Нетрадиционные родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями
материал
Актуальность. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе - одна из самых сложных проблем. Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_netraditsionnogo_roditelskogo_sobraniya_v_forme_beseda_za_chashkoy_chaya_1.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями»
Пояснительная записка
Актуальность. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе - одна из самых сложных проблем. Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя.
С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Но как бы серьезно, ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой, ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Поэтому, одна из задач общения воспитателя с родителями- раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители-люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитателя. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата и перед педагогами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания?
Успешным решением данных вопросов может стать взаимодействие с семьями воспитанников, посредством проведения родительских собраний в нетрадиционных формах.
Цели и задачи:
- организация нетрадиционного родительского собрания в форме вечера –встречи за чашкой чая для воспитанников ДОУ и их родителей ;
- создание условий для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
- способствовать формированию представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных форм организации и проведения родительских собраний совместно с родителями;
- активизировать педагогическое мышление воспитателей и стимулировать развитие у них творчества и профессиональную активность;
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ожидаемый результат:
для детей: развитие навыков взаимодействия в системе родители-дети и умений действовать в команде для достижения результата.
для родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, характера общения с детьми в рамках семейного воспитания; активизация участия родителей в образовательном процессе ДОУ. В игровой деятельности детей
для педагогов: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи по созданию условий для разностороннего развития ребенка, повышение педагогической культуры родителей и привлечения семей воспитанников к активному сотрудничеству.
Конспект нетрадиционного родительского собрания
в форме «Беседа за чашкой чая»
Тема: «Моя семья»
Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: Беседа за чашкой чая.
Цели: помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; учить проявлять заботу.
Задачи:
- Установление партнерских отношений между педагогами, детьми и их родителями;
- Создание атмосферы общности интересов;
- Содействие осознанию родителями своей воспитательной роли в семье;
- Познакомить родителей с мнением детей о семье и счастье;
- Укрепление доброжелательного отношения между родителями и детьми;
- Помочь формированию взаимопонимания между родителями и ребенком;
- Прививать родителям умение радоваться успехам детей в различных видах деятельности - пение, танцы;
- Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.
Участники: воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование:интерактивная доска, видеоматериалы высказываний детей о семье, чайная посуда, столы, салфетки, мультимедийная установка, бумажные заготовки «Солнышко», фломастеры, фонограмма песен.
Предварительная подготовка:
- Приготовить приглашения совместно с детьми;
- Анкеты для родителей (Приложение № 2);
- Заучивание стихов с детьми « Моя семья»;
- Совместная деятельность детей и родителей в составлении приготовлении сладостей для чаепития;
- Подготовить пословицы и поговорки о семье;
- Оформление выставки рисунков « Наша семья»;
- Буклеты « Микроклимат семьи»;
- Видеоматериалы с высказыванием детей о семье и счастье;
- Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятнойсемейной атмосферы» (Приложение №3).
План проведения родительского собрания:
- Вступительный этап:
- Подвижная игра – приветствие « Возьмёмся за руки, друзья».
- Основная часть:
- Презентация «Ты и я - одна семья»;
- Стих детей о семье;
- Опрос родителей « Что такое семья?»
- Видео материалы с высказыванием детей;
- Подвижная игра «Домики»;
- Пословицы и поговорки о семье;
- Подвижная игра «Угадайка»;
- Стихи детей о семье;
- «Вопросита»;
- Песня «Моя семья»;
- Продуктивная деятельность детей и родителей «Солнышко»;
- Подведение итогов собрания:
- Рефлексия.
Коммуникативная деятельность:
Строить общение по схеме: ребенок - родитель - воспитатель. Учиться понимать друг друга.
Ход мероприятия
На доске красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приглашают родителей в группу.
Родители и дети рассаживаются за сервированными столами.
- Вступление
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду. Сегодня мы с вами собрались поговорить за чашкой чая. Наша встреча посвящена СЕМЬЕ!
Семья -это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья -это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья -это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Звучит песня из детского мультипликационного мультфильма«Песня Мамонтёнка» и в группу входят дети.
Воспитатель:Сегодня разговор пойдет о семье, о ее значении в жизни человека.
Сейчас я предлагаю Вам вместе с детьми приготовить угощение для нашего чаепития (печенье)
Воспитатель: Семья - это прежде всего самые близкие и родные люди. Они заботятся, дарят любовь. Семья является опорой для ребёнка. Ведь очень приятно и радостно получать и дарить любовь своей семьи!
Семья для ребенка -это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Уважаемые родители, вы - первые и самые важные учителя своего ребёнка. Именно вы, окажете огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья? Давайте расскажем родителямнаше стихотворение:
1 ребенок: Семья – это мы. Семья – это я.
2 ребенок: Семья – это папа и мама моя.
3 ребенок: Семья – это Пашка, братишка родной,
4 ребенок: Семья – это котик пушистенький мой.
5 ребенок: Семья – это бабушки две дорогие,
6 ребенок: Семья – и сестрёнки мои озорные.
7 ребенок: Семья – это крёстная, тёти и дяди,
8 ребенок: Семья – это ёлка в красивом наряде.
9 ребенок: Семья – это праздник за круглым столом,
10 ребенок: Семья – это счастье, семья – это дом,
Все вместе: Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Воспитатель:Родители, а что, по Вашему мнению, означает понятие -семья. (Ответы родителей).
Воспитатель: Уважаемые родители! Хотите узнать, что думают ваши дети о том, что такое - семья? (Родители просматривают видеоматериалы ответов детей).
Воспитатель: Наша встреча продолжается!!!
Давайте все вместе поиграем! Взрослые будут домиками, а дети бегают, играют под музыку, как только музыка остановится, дети прячутся в свои домики. Родители в это время с открытыми руками сидят и ждут деток.
Воспитатель: У человека одна Родина, где бы он ни находился. И семья у человека - тоже одна, какая бы большая она ни была. И где бы ни приходилось бы быть человеку - возвращаясь в свой дом, его всегда встретит тепло и уют своей семьи.
Давайте познакомимся с самыми душевными пословицами и поговорками о семье.
Я начну, а вы продолжите:
В семье разлад, так и дому…..( не рад).
В семье согласно, так идет дело…..( прекрасно).
В семье, где нет согласия, добра …..(не бывает).
В семью, где лад, счастье дорогу …..(не забывает).
В хорошей семье хорошие дети ….(растут).
Везде хорошо, но дома…..( лучше).
Вся семья вместе, так и душа….(на месте).
В гостях хорошо, а дома ….(лучше).
Отца с матерью почитать - … (горя не знать).
За общим столом … (еда вкуснее).
Воспитатель:А сейчас предлагаю всем встать в большой круг и поиграть. Детки будут показывать при помощи жестов, чем занимаются их родители дома, а затем родители покажут, чем занимаются дома их дети (стирают, варят кушать, колют дрова, читаю газету,играют в куклы…и т.д.)
Воспитатель: Семья - это дом. Семья -это мир, где царит любовь, дружба. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки. Наши детки приготовили стихи о семье, давайте послушаем!
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем. Игра называется «Вопросита».
Я задаю вопросы, если вы считаете, что нужно это выполнять, то хлопаете в ладоши, если не нужно - молчите.
- Нужно ли советоваться с мамой?
- Нужно ли скучать по маме?
- Нужно ли жалеть маму?
- Нужно ли мешать папе?
- Нужно ли хвалить маму?
- Нужно ли драться с братом?
- Нужно ли заботиться о маме?
- Нужно ли помогать маме?
- Нужно ли слушаться бабушку?
- Нужно ли дразнить дедушку?
- Нужно ли огорчать маму?
- Нужно ли радовать маму?
- Нужно ли ссориться с сестрой?
- Нужно ли обижать бабушку?
Воспитатель: Уважаемые родители,а теперь дети приглашают Вас спеть с ними песню группы «Непоседы»,которая так и называется « Моя семья».
Воспитатель: Сейчас я приглашаю родителей с детьми пройти за столы, и вместе изобразить свою семью на наших маленьких солнышках, которые изготовили ваши детки. Все материалы для рисования лежат на столах.
Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо Вам за активное участие в нашем мероприятии.
Закончить наш вечер-встречу я бы хотела таким прекрасным стихотворением о семье:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
О.Высотская
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина,слова С.Шаферана.
Успехов и терпения в воспитании Ваших детей. Мира, согласия и благополучия Вашей семье.
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. Необходимо, приклеить на ватмансмайлик,если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный смайлик, если частично- желтый, а если не удовлетворенны -зелёный.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Просим принять вот эти буклеты, они помогут в некоторых вопросах. Мы сами часто пользуемся этими советами в своей семье. Всем большое спасибо! До свидания.Буклеты для родителей.
Приложение №2
Анкета для родителей
Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.
Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
Дни рождения членов семьи;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
Религиозные обряды (посты, религиозные праздники и др.);
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.);
День создания семьи;
Профессиональные праздники;
Выпуск семейной газеты;
Оформление фотоальбомов;
Воскресные семейные обеды (ужины);
Проведение семейных советов;
Другое __________________________________________________________________
Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
Спорт, рыбалка, домашние животные;
Шитье, шахматы, чтение;
Рукоделие, пение, музицирование;
Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)
Другое __________________________________________________________________
К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
Какой труд объединяет Вашу семью?
Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры
Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными
Индивидуальная трудовая деятельность
Другое __________________________________________________________________
Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?
Отдельная комната для ребенка, уголок в общей комнате;
Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты;
Библиотека, компьютер;
Музыкальный центр, кинокамера;
Фотоаппарат, живой уголок (аквариум);
Швейная машина, вязальная машина;
Столярные (слесарные) инструменты, развивающие игры;
Велосипед (сноуборд, мотоцикл);
Другое __________________________________________________________________
Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?
Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка;
Папа, дедушка, другие родственники
___________________________________________________________
Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?
Умственное развитие, эстетическое развитие;
Культуру общения, самостоятельность;
Интерес к знаниям, желание идти в школу;
Внимание к близким, страх перед воспитателем;
Страх перед взрослыми, сквернословие;
Непослушание, нервозность;
Грубость, усталость;
Возбуждение, нежелание ходить в детский сад;
Другое __________________________________________________________________
Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?
Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям;
Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.);
Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия;
Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;
Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
Другое __________________________________________________________________
Приложение №3
Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятной семейной атмосферы»
Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда вы его будите.
Научитесь встречать детей. Задавайте нейтральные вопросы: "Что было интересного? Чем сегодня занимались?"
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Воспитание трудолюбия у детей в семье
Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом!
Воспитание доброты в детях
Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами - это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
Доброта начинается с любви к людям и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.
Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброму у нас.
Научимся владеть собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Презентация для педагогов. Родительское собрание, как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьей.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все род...
«Родительское собрание – как одна из форм взаимодействия воспитателя с родителями»
Методический семинар...
Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями. (консультация для воспитателей)
Семья и дошкольное образовательное учреждение стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Вопрос поиска и осу...
" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....
«Родительское собрание как одна из форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены прежде всего на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласования действий семьи и дошкольных уч...
Консультация для воспитателей «Родительский уголок - как одна из форм взаимодействия с родителями»
Консультация для воспитателей «Родительский уголок - как одна из форм взаимодействия с родителями»...