Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий
статья (старшая группа)
Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий
Парфенова Я.А. МБДОУ « Детский сад « Карамелька»
Воспитатель I квалификационной категории
«В мире есть не только нужное, полезное,
но и красивое!
Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.
Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся, вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.
В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции), наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).
Сейчас в наше время компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что:
- предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;
- презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;
Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», « Явления природы», «Грибы», «Птицы – наши друзья», «Кто живет на ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.
Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д., при этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
В практике своей работы, я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:
- звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
- экранные материалы – это слайды созданные для отдельных тем;
- мультимедийные презентации – помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я включаю их как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.
Провожу мультимедийные экологические викторины, они позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.
С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:
- экскурсии по экологической тропе;
- виртуальные экскурсии в музеи;
- прогулки на участке;
- работа в огороде, на клумбе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- чтение природоведческой, художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- экологические занятия;
- экологические конкурсы, праздники, развлечения;
- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.
Работу в данном направлении с удовольствием буду продолжать совместно с детьми и родителями.
Список используемой литературы
1.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.
2.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3.Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
4.Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
«В мире есть не только нужное, полезное,
но и красивое!
Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.
Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся, вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.
В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции), наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).
Сейчас в наше время компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что:
- предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;
- презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;
Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», « Явления природы», «Грибы», «Птицы – наши друзья», «Кто живет на ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.
Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д., при этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
В практике своей работы, я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:
- звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
- экранные материалы – это слайды созданные для отдельных тем;
- мультимедийные презентации – помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я включаю их как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.
Провожу мультимедийные экологические викторины, они позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.
С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:
- экскурсии по экологической тропе;
- виртуальные экскурсии в музеи;
- прогулки на участке;
- работа в огороде, на клумбе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- чтение природоведческой, художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- экологические занятия;
- экологические конкурсы, праздники, развлечения;
- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.
Работу в данном направлении с удовольствием буду продолжать совместно с детьми и родителями.
Список используемой литературы
1.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.
2.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3.Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
4.Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий
Парфенова Я.А. МБДОУ « Детский сад « Карамелька»
Воспитатель I квалификационной категории
«В мире есть не только нужное, полезное,
но и красивое!
Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.
Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся, вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.
В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции), наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).
Сейчас в наше время компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что:
- предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;
- презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;
Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», « Явления природы», «Грибы», «Птицы – наши друзья», «Кто живет на ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.
Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д., при этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
В практике своей работы, я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:
- звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
- экранные материалы – это слайды созданные для отдельных тем;
- мультимедийные презентации – помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я включаю их как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.
Провожу мультимедийные экологические викторины, они позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.
С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:
- экскурсии по экологической тропе;
- виртуальные экскурсии в музеи;
- прогулки на участке;
- работа в огороде, на клумбе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- чтение природоведческой, художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- экологические занятия;
- экологические конкурсы, праздники, развлечения;
- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.
Работу в данном направлении с удовольствием буду продолжать совместно с детьми и родителями.
Список используемой литературы
1.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.
2.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3.Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
4.Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Конспект игры-путешествия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с применением современных образовательных технологий и ИКТ
- закреплять знания детей распознавать эмоциональные проявления по различным признакам: мимике и интонации;- совершенствовать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;- обога...
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий
quot;Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в...
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе и свободной деятельности детей дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов...
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе и свободной деятельности детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Индивидуальный план самообразования музыкальног руководителя Каурцевой Н. Н. на 2021- 2026 учебный год «Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения современных и традиционных технологий»
Пояснительная запискаСовременное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, с...