Программа кружка " Веселые пальчики" в младшей группе
материал (младшая группа)

Антоненко Юлия Сергеевна

Программа кружка " Веселые пальчики" в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_veselye_palchiki.docx150.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Веселые пальчики»

в 1 младшей группе «Солнышко»

2020 -2021 учебный год.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkjW-jzyW63ATLQC-0hCmjUqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

                                          Воспитатель: Антоненко Юлия Сергеевна

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Обучающие:

  1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
  2. Знакомить детей с названием пальчиков
  3. Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  4. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
  5. Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Формы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики;

- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность
  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Перспективное планирование кружка

Октябрь

Первая неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2.Игра «Большие и маленькие листочки»

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).

3.Пальчиковая игра «Компот».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

3.Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Четвертая неделя.

1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Собери орешки для белочки»

 Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.

3.Пальчиковая игра «Белочка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Ноябрь

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (подарки для белочки: грибочки орехи).

3. Пальчиковая игра «Грибы».

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.

Вторая неделя.

1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

3.Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Третья неделя

1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Пальчиковая игра «Домик».

3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». 

(Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

4.Пальчиковая игра «Зайчик».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3.Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Декабрь.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.

3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай»(Катание катушек по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Мы повесим шарики».

Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».

2. Пальчиковая игра «Фонарики».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бусин на нитку.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков теннисным шариком.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).

3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Январь.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж) «Этот мячик не простой».

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.

3. Пальчиковая игра «Снежок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.

2. Игра «Снежные хлопья».

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».

3. Пальчиковая игра «Медвежонок».

Цель: Развивать координацию общих движений.

Февраль.

Первая неделя.

1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2.Пальчиковая игра «Варежка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.

Вторая неделя.

1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. Игра «Ежики и ежата» (вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков «Колечко».

Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.

2. Пальчиковая игра «Рыбки».

3. Пальчиковая игра «Лодочка ».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Март.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков и перебирание бусин. 

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3. Пальчиковая ирга «Помощники».

Цель: Развивать моторику пальцев.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».

2. Игра «Светит солнышко».

Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.  Пальчиковая игра «Птичка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

Четвертая неделя.

1.Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Апрель.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

3. Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук.

Вторая неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Светит солнышко» (разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1.Массаж крупными бусинами.

2. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».

 Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

4. Пальчиковая игра «Кто приехал?»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».

3. Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа).

4. Пальчиковая игра «Семья».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Май.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

3. Пальчиковая игра «Дарики - дарики».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. «Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».

Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.

2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»

(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.

4. Пальчиковая игра «Топ-топ».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1.Игра «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).

3. Пальчиковая игра «Дождик лей».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Игра «Красивый одуванчик» (вставить спички в пластилиновый комочек.)

2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».

3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Литература:

1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.

2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.

3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.

4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.

5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка «Умелые пальчики» младшая группа

План работы кружка «Умелые пальчики» младшая группа...

Мастер-класс для родителей с детьми "Игровая кукла оберег «Зайчик-на-пальчик» младшая группа

Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами. Задачи: - привлекать внимание к русской народной культуре; - заинтересовать разнообразие...

Проект "Весёлые пальчики" младшая группа

Проект по развитию мелкой моторики....

Проект "Веселые пальчики" младшая группа

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигат...

Проект "Веселые пальчики" младшая группа.

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждениедетский сад №1 «Белоснежка»     ПРОЕКТ «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»...

ПРОЕКТ «Волшебные пальчики» младшая группа «Солнышко»

Долгосрочный проект для  младшей группы Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, худ...