«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития дошкольного образования»
консультация на тему
Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №1 «Теремок» Кулундинского района Алтайского края
«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития дошкольного образования»
консультация для педагогов
старший воспитатель
Алена Юрьевна Семейкина
2015
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии c федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, используя современные здороьесберегающие технологии.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в различных формах, включающих многообразие здоровье сохраняющих мероприятий на основе принципа интеграции образовательных областей.
Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив нашего дошкольного учреждения в процессе образовательной деятельности выдвигает на первый план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса. Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста. Вся деятельность с дошкольниками строится на единой системе при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего дня, обеспечивая непрерывное всестороннее развитие дошкольников с учётом их интересов, способностей, с целью самореализации каждого ребёнка.
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения различных видов детской деятельности и воспитательно-образовательного процесса воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему
здоровью.
Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога.
Профессиональная компетентность педагога оказывает существенное влияние на качество образовательного процесса. Поэтому в любом виде профессиональной деятельности большое значение имеет выявление сущности понятия «компетентность». Научные исследования А. К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, В.Ю. Кричевского, С.Д. Неверковича и др. свидетельствуют о том, что профессиональная компетентность педагога – достаточно сложное образование, включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности. Вместе с тем ее структуру и содержание следует рассматривать в контексте определенной области специализации. В нашем случае – это область дошкольного физического воспитания.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в области физического развития представлена теоретико-методической, практической и личностной готовностью специалиста к решению задач обучения, воспитания и оздоровления дошкольников, которая предусматривает наличие знаний, умений, навыков в области физического воспитания детей и личностной предрасположенности к профессиональной деятельности.
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности ‑ нормативно-правовую, научно-методическую, организационно-управленческую, аутопсихологическую . Указанные виды профессиональной компетентности способствуют наиболее полному представлению о специфике педагогической деятельности в области физического развития. Ниже рассмотрены структурно-содержательные характеристики каждого вида профессиональной компетентности.
Нормативно-правовая компетентность отражает способность специалиста ориентироваться в профессиональной деятельности с позиции законодательства, определять собственную точку зрения на основе неразрывности прав и обязанностей, решать проблемные ситуации образовательного процесса правовыми средствами.
Отличительные признаки нормативно-правовой компетентности :
– стремление к освоению норм, правил и эталонов профессии в педагогической деятельности, желание охранять и укреплять здоровье детей, защищать их права и интересы;
– знание нормативных правовых документов (законодательных актов, постановлений, инструкций и др.) и осознанное их применение в практической деятельности;
– умение организовывать процесс физического воспитания дошкольников и собственную трудовую деятельность в соответствии с установленными требованиями и нормами;
– осмысление гуманистической парадигмы и личностно-ориентированной направленности системы физического воспитания, ее приоритетных целей и задач.
Обозначенные признаки нормативно-правовой компетентности свидетельствуют о значимости нормативных правовых знаний, умений и навыков педагога для построения результативной, динамично развивающейся системы физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
Научно-методическая компетентность предполагает направленность педагога на систематизацию и углубление научно-теоретических, организационно-методических, психолого-педагогических основ физической культуры, которые необходимы для решения приоритетных задач физического воспитания дошкольников ‑ укрепления их здоровья, обеспечения гармоничного физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Научно-методическую компетентность характеризуют следующие признаки:
– мотивационная готовность специалиста к исследовательской и инновационной деятельности;
– знание основ теории и методики физического воспитания и развития ребенка, смежных дисциплин (педагогики, психологии, физиологии и др.);
– умение создавать адаптивную здоровьесберегающую образовательную среду дошкольного учреждения;
– умение отбирать, анализировать, систематизировать и целенаправленно применять научно-методическую информацию;
– умение разрабатывать собственный методический инструментарий.
Следует отметить, что научно-методическая компетентность это не столько знания, сколько умения и навыки педагога добывать и использовать эти знания. Ее движущими силами становятся, в первую очередь, стремление к достижению познавательной цели, к открытиям, к продолжению начатого творческого дела.
Организационно-управленческая компетентность проявляется в оптимальной организации процесса физического воспитания дошкольников, в управлении педагогом собственной профессиональной деятельностью и двигательной деятельностью детей (коллективной, групповой, индивидуальной), в быстром, гибком применении имеющихся знаний и опыта для решения практических задач оздоровления, обучения и воспитания дошкольников.
К сущностным признакам организационно-управленческой компетентности руководителя физического воспитания относятся:
– процессуально-содержательные мотивы, побуждающие к проявлению физической, интеллектуальной и творческой активности в профессиональной деятельности;
– знание организационно-методических аспектов физического воспитания дошкольников;
– умение управлять процессом физического воспитания системно, определять педагогически целесообразные средства, методы и организационные формы обучения;
– умение осуществлять индивидуальный подход, создавать на занятиях условия психологического и эмоционального комфорта для каждого воспитанника;
–владение специальными двигательными умениями и навыками;
– способность оперативно анализировать и творчески решать ординарные и неординарные практические задачи.
Вышеизложенные признаки свидетельствуют о существенной особенности организационно-управленческой компетентности педагога в области физического воспитания – ее проявлении в деятельности. Важную роль в приобретении навыков результативного управления процессом физического воспитания детей играет практический опыт специалиста, его творческая индивидуальность и стремление к профессиональному совершенствованию.
Аутопсихологическая компетентность связана с реализацией рефлексивных способностей педагога в области физического воспитания, направленных на оценку результатов своего труда, полное и глубокое познание себя как личности, осознание своих сильных и слабых сторон.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления, развития и повышения аутопсихологической компетентности специалистов позволяет выделить отличительные признаки аутопсихологической компетентности педагога в области физического воспитания:
– позитивное, творческое отношение к работе, наличие мотивов самовыражения и самоутверждения в профессии;
– знание собственного потенциала и путей его реализации в профессиональной деятельности;
– умение определять ближайшие возможности и дальнейшие перспективы профессионального саморазвития;
– умение осуществлять грамотный самоанализ и самооценку физкультурных мероприятий, видеть причинно-следственные связи между задачами, целями, средствами, условиями и результатами;
– способность анализировать результаты профессиональной деятельности в целом и вносить необходимые коррективы;
– умение давать объективный анализ и оценку профессиональной деятельности своих коллег;
– владение приемами психического и физического восстановления после трудовой деятельности.
Указанные признаки аутопсихологической компетентности конкретизируют объективно необходимые рефлексивные знания и умения педагога в области физического воспитания, а также психологические качества личности специалиста.
Таким образом, отличительные признаки каждого вида профессиональной компетентности обнаруживают профессионально значимые знания и умения педагога в области физического воспитания, свойства и качества его личности, отражают специфику профессиональной деятельности: направленность на формирование и реализацию двигательного потенциала детей, сохранение и укрепление их здоровья, развитие у дошкольников интереса к занятиям физическими упражнениями. Очевидна явная взаимосвязь и взаимообусловленность нормативно-правовой, научно-методической, организационно-управленческой и аутопсихологической компетентностей в целостной структуре профессиональной компетентности педагога и их прикладное значение для последующего моделирования процесса повышения профессиональной компетентности педагога в области физического воспитания учреждения дошкольного образования.
Литература:
1. Власенко, Н.Э. Виды профессиональной компетентности руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования / Н.Э. Власенко // Вестник Полоцкого государственного университета.‑ 2011. ‑ № 15.‑ С.30-37.
2. Глазырина, Л.Д. Повышение профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения в условиях использования системы индикаторов / Л.Д. Глазырина, Н.Э. Власенко // ТехноОбраз-2011: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 17-18 марта 2011 г.). В 4ч. Ч 4 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей, (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: / ГрГУ, 2011. – С.47-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционных форм в работе по физическому воспитанию дошкольников.
Современный мир динамичен и нестабилен, он постоянно меняется и с очень высокой скоростью. Жить в этом мире – значит успевать за ним, меняться вместе с ним в его темпе. Такие условия жизни предъ...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...
«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»
Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....