Нетрадиционные родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями
материал

Актуальность. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе - одна из самых сложных проблем. Работа  с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Нетрадиционные родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями»

Пояснительная записка

Актуальность. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе - одна из самых сложных проблем. Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя.

С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Но как бы серьезно, ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой, ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Поэтому, одна из задач общения воспитателя с родителями- раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители-люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитателя. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата и перед педагогами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания?

Успешным решением данных вопросов может стать взаимодействие с семьями воспитанников, посредством проведения родительских собраний в нетрадиционных формах.

Цели и задачи:

  • организация нетрадиционного родительского собрания в форме вечера –встречи за чашкой чая для воспитанников ДОУ и их родителей ;
  • создание условий для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
  • способствовать формированию представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных форм организации и проведения родительских собраний совместно с родителями;
  • активизировать педагогическое мышление воспитателей и стимулировать развитие у них творчества и профессиональную активность;
  • поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.


Ожидаемый результат:

для детей: развитие навыков взаимодействия в системе родители-дети и умений действовать в команде для достижения результата.

для родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, характера общения с детьми в рамках семейного воспитания; активизация участия родителей в образовательном процессе ДОУ. В игровой деятельности детей

для педагогов: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи по созданию условий для разностороннего развития ребенка, повышение педагогической культуры родителей и привлечения семей воспитанников к активному сотрудничеству.

Конспект нетрадиционного родительского собрания

в форме «Беседа за чашкой чая»

Тема: «Моя семья»

Время проведения: по плану воспитателя.

Форма проведения: Беседа за чашкой чая.

Цели: помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; учить проявлять заботу.

Задачи:

  • Установление партнерских отношений между педагогами, детьми и их родителями;
  • Создание атмосферы общности интересов;
  • Содействие осознанию родителями своей воспитательной роли в семье;
  • Познакомить родителей с мнением детей о семье и счастье;
  • Укрепление доброжелательного отношения между родителями и детьми;
  • Помочь формированию взаимопонимания между родителями и ребенком;
  • Прививать родителям умение радоваться успехам детей в различных видах деятельности - пение, танцы;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.

Участники: воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста.

Оборудование:интерактивная доска, видеоматериалы высказываний детей о семье, чайная посуда, столы, салфетки, мультимедийная установка, бумажные заготовки «Солнышко», фломастеры, фонограмма песен.

Предварительная подготовка:

  • Приготовить приглашения совместно с детьми;
  • Анкеты для родителей (Приложение № 2);
  • Заучивание стихов с детьми « Моя семья»;
  • Совместная деятельность детей и родителей в составлении приготовлении сладостей для чаепития;
  • Подготовить пословицы и поговорки о семье;
  • Оформление выставки рисунков « Наша семья»;
  • Буклеты « Микроклимат семьи»;
  • Видеоматериалы с высказыванием детей о семье и счастье;
  • Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятнойсемейной атмосферы» (Приложение №3).

План проведения родительского собрания:

  • Вступительный этап:
  • Подвижная игра – приветствие « Возьмёмся за руки, друзья».
  • Основная часть:
  • Презентация «Ты и я - одна семья»;
  • Стих детей о семье;
  • Опрос родителей « Что такое семья?»
  • Видео материалы с высказыванием детей;
  • Подвижная игра «Домики»;
  • Пословицы и поговорки о семье;
  • Подвижная игра «Угадайка»;
  • Стихи детей о семье;
  • «Вопросита»;
  • Песня «Моя семья»;
  • Продуктивная деятельность детей и родителей «Солнышко»;
  • Подведение итогов собрания:
  • Рефлексия.

Коммуникативная деятельность:

Строить общение по схеме: ребенок - родитель - воспитатель. Учиться понимать друг друга.

Ход мероприятия

На доске красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приглашают родителей в группу.

Родители и дети рассаживаются за сервированными столами.

  1. Вступление

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду. Сегодня мы с вами собрались поговорить за чашкой чая. Наша встреча посвящена СЕМЬЕ!

Семья -это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья -это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья -это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Звучит песня из детского мультипликационного мультфильма«Песня Мамонтёнка» и в группу входят дети.

Воспитатель:Сегодня разговор пойдет о семье, о ее значении в жизни человека.

Сейчас я предлагаю Вам вместе с детьми приготовить угощение для нашего чаепития (печенье)

Воспитатель: Семья - это прежде всего самые близкие и родные люди. Они заботятся, дарят любовь. Семья является опорой для ребёнка. Ведь очень приятно и радостно получать и дарить любовь своей семьи!

Семья для ребенка -это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Уважаемые родители, вы - первые и самые важные учителя своего ребёнка. Именно вы, окажете огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья? Давайте расскажем родителямнаше стихотворение:

1 ребенок: Семья – это мы. Семья – это я.

2 ребенок: Семья – это папа и мама моя.

3 ребенок: Семья – это Пашка, братишка родной,

4 ребенок: Семья – это котик пушистенький мой.

5 ребенок: Семья – это бабушки две дорогие,

6 ребенок: Семья – и сестрёнки мои озорные.

7 ребенок: Семья – это крёстная, тёти и дяди,

8 ребенок: Семья – это ёлка в красивом наряде.

9 ребенок: Семья – это праздник за круглым столом,

10 ребенок: Семья – это счастье, семья – это дом,

Все вместе: Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Воспитатель:Родители, а что, по Вашему мнению, означает понятие -семья. (Ответы родителей).

Воспитатель: Уважаемые родители! Хотите узнать, что думают ваши дети о том, что такое - семья? (Родители просматривают видеоматериалы ответов детей).

Воспитатель: Наша встреча продолжается!!!

Давайте все вместе поиграем! Взрослые будут домиками, а дети бегают, играют под музыку, как только музыка остановится, дети прячутся в свои домики. Родители в это время с открытыми руками сидят и ждут деток.

Воспитатель: У человека одна Родина, где бы он ни находился. И семья у человека - тоже одна, какая бы большая она ни была. И где бы ни приходилось бы быть человеку - возвращаясь в свой дом, его всегда встретит тепло и уют своей семьи.

Давайте познакомимся с самыми душевными пословицами и поговорками о семье.

Я начну, а вы продолжите:

В семье разлад, так и дому…..( не рад).

В семье согласно, так идет дело…..( прекрасно).

В семье, где нет согласия, добра …..(не бывает).

В семью, где лад, счастье дорогу …..(не забывает).

В хорошей семье хорошие дети ….(растут).

Везде хорошо, но дома…..( лучше).

Вся семья вместе, так и душа….(на месте).

В гостях хорошо, а дома ….(лучше).

Отца с матерью почитать - … (горя не знать).

За общим столом … (еда вкуснее).

Воспитатель:А сейчас предлагаю всем встать в большой круг и поиграть. Детки будут показывать при помощи жестов, чем занимаются их родители дома, а затем родители покажут, чем занимаются дома их дети (стирают, варят кушать, колют дрова, читаю газету,играют в куклы…и т.д.)

Воспитатель: Семья - это дом. Семья -это мир, где царит любовь, дружба. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки. Наши детки приготовили стихи о семье, давайте послушаем!

Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем. Игра называется «Вопросита».

Я задаю вопросы, если вы считаете, что нужно это выполнять, то хлопаете в ладоши, если не нужно - молчите.

- Нужно ли советоваться с мамой?

- Нужно ли скучать по маме?

- Нужно ли жалеть маму?

- Нужно ли мешать папе?

- Нужно ли хвалить маму?

- Нужно ли драться с братом?

- Нужно ли заботиться о маме?

- Нужно ли помогать маме?

- Нужно ли слушаться бабушку?

- Нужно ли дразнить дедушку?

- Нужно ли огорчать маму?

- Нужно ли радовать маму?

- Нужно ли ссориться с сестрой?

- Нужно ли обижать бабушку?

Воспитатель: Уважаемые родители,а теперь дети приглашают Вас спеть с ними песню группы «Непоседы»,которая так и называется « Моя семья».

Воспитатель: Сейчас я приглашаю родителей с детьми пройти за столы, и вместе изобразить свою семью на наших маленьких солнышках, которые изготовили ваши детки. Все материалы для рисования лежат на столах.

Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо Вам за активное участие в нашем мероприятии.

Закончить наш вечер-встречу я бы хотела таким прекрасным стихотворением о семье:

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга!

Обижать не давайте!

Берегите друг друга!

Суету позабудьте.

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте!

О.Высотская

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.

Звучит песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина,слова С.Шаферана.

Успехов и терпения в воспитании Ваших детей. Мира, согласия и благополучия Вашей семье.

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. Необходимо, приклеить на ватмансмайлик,если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный смайлик, если частично- желтый, а если не удовлетворенны -зелёный.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Просим принять вот эти буклеты, они помогут в некоторых вопросах. Мы сами часто пользуемся этими советами в своей семье. Всем большое спасибо! До свидания.Буклеты для родителей.

Приложение №2

Анкета для родителей

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

Религиозные обряды (посты, религиозные праздники и др.);

Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.);

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Выпуск семейной газеты;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины);

Проведение семейных советов;

Другое __________________________________________________________________

Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт, рыбалка, домашние животные;

Шитье, шахматы, чтение;

Рукоделие, пение, музицирование;

Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое __________________________________________________________________

К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры

Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными

Индивидуальная трудовая деятельность

Другое __________________________________________________________________

Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?

Отдельная комната для ребенка, уголок в общей комнате;

Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты;

Библиотека, компьютер;

Музыкальный центр, кинокамера;

Фотоаппарат, живой уголок (аквариум);

Швейная машина, вязальная машина;

Столярные (слесарные) инструменты, развивающие игры;

Велосипед (сноуборд, мотоцикл);

Другое __________________________________________________________________

Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка;

Папа, дедушка, другие родственники

___________________________________________________________

Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

Умственное развитие, эстетическое развитие;

Культуру общения, самостоятельность;

Интерес к знаниям, желание идти в школу;

Внимание к близким, страх перед воспитателем;

Страх перед взрослыми, сквернословие;

Непослушание, нервозность;

Грубость, усталость;

Возбуждение, нежелание ходить в детский сад;

Другое __________________________________________________________________

Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?

Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям;

Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.);

Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия;

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

Другое __________________________________________________________________

Приложение №3

Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятной семейной атмосферы»


Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда вы его будите.

Научитесь встречать детей. Задавайте нейтральные вопросы: "Что было интересного? Чем сегодня занимались?"

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом!

Воспитание доброты в детях

Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами - это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Доброта начинается с любви к людям и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.

Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброму у нас.

Научимся владеть собой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Презентация для педагогов. Родительское собрание, как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой.   Ведь далеко не все род...

Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями. (консультация для воспитателей)

Семья и дошкольное образовательное учреждение  стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Вопрос поиска и осу...

" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....

«Родительское собрание как одна из форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены прежде всего на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласования действий семьи и дошкольных уч...

Консультация для воспитателей «Родительский уголок - как одна из форм взаимодействия с родителями»

Консультация для воспитателей  «Родительский уголок - как одна из форм взаимодействия с родителями»...