Программа кружка для детей второй младшей группы «Декоративное рисование».
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно–прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodionova_kruzhok_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
ПРОГРАММА КРУЖКА
для детей второй младшей группы
«Декоративное рисование».
Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 10 мин. Состав группы – одновозрастной (3 - 4 года). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.
Цель кружка.
- приобщать детей к декоративной деятельности; учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем.
- способствовать развитию у детей художественно – творческих способностей, усвоению эталонов красоты;
- развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность;
- воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.
Задачи кружка.
1. Образовательная
Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.
2. Развивающая.
Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
Развивать творческие способности.
3. Воспитательная.
Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
Учить работать самостоятельно.
Получить эмоциональный отклик на сделанную работу
Ожидаемые результаты.
- знать и называть цвета и умеет правильно подбирать их;
- ритмично наносит линии, штрихи, пятна, мазки ;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- правильно и аккуратно пользоваться кистью при рисовании;
- создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров; выделять элементы дымковских узоров(кружочки, штрихи, линии).
Программное содержание занятий.
№ занятия | Цель | Формы работы |
Сентябрь 2016год. | ||
Занятие № 1,2 Диагностика | Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. | Наблюдения, опрос, рисование. |
Занятие № 3,4 “Красивый коврик ” | Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка. |
Октябрь 2016 год. | ||
Занятие № 1,2 “Узор в полосе” | Закрепить умение составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движения руки всем ворсом. | Беседа, рисование, пальчиковая гимнастика. |
Занятие № 3,4 “ Украсить узорами юбку барыни ” | Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование. |
Ноябрь 2016 год. | ||
Занятие № 1,2 “Платочек для матрёшки» | Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, кистями. Учить проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. Развивать чувство цвета и ритма. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра. |
Занятие № 3,4 “Мы весёлые матрёшки ” | Учить составлять узор из кругов и листочков. Прививать навыки в сравнении матрешек, нахождение общих и отличительных черт (одна - много, разноцветные). | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра. |
Декабрь 2016 год. | ||
Занятие № 1,2 “Мы шагаем по дорожке” | Закрепить умение детей рисовать дорожки (прямые линии короткие и длинные) всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка, подвижная игра. |
Занятие № 3,4 «Красивая салфеточка» | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Январь 2017 год. | ||
Занятие № 1 Диагностика | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь. | Наблюдения, опрос, лепка. |
Занятие № 2,3 “Моя Дымка ” | Рассказ об истории промысла. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. | Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок физкультминутка, подвижная игра. |
Февраль 2017 год. | ||
Занятие № 1,2 “Знакомство с дымковскими игрушками” | Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка. |
Занятие № 3,4 “Украсим дымковскую уточку ” | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование. |
Март 2017 год. | ||
Занятие № 1,2 “Дымковская лошадка ” | Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование, чтение стихотворения; «Все игрушки непростые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки: Кружочки, клеточки, полоски… Казалось бы простой узор, Но отвести не в силах взор». |
Занятие № 3,4 “Ай, да барышня! ” | Учить рисовать прямые линии, перекрещивать их; дополнять узор колечками и точками. Развивать ориентировку на плоскости. | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование. |
Апрель 2017 год. | ||
Занятие № 1,2 “Тарелочки для девочек | Учить детей выполнять узор в определенной последовательности вверху, внизу, справа, слева одним цветом, между ними – другим. Продолжать упражнять в работе с тычком и красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка. |
Занятие № 3,4 “ Дидактическая игра «Составь узор»”. | Учить детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции. Формировать желание поделиться радостью и удачной работой с другими детьми | Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка. |
Май 2017 год. | ||
Занятие № 1,2 Диагностика | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май. | Наблюдения, опрос, рисование. |
Занятие № 3-4 “Наряды для Танечке» (итоговое занятие) | Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра. |
Составил: воспитатель Родионова Т. В.
Литература, используемые при составлении программы:
1.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.
2. . Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка.
3.Богуславская Н. Я. «Дымковская игрушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей второй младшей группы технике рисования бросовым материалом «Чебурашка» (работа карандашной стружкой)
Развитие творческих способностей детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14087214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"medi...
Рабочая программа "Адаптация детей второй младшей группы к условиям ДОО"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида«Детство» городского округа Котельники Московской области140055 Московская обл., г. Ко...
Рабочая программа для детей Второй младшей группы «Б» 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа для детей Второй младшей группы «Б" 2021-2022 учебный год....
Программа кружка по современным нетрадиционным методам рисования для детей второй младшей группы
Для воспитателей и внеурочной деятельности...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы по рисованию "Дождик по земле босиком прошел"
Данное занятие может быть использовано в проектной деятельности по изучению свойст воды, с детьми 3х-4х лет. Можно использовать любой материал для рисования (кисти, гуашь, карандаши, восковые ме...
Рабочая программа для детей второй младшей группы
Программа направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 3-4 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческ...