это банально, длинно, скучно, говорит всё больше о себе, а не о юбиляре. И какое впечатление у Вас сложилось о нём? Естественно, впечатление меркнет. И, через некоторое время начинает выступать другой мужчина, допустим такой, как справа. Не такой красивый, не такой молодой, не такой великолепно сложенный. Но говорит он умно, ярко, остроумно, по-доброму, о юбиляре - по существу дела, что называется. Какое впечатление у Вас сложилось об этом мужчине? Да, у Вас меняется впечатление. Он становится красивее, моложе. Вы глаз от него не можете оторвать.
Для чего я привожу этот пример?
Вот какова она сила слова, а точнее сила СВЯЗНОЙ РЕЧИ!
Слайд № 15. Сейчас нередко мы с Вами слышим выступления и именитых, и известных людей. Также, как в приведённом примере, либо меняем своё мнение к лучшему, либо, к сожалению, к худшему представлению о каком-то человеке. Почему же это происходит? Да потому, что связная речь как лакмусовая бумажка. Она вбирает в себя все достижения человека и в культурном развитии, и в общем развитии. И в интеллектуальном развитии, и во владении языком, и во владении культурой общения. То есть, вот лакмусовая бумажка – по-другому не скажешь. Это о взрослом человеке. Что касается детей. Связная речь также имеет для них колоссальное значение. Потому что от уровня связной речи зависят: то, как он будет успевать в школе, потому что часто приходится рассказывать, часто приходится продумывать, например, перед изложением и сочинением, в устном плане то, что ребёнок напишет. И, естественно, тот, кто теряется, не может подобрать слова, не может сформулировать свои мысли – гораздо сложнее будет адаптироваться и социализироваться в коллективе. Так вот оно – значение связной речи,как для взрослых, так и для детей. И ещё добавлю. Работая с дошкольниками в любой программе, мы встречаемся с тем, что основной задачей является РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Без развитой связной речи, о какой готовности к школьному обучению может идти речь!
Слайд № 16. На определении, ЧТО ТАКОЕ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, останавливаться не буду. Вы видите его на слайде. Могу сказать проще. Связная речь - это рассказ.
Слайд № 17. Актуальность. На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период дошкольного детства. Именно в этом возрасте необходимо научить ребенка связно излагать свои мысли, сообщать, убеждать, доказывать.
Развитию речи в системе дошкольного образования всегда придавалось огромное значение.
Об актуальности проблемы развития речи можно говорить долго. Все мы знаем, что сегодня, в соответствии с ФГОС, речевое развитие является одной из приоритетных задач дошкольного образования.
Слайд № 18. Речевое развитие в условиях реализации образовательного стандарта направлено на воспитание личности ребёнка, который свободно и творчески применяет речь в различных ситуациях жизнедеятельности. Согласно целевым ориентирам образовательного стандарта, у выпускника детского сада должны быть сформированы следующие речевые умения:
- Умение связно высказывать свои мысли.
- Умение строить диалог.
- Умение составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Слайд № 19. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи (обучение рассказыванию).
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
- пересказ литературных произведений;
- составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;
- создание разных видов творческих рассказов;
- заучивание стихотворений;
- составление рассказов по картине.
Слайд № 20. Выделяют два этапа развития связной речи: этап формирования и этап развития. В своей работе над формированием связной речи мы выделяем два основных вспомогательных фактора:
- наглядность
- зрительный план высказывания
Слайд № 21. Используем на этапе формирования следующие виды наглядности: натуральные предметы и объекты, игрушки, сюжетные картины, предметные картинки, тексты с картинками – включениями, видеоматериалы, слайды и слайд – шоу, фотографии, детские рисунки, диафильмы, иллюстрации, репродукции, коллажи, опорные сигналы, предметы –заменители, схемы, пиктограммы
Слайд № 22. Огромную роль НАГЛЯДНОСТИ при которой или по поводу которой происходит речевой акт, пусковую роль ситуативной речи, порождаемой на наглядной основе, подчёркивали известные отечественные, а также зарубежные психологи и педагоги: С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, С. Борель – Мезони, Роббинс и пр. По их мнению, наглядность заметно облегчает поиск ребёнком нужного слова, направляет формулирование мысли.
Слайд № 23. Значимость ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ неоднократно отмечали в своих трудах отечественные учёные: А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, О.С. Ушакова, В.К. Воробьёва и др. Известнейший психолог Л.С. Выготский гениально заметил, что для развития связной речи «необходимо наличие предварительной программы, схемы высказывания,заключающей последовательность развёртываемых этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено этого высказывания вовремя сменялось последующим».
Слайд № 24. Система формирования связной речи ( на пусковой этапе) представлена в виде 10-и ступеней логопедической работы.
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
- Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
- Составление рассказа на основе комментированной деятельности
- Пересказ сказок с наглядной опорой
- Пересказ с использованием игрушек
- Пересказ с использованием магнитной доски
- Пересказ с использованием серии сюжетных картин
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ с использованием одной сюжетной картины
- Составление рассказа по одной сюжетной картине
На некоторых из них остановимся подробнее.
- Презентация дидактической игры «Доктор Айболит»
Слайд № 25. ПЕРЕСКАЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАГНИТНОЙ ДОСКИ
В качестве наглядности детям представляются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит планом высказывания.
(Демонстрирую дидактическую игру «Доктор Айболит?» на магнитной доске)
- Игротека «Что сначала?» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Слайд № 26. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
На этом этапе усложнение достигается за счёт отсутствия образца (активно поддерживаем вариативность детских высказываний)
-Предлагаем Вам поиграть в игру «Что сначала?». Цель игры: составление рассказа по серии картинок. Надо разложить 3 картинки в нужной последовательности и составить рассказ, озаглавив его.
(Провожу с логопедами игру «Что сначала?»)
- Видеофрагмент занятия с использованием программы «Конструктор картинок» по теме «Насекомые». Составление рассказа «Как бабочка летала»
Слайд № 27. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ. Наглядность представлена с помощью программы «Конструктор картинок»: в виде предметов и объектов, с которыми производятся действия. Планом высказывания служит порядок действий. Необходимые речевые средства даёт образец рассказа педагога.
(Демонстрирую видеофрагмент занятия по теме «Насекомые», где дети учатся составлять рассказ «Как бабочка летала» с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок»)
На данном занятии, чтобы достигнуть лучших результатов, мы, помимо традиционных, применили и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию и развитию связной речи. А именно – обучающую игровую интерактивную программу «Конструктор картинок».
- Интерактивная лекция «Формирование и развитие связной речи с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок» портала «Мерсибо»
Слайд № 28. Конструктор картинок – это уникальная возможность для любого специалиста создавать собственную базу дидактических пособий с учётом специфики работы, возраста детей и их индивидуальных возможностей. В результате чего реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи ребенка. Созданные в Конструкторе картинок сюжеты можно распечатывать и использовать как раздаточный материал, сохранять в интерактивном виде и использовать для занятий, а также переносить в презентации.
Слайд № 29. Интерактивная программа «Конструктор картинок» содержит более 600 художественных изображений:
- разнообразные фоны
- предметные картинки
- коллекция персонажей для создания сюжетов
- буквы, цифры, знаки, схемы
- картинки на «трудные звуки
Функционал Конструктора картинок позволяет:
- добавлять на экран любое количество картинок
- перемещать картинки по экрану и удалять их
- уменьшать, увеличивать и поворачивать картинки
Слайд № 30. Как работает Конструктор?
(Демонстрирую программу «Конструктор картинок» на примере рассказа «Как бабочка летала»)
Слайд № 31.
- Все картинки находятся в папках в левой части экрана. Необходимо нажать на голубой прямоугольник, чтобы папки стали видны.
Слайд № 32.
- Папки открываются нажатием на знак «Плюс».
Слайд № 33.
- Картинка извлекается на экран переносом ее с помощью мыши: необходимо навести курсор мыши на картинку, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетянуть картинку на экран.
Слайд № 34.
- При наведении курсора на картинку можно увидеть разные инструменты. Наведите курсор на картинку, и если увидите вот такой знак (1), то щелкните в этот момент по картинке, и вы сможете ее перетаскивать на экране. Если вы переместите курсор мыши с картинкой к краю экрана, то таким образом, вы сможете ее удалить с экрана. При наведении курсора мыши на картинку, появляется знак стрелок, обращенных в центр (2), зажмите левую клавишу мыши, и вы сможете изменять размер картинки. С помощью этого инструмента (3) вы сможете вращать картинку в нужном направлении.
Слайд № 35.
- Созданные сюжеты сохраняются в окошках справа. Для того, чтобы сохранить созданную картинку, надо щелкнуть по белому окошку в правой части экрана. Если вы хотите пересохранить картинку, то щелкните по уже заполненному окошку, а затем по кнопке «Да» в выпавшем диалоговом окне.
Слайд № 36.
- Таким образом, можно заполнять окошки созданными материалами, а также распечатывать их, нажав на кнопку «Напечатать». Для сохранения сцены в виде картинки, нажмите кнопку «Скриншот».
После чего, сюжетную картинку можно распечатать и создать дидактический материал для дальнейшей работы с детьми фронтально или индивидуально.
(Демонстрирую на магнитной доске авторское дидактическое пособие по развитию связной речи «Как бабочка летала»).
Где можно приобрести Конструктор картинок? (Демонстрирую портал «Мерсибо»)
Слайд № 37. Почему мы используем в своей коррекционной деятельности эту программу? Потому что обучающая игровая интерактивная программа «Конструктор картинок»:
- Усиливает интерес к занятиям;
- Стимулирует творческое и логическое мышление;
- Обеспечивает заинтересованное общение взрослого с ребёнком;
- Помогает эффективному развитию связной речи.
В заключении хочется отметить. что связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Наше обучение на факультете «Развитие» закончено и я предлагаю Вам отправиться на кафедру следующего факультета.
Слайд № 38.
Факультет «Творчество»
Обратимся к Портфелю знаний (один из участников вынимает карточку с заданием)
Карточка № 2: «Практикум по созданию игр», «Презентация творческих работ учителей-логопедов»
- Практикум по созданию игр с помощью обучающей интерактивной программы «Конструктор картинок» (работа в подгруппах)
Творческие группы получают задание: с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок» самостоятельно подготовить материал к придуманной им сказке.
(Раздаю памятки логопедам с пошаговой инструкцией работы в программе «Конструктор картинок»)
- Презентация творческих работ учителей-логопедов
(Каждая творческая группа демонстрирует свои авторские работы)
Наше обучение на факультете «Творчество» закончено и предлагаю Вам отправиться на следующий факультет.
Слайд № 39.
Факультет «Изобретательность»
Предлагаю обратиться к Портфелю знаний (один из участников вынимает карточку с заданием)
Карточка № 3: «Презентация выставки авторских игр и пособий»
3. Завершение образовательного мероприятия.
3.1. Презентация выставки авторских разработок, созданных с помощью обучающей интерактивной программы «Конструктор картинок» по развитию связной речи у дошкольников
Слайд № 40. С помощью «Конструктора картинок» можно создавать дидактические игры для работы с детьми. Это будут Ваши авторские индивидуальные и неповторимые пособия. Так были созданы с помощью «Конструктора картинок» следующие дидактические пособия: (демонстрирую выставку игр и пособий, созданных с помощью «Конструктора картинок»)
- дидактическая игра «Где Кощей прячет свое бессмертие?»;
- дидактическая игра «Кто за кем?»;
- дидактическая игра «Кто на ком?»;
- дидактическая игра на развитие связной речи и предлогов «Как бабочка летала»;
- дидактическая игра на развитие связной речи «Что сначала?»;
- дидактическая игра на развитие связной речи «Колобок»;
- дидактическая игра на развитие связной речи «Теремок» и др.
Слайд № 41.
- Эмоциональная разрядка
Уважаемые коллеги, вот Вы и прошли курс обучения в нашем НИИ. Вы все молодцы! А сейчас приятная процедура вручения дипломов за активное участие в семинаре-практикуме.
- Рефлексия
Эксперты подводят итоги работы творческих лабораторий, дают оценку знаниям, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности.
Ученый совет дает оценку содержания семинара, методов проведения, работы автора. (Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.)
Заполнение листов обратной связи
(Все участники семинара-практикума заполняют листы обратной связи, на которых дают оценку данному мероприятию и выражают свои пожелания и предложения)
Слайд № 42.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Разрешите закончить наше мероприятие такими словами:
Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей логопедической группы с помощью «детских кроссвордов».
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для успешного обучени...
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РТВ»
сообщение из опыта работы, представлены формы и методы работы с детьми с ОНР...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главн...
Развитие связной речи у детей с особенностями в развитии с помощью ТРИЗ технологии
Данный опыт работы заинтересует педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, желающих с помощью игровых технологий получить результаты в развитии творческого мышления, речи, по...
«Технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с общим недоразвитие речи при помощи схем»
В данной работе представлена технология развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Возрастная граница представленной технологии 5 – 7 лет....