Проект "С чего начинается Родина"
проект (старшая группа)

Козлова Анастасия Михаиловна

Актуальность и обоснованность

 проекта «С чего начинается Родина»

 

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

 к своей семье, к своему жилищу, к своему

 детскому саду. Постепенно расширяясь,

 эта любовь переходит в любовь к родной

 стране, к ее истории, прошлому и

 настоящему, ко всему человечеству

 

 Д. С. Лихачев

         

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

                                             Разработали:

воспитатель Меньшикова М.В.

 музыкальный руководитель Козлова А.М.

г. Семенов2023 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

творческо-информационный

Продолжительность

 Среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта:

  • дети старшей группы
  • родители
  • воспитатели

Общая характеристика проекта

Планирование деятельности осуществлялось по  основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально - коммуникативное  развитие.

Актуальность и обоснованность

 проекта «С чего начинается Родина»

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

 к своей семье, к своему жилищу, к своему

 детскому саду. Постепенно расширяясь,

 эта любовь переходит в любовь к родной

 стране, к ее истории, прошлому и

 настоящему, ко всему человечеству

 Д. С. Лихачев

        

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

           Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

          Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

1 ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

Цель проекта:

        Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

  • Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, городе в котором они живут, о стране;
  • освоение   системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности;
  •  воспитание   нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями;
  • Развитие       личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат:

1.  Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом,  моя  семья»,  « Мой детский сад», «Моя улица», «Мой город Семенов», «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать   ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания  гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится  познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между  детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

2 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Подбор методической, познавательной и художественной литературы, наглядно - методического материала:

  1. Основная программа детского сада № 5 «Улыбка»
  2. Методическая литература: «Развитие речи в детском саду» В.В Гербова, «Ознакомление с социальным миром» О.В Дыбина, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С Комарова, «Этические беседы» В.И Петрова.
  3. Создать пространственно-предметно развивающую среду.
  4. Разработать перспективный план реализации проекта. Подобрать иллюстративный и наглядно-дидактический материал. Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
  5. Разработать конспекты мероприятий. Конспект родительского собрания «Семья, что может быть дороже», конспект этической беседы «Вежливая просьба», конспект  музыкального развлечения «Путешествие в стану дружба»
  6. Изготовление лэпбука «Моя семья», альбом на липучках «Пусть всегда будет мама», лэпбук «Этикет».

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:

Задача: обеспечить взаимодействие дошкольного учреждения с семьей через практическую деятельность.

- Консультация: «В дом входит доброта», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Развитие общения в семье», «Играем всей семьей», «Семейные ценности», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Взаимная забота и помощь в семье», «Как воспитать маленького патриота», « Патриот воспитывается с детства».

-Родительское собрание «Моя семья, что может быть дороже».

Анкетирование: «Семейные традиции»

- Создание совместного детско-родительского альбома «Герб моей семьи».

- Оформление фотоальбома «Мой детский сад», «Традиции семьи», «Профессия родителей», «Любимые места моего города», «Чем знаменит город», «Моя страна-Россия».

- Оформление фотогазеты «Поделись своей добротой», «Традиции семьи», «Мой любимый город», «Мой дом. Моя улица».

- Изготовление буклетов для родителей «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Как воспитать ребенка правильно», «Чем знаменит город Семенов».

-Сотворчество детей с родителями: книжка- малышка «Мой любимый город»

Последовательность работы:

1. «Мой дом, моя семья»

2. «Мой детский сад»

3. «Мой город Семенов»

  1. «Моя страна Россия».

3 ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Образовательная область

Форма работы

Речевое развитие

Мой дом, моя семья

  • Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки о семье,
  • Беседа «Моя семья. Мой дом»,
  • Чтение стихотворений: Л. Толстой. Старый дед и внучек», В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения»; «Мамина работа», К.Ушинский «Петушок с семьёй»;  
  • Ситуативный разговор «Как я люблю свою маму»,
  • Беседа «Профессия моей мамы»,
  • Беседа о празднике «День отца»,
  • Беседа о празднике «День матери»,
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»

Мой детский сад

  • ООД по развитию речи «Мы воспитанники старшей группы,
  • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду?
  • Словотворчество на тему: «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? »
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
  • ООД по развитию речи. «Учимся вежливости»,
  • Беседа «От чего бывает весело и грустно»,
  • Беседа «Что такое дружба. С кем бы я хотел дружить»,
  • Ситуативный разговор «Друг познается в беде»,
  • Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки о дружбе,
  • Беседа «Что хорошего можно сделать для друзей»,

Мой город

  • Рассматривание альбома «Моя улица. Мой дом»,
  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»,
  • Беседа «Чем богат наш край»
  • Рассматривание альбома «Город мой - Семенов»,
  • Заучивание стихотворения «Семенов» Н. Маравин.

Моя страна

  • ООД по развитию речи. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»,
  • ООД по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»,
  • ООД по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Ховрошечка»,
  • Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки о родине,
  • Чтение о Москве,

Художественно-эстетическое

развитие

Мой дом, моя семья

  • Выставка рисунков «Герб моей семьи»,
  • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка,
  • Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»

Мой детский сад

  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
  • ООД рисование: «Моя любимая сказка»,
  • ООД аппликация: «Мишка и его друзья»,
  • Прослушивание аудиозаписей: «Если с другом вышел в путь», «От улыбки».

Мой город

  • Конструирование «Дома на нашей улице»
  • ООД аппликация: «Дома на нашей улице»,
  • Закрашивание иллюстраций: «Семеновская матрешка»,
  • ООД «Матрешка»
  • ООД «Дома нашего города»
  • Танец с ложками; танец «Матрешки»

Моя страна

  • Прослушивание музыкальных записей на патриотическую тему. Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • ООД рисование: «Дымковская слобода»,
  • Лепка «Платье для куклы. В дымковском стиле»,
  • ООД рисование: «Знакомство с городецкой росписью»
  • Закрашивание иллюстраций: «Флаг России»,
  • Лепка «Флаг нашей страны»,
  • Выставка рисунка «В дружбе народов -единство страны».
  • Слушание «Тройка» Г.Свиридова
  • Пение «Березка» муз.Теличеевой

Физическое развитие

Мой дом, моя семья

  • Пальчиковая гимнастика «Семья»,
  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"

Мой детский сад

  • Подвижная игра «Дружба»,
  • Хороводная игра «Каравай»,
  • Подвижная игра «Мы веселые ребята»,
  • Физкультурный досуг «Путешествие в страну Дружба»

Мой город

  • П/И «Автобусы»
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Моя страна

  • Русские народные игры:   «Гуси лебеди», «Карусель».

Социально - коммуникативное развитие

Мой дом, моя семья

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы",
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»,
  • Психогимнастика «Эмоции моей семьи»,
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Мой детский сад

  • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Мой город

  • Д/И «Улица, на которой я живу»,
  • Д/И «Перекрёсток» использование макета улицы,
  • Дидактическая игра «Достопримечательности города»
  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»,
  • Сюжетно-ролевая игра «Почта»,
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Моя страна

  • Дидактическая игра «Символы России»
  • Д/И «Народные промыслы»
  • Просмотр мультфильма « Мы живём в России»
  • Чтение русских народных сказок "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", «По щучьему веленью»

Познавательное развитие

Мой дом, моя семья

  • Беседа «Выходной день в моей семье»,
  • ООД по ознакомлению с  миром. «Моя семья»,
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши папы»,
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»,

Мой детский сад

  • Экскурсия по детскому саду,
  • ООД по ознакомлению с миром. «Детский сад»,
  • ООД по ознакомлению с  миром. «Мои друзья»,
  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»

Мой город

  • Виртуальная экскурсия «Город, в котором мы живем»,  
  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада.

Моя страна

  • Рассказ воспитателя «Символы России»,
  • Презентация «Символы России»,
  • Рассматривание кукол в народных костюмах,
  • Презентация «Русский народный костюм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...