Выступление на педагогической конференции «Семья и детский сад – в режиме развития. Родительское просвещение»
материал
Материал для выступления на педсовете, педконференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Светлячок»
филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Новоржевская средняя школа»
«Семья и детский сад – в режиме развития.
Родительское просвещение»
Воспитатель Сергеева А.А.
Стаж работы 37 лет
Высшая квалификационная категория
г. Новоржев
2024г.
Добрый день, уважаемые коллеги.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.
В последние годы произошел пересмотр отношения к дошкольному детству и образованию. Это связано с развитием общества, изменениями в социальных отношениях, изменившимися требованиями к подрастающему поколению. Современные дошкольные учреждения не могли остаться в стороне от модернизации российского образования и изменения социального статуса дошкольного детства. По новым тенденциям оно является первой ступенью общего образования. Обновление системы дошкольного образования показало необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом неоценимое значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Не случайно в последние годы началА развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, которая нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании», в соответствии с которым одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Так же в Законе «Об образовании», говорится, что «основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».
Однако в современном обществе наблюдается процесс изменения семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи. Воспитательные возможности современной российской семьи нередко усложнены социально–экономическими и бытовыми проблемами. Если с одной стороны в основе семьи лежат функции защиты и удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека, она является первичной защитной средой индивида и источником приобретения социального опыта, то с другой – семья может стать фактором депривации и жизненных кризисов. Из этого следует, что современная семья нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке.
И задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Цель деятельности педагогов – создание единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Задачи, стоящие перед воспитателями:
1.Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями (Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника)
2. Повысить педагогическую культуру родителей ( Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях).
3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. (Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки).
4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО (Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей)
Что подразумевается под единым образовательным пространством? Прежде всего:
- единство цели в развитии и воспитании ребенка,
- единство требований к ребенку со стороны детского сада и семьи с учетом его индивидуальных и возрастных, особенностей
- распределение функций родителей и воспитателей с учетом специфики и возможностей каждой из сторон
- возможность использования в педагогическом процессе социокультурного потенциала каждой семьи.
Как же создать единое образовательное пространство?
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- познавательные;
- наглядно-информационные.
Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей этой формы работы является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка педагоги составляют социальные паспорта групп. Получив реальную картину, на основе собранных данных, вырабатывается тактика своего общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку и дифференцированного подхода к родителям.
Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологических срезов, интервьюирования («Анкета-знакомство», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши пожелания и ожидания», «Какой вы родитель?», «Сотрудничество детского сада и семьи»; тесты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Какой вы родитель?», «Ребенок и его здоровье» и др. )
В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В детском саду проводятся мероприятия, в которых активное участие принимают родители наших воспитанников (исполняют роли, готовят реквизит, костюмы, оказывают помощь в оформлении зала). Проходят у нас такие традиционные мероприятия, как «Осенины», «День матери», «Новый год», «Праздник мам», «День защитников Отечества», «До свиданья, детский сад». Не обходимся мы и без спортивных развлечений, которые проводятся при участии педагога по физической культуре. Это, пожалуй, самое привлекательное, востребованное, эффективное направление, но и самое трудное в организации, т.к. воспитателям приходиться уделять большое внимание содержанию самого мероприятия и его подготовке.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям (общим и групповым), консультациям, беседам и др.
Наглядно-информационные формы взаимодействия дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
В практике работы мы используем:
• родительские уголки;
• папки-передвижки, фотомонтажи «Из жизни группы», информационные фотовыставки
• информационные листки, которые включают в себя информацию о событиях, просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.
• памятки для родителей по различным направлениям работы;
- выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликация, самодельные игрушки, альбомы и т.д.).
Для того чтобы наглядная информация была действенной, помогала активизировать родителей, мы стараемся делать ее красочной, яркой.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить проектную деятельность.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
(проект «Гордимся вами, ленинградцы»)
В нашем детском саду стало традицией организация творческих выставок и конкурсов : «Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка», «Загадочный космос», выставки детских рисунков, самодельных игрушек, книжек - малышек, вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия», в которых родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.
В течение учебного года работает Родительский комитет группы (детского сада) – это группа родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ. Родительский комитет призван содействовать воспитателям, администрации ДОУ в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
Стала популярна и такая форма совместной деятельности как акции. Она имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и взрослых. Например, акция «Подари игрушку (книгу) детскому саду», «Открытка солдату», «Покормите птиц зимой».
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через посещение семьи, изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Большой популярностью у родителей пользуется группа в контакте «Детский сад «Светлячок», в которой имеется информация для родителей, еженедельно обновляются новости из жизни детского сада, появляются фотографии с мероприятий.
Открываются личные сайты педагогов (свой), странички групп, где педагоги делятся информацией о жизни детей в детском саду. Таким образом родители могут следить за жизнью своих детей в группе; могут получать информацию в форме педагогических советов, рекомендаций.
Работу с родителями педагоги организуют на основе следующих принципов:
- доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
- открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готовы к открытому диалогу;
- доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
- добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения;
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.
Главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.
Большое значение имеют и этические нормы работы педагогов с родителями:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей – ремонт мебели, пошив штор, изготовление атрибутов для игр, помощь в создании предметно-пространственной развивающей среды в группах, благоустройство прогулочных участков. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют.
Таким образом, в результате планомерной работы при использовании разнообразных современных форм в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО в рамках взаимодействия с семьями воспитанников можно говорить о создании единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ, становлении родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными помощниками воспитателей, атмосфера доброжелательности и взаимоуважения стала характерной для обеих сторон. Родители активнее проявляют искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка; научились самокритично оценивать себя как воспитателей и не стесняются обратиться за советом к педагогу.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
Выступление на педагогическом совете на тему «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»...
Выступление на педагогическом совете "Создание оптимальной предметно-развивающей среды для развития девочек и мальчиков"
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структу...
Выступление на педагогическом совете на тему "Взаимодействие с родителями по развитию мелкой моторики рук"
Выступление на педсовете...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»
Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...
Выступление на педагогическом Совете на тему: «Детско-родительский клуб «Доверие» как инновационная модель социального партнёрства ДОУ и родителей»
Одним из направлений в системе работы семьи и дошкольной организации в современном образовательном процессе можно считать организацию деятельности родительского клуба, который объединяет в себе различ...
Участие в территориальной педагогической конференции " Семья в современном обществе"
Участие в территориальной педагогической конференции " Семья в современном обществе"...