Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий
статья (старшая группа)

Парфенова Яна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий

Парфенова Я.А. МБДОУ « Детский сад « Карамелька»

Воспитатель I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире есть не только нужное, полезное,

но и красивое!

Мир, окружающий ребенка,

это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский

 

Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и  на всю жизнь) остаются в памяти человека.

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

      Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.

     Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними?  Мы, как и наши дети, меняемся,  вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.

В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции),  наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).

Сейчас в наше время  компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они  проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

 Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что: 

            - предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске   в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

            - наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность  выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;

            - презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;

Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», « Явления природы», «Грибы»,  «Птицы – наши друзья», «Кто живет на  ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.

Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции  художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д.,  при этом  дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

В практике своей работы,  я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:

-           звуковые материалы – это записи голосов птиц,  млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

-           экранные материалы – это слайды созданные для  отдельных тем;

-           мультимедийные презентации –  помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я  включаю их  как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и  в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Провожу мультимедийные  экологические викторины, они   позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.

С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:

- экскурсии по экологической тропе;

- виртуальные экскурсии в музеи;

- прогулки на участке;

- работа в огороде, на клумбе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;

- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- чтение природоведческой, художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- экологические занятия;

- экологические конкурсы, праздники, развлечения;

- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)

Исходя из всего выше сказанного,  можно сделать следующие выводы:

Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.

Теперь я  с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание  на  те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.

Работу в данном направлении с удовольствием   буду продолжать совместно с детьми и родителями.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.

2.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

3.Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.

4.Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире есть не только нужное, полезное,

но и красивое!

Мир, окружающий ребенка,

это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский

 

Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и  на всю жизнь) остаются в памяти человека.

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

      Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.

     Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними?  Мы, как и наши дети, меняемся,  вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.

В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции),  наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).

Сейчас в наше время  компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они  проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

 Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что: 

            - предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске   в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

            - наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность  выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;

            - презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;

Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», « Явления природы», «Грибы»,  «Птицы – наши друзья», «Кто живет на  ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.

Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции  художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д.,  при этом  дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

В практике своей работы,  я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:

-           звуковые материалы – это записи голосов птиц,  млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

-           экранные материалы – это слайды созданные для  отдельных тем;

-           мультимедийные презентации –  помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я  включаю их  как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и  в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Провожу мультимедийные  экологические викторины, они   позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.

С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:

- экскурсии по экологической тропе;

- виртуальные экскурсии в музеи;

- прогулки на участке;

- работа в огороде, на клумбе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;

- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- чтение природоведческой, художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- экологические занятия;

- экологические конкурсы, праздники, развлечения;

- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)

Исходя из всего выше сказанного,  можно сделать следующие выводы:

Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.

Теперь я  с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание  на  те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.

Работу в данном направлении с удовольствием   буду продолжать совместно с детьми и родителями.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.

2.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

3.Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.

4.Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий

Парфенова Я.А. МБДОУ « Детский сад « Карамелька»

Воспитатель I квалификационной категории

«В мире есть не только нужное, полезное,

но и красивое!

Мир, окружающий ребенка,

это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский

Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и  на всю жизнь) остаются в памяти человека.

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

      Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.

     Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними?  Мы, как и наши дети, меняемся,  вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.

В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции),  наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).

Сейчас в наше время  компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они  проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

 Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что:  

        - предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске   в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

        - наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность  выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;

        - презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;

Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», « Явления природы», «Грибы»,  «Птицы – наши друзья», «Кто живет на  ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.

Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции  художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д.,  при этом  дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

В практике своей работы,  я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:

-        звуковые материалы – это записи голосов птиц,  млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

-        экранные материалы – это слайды созданные для  отдельных тем;

-        мультимедийные презентации –  помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я  включаю их  как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и  в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Провожу мультимедийные  экологические викторины, они   позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.

С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:

- экскурсии по экологической тропе;

- виртуальные экскурсии в музеи;

- прогулки на участке;

- работа в огороде, на клумбе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;

- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- чтение природоведческой, художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- экологические занятия;

- экологические конкурсы, праздники, развлечения;

- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)

Исходя из всего выше сказанного,  можно сделать следующие выводы:

Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.

Теперь я  с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание  на  те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.

Работу в данном направлении с удовольствием   буду продолжать совместно с детьми и родителями.

Список используемой литературы

1.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.

2.Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

3.Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.

4.Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Конспект игры-путешествия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с применением современных образовательных технологий и ИКТ

- закреплять знания детей распознавать эмоциональные проявления  по различным признакам: мимике и интонации;- совершенствовать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;- обога...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий

quot;Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в...

Индивидуальный план самообразования музыкальног руководителя Каурцевой Н. Н. на 2021- 2026 учебный год «Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения современных и традиционных технологий»

Пояснительная запискаСовременное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, с...