Игры, используемые во время адаптации к детскому саду для детей 2-3 лет
материал (младшая группа)

Домнина Ольга Сергеевна

 Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в абсолютно новые для него условия. Как правило, меняются режим дня, характер питания, воспитательные приёмы, характер общения. Разлука с мамой также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги, незащищенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной из ведущих.

Наиболее эффективным и одним из основных методов работы по успешной адаптации детей раннего возраста является - игра. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Цель игр с детьми в адаптационный период — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Снижение тревожности, агрессии у детей;
  • Формирование у детей доверия к воспитателю;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Помощь ребенку в освоении новой среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_adaptatsii_detey.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, используемые во время адаптации к детскому саду для детей 2-3 лет

 Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в абсолютно новые для него условия. Как правило, меняются режим дня, характер питания, воспитательные приёмы, характер общения. Разлука с мамой также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги, незащищенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной из ведущих.

Наиболее эффективным и одним из основных методов работы по успешной адаптации детей раннего возраста является - игра. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Цель игр с детьми в адаптационный период — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Снижение тревожности, агрессии у детей;
  • Формирование у детей доверия к воспитателю;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Помощь ребенку в освоении новой среды.

Ожидаемые результаты:

Система игр и игровых упражнений будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Организация адаптационных игр требует соблюдения определенных условий.

  • Взрослый выступает активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.
  • Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
  • Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
  • Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.
  • Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
  • Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.

Условно игры в адаптационный период можно разделить на две основные группы:

1. Коммуникативные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная, умывальная комнаты).

Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:

1. вербальные

2. невербальные (невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей).

Так как в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, и маленькие дети очень подвижны, то не обойтись без сенсорных и моторных игр. Но рассматривая более подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные и моторные игры являются составной частью коммуникативных игр и игр на освоение окружающей среды.

Используемые невербальные коммуникативные игры по характеру задач, как правило,  можно разделить на несколько групп:

  • Общие хороводы «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.
  • Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку» направлены на более тесное невербальное сближение детей.
  • Игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры.

Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.

В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята», «Отгадаю, кто позвал».

Игры на освоение окружающей среды позволяют нам постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений с игровыми уголками, расположением игрушек в группе. Их также можно разделить на несколько подгрупп:

Игры – путешествия «Мы по комнате идем», «Поезд», «Мы гуляем» и. т д. Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Новая кукла», «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Где твой шкафчик?».

Отдельно хочется остановиться на играх с песком и тестом. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, при действии с кусочком теста или песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.

Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений:

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт. Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

-знакомство; -игры с использованием игрушек и предметов; -контакт руками -телесный контакт.

Варианты игр, используемых во время адаптации к детскому саду для детей 2-3 лет

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,

налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

 

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Выдувание мыльных пузырей

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

  

Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

 Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

— Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

 

Часики

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные

часы, затем предлагает поиграть в часы.

Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай

поиграем в часы!

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.

 

Подвижные игры и хороводы

 Игра «Зайка»

На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

 

Игра “Мы шли-шли, шли-шли».

Мы шли-шли, шли-шли.

Что это мы нашли?

Воспитатель удивленно берет игрушку. Называет ее и идет дальше.

 

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.Кати мячик! On! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

 

Хоровод

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

 

Раздувайся, пузырь!
Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

Ход игры: Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок». Постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь

Раздувайся большой...

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.

Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

 


Потешки

 

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Люшеньки, люли!

Люшеньки, люли!

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

 

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вот так хорошо.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Теплою водою

Чисто руки мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

 

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

  

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки -

Тебе для потешки.

Если будешь плакать -

Дадим рваный лапоть.

 

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки:

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста во время адаптации в детском саду

Игры, которые помогут легче адаптироваться детям в детском саду, а также поммогут найти контакт с детьми...

Игры ,используемые во время адаптации в детском саду для детей 2-3 лет

Поиграйте вместе с детьми,Вам и вашим детям  это понравится...

Игры в помощь ребенку во время адаптации к детскому саду

Игры с ребенком в период адаптации в детском садуИгра для детей – естественное состояние, образ жизни.Игры в домикЛюбые игры, где ребенок прячется, помогают ему восстановить личные границы, прий...

Игры, используемые во время адаптации к детскому саду для детей 2-3 лет

Игры, используемые во время адаптации к детскому саду для детей 2-3 лет:Игры для налаживания контакта с ребенком: "Дай ручку", "Привет!Пока!", "Хлопаем в ладоши!", Выдува...

Консультация по питанию детей во время адаптации к детскому саду

Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша, и ваша главная задача – это всеми силами помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, научить его жить отдельно от мамо...

Игры, используемые во время адаптации к детскому саду для детей 2-3 лет

в материале представлены игры для налаживания контакта с ребенком...

игры во время адаптации в детском саду

игры во время адаптации в детском саду...