Мастер - класс "Использование ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
материал

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon douno74_master_klass_tekst.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги,  разрешите  предложить вам маленькую задачку на воображение.

Мы берем два не связанных предмета.

Например, одеяло и помидор.

 Теперь соединяем два несвязанных предмета с помощью предлога. И придумываем как такое вообще в природе может быть. Например, одеяло в помидоре.

Как вы это представляете? (ответы) принимаются все ответы

Если мы немножко подумаем  становится понятно, а что если помидор это большая упаковка, а одеяло свернуто и положено в эту упаковку в виде помидора.

После этой задачки многие наверняко задумались  “У меня нет воображения”

Я права? Просто мы его спрятали в детстве, не стали развивать дальше.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

«Начинать обучение творчеству надо как можно раньше», считал основатель теории  ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. 

ТРИЗ я использую в различных направлениях, и сегодня мне хочется рассказать вам о применении данной системы при работе со сказками.

Ведь сказки – это богатейший материал, с помощью которого мы развиваем у детей творчество и воображение.

Я вам предлагаю некоторые методы ТРИЗ в работе со сказками, которые использую в своей работе.

Первый МЕТОД  ТРИЗ, который я хотела бы вам представить – это  Анализ сказки по системному оператору

Разберем хорошо известную всем   сказку «Колобок».

так как детям  не нравится окончание сказки, мы придумываем другие концовки к этой сказке, чтобы колобок мог спастись... Но вначале давайте вспомним приключения Колобка.

 (на слайде показывает рисунок Колобка)

– Поможет нам все вспомнить метод «Системный оператор -  пятиэкранка». (В. помещает Колобка в центральную клетку.)  В центре  у нас КОЛОБОК

Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.

Потом Колобок едет на лифте вниз.

Уважаемые  коллеги ответьте на вопрос «Из каких продуктов его бабушка испекла? нажимаем)

 Теперь Колобок едет вверх. Где он был (в начале сказки)? (Катится по тропинке)

Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?  (ТЕСТО)

А что произошло потом?

Таким образом,  у нас с вами получился такой системный анализ персонажа сказки.

  В сказке Колобок не смог убежать от Лисы и она его съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

Потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Но исправим печальный исход, с помощью вашего воображения. Нам поможет в этом метод Решение сказочных задач.

Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы лиса его не съела.

Может быть и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным – Лисе его есть не захочется, не правда ли?

А как Колобок может стать невкусным?

А такая новая сказка про Колобка вам нравится?

А сейчас, хочу пригласить сюда своих помощников, счастливых обладателей красных  и синих фишек. Проходите, пожалуйста,  я вас попрошу выйти  и занять места за столами определенного цвета.

Приглашаю Вас в сказочную мастерскую.  Будем сочинять сказки по разным методам ТРИЗ технологий.

Первая группа участников с красными фишками – по МЕТОДУ «Морфологический ящик».

Вторая группа, с синими фишками составляет сказку по МЕТОДУ

«КАТОЛОГ» с помощью картинок.

Ознакомьтесь пож, с алгоритмом  составления сказок, и  приступайте к выполнению задания. Если получится, можно  оформить сказку в книжку.

А мы с вами уважаемые коллеги разберем метод «Мозговой штурм».

Разберём суть данного метода на конкретных примерах.

  1. Например: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вспомним, где просила Аленушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка.

Подумайте пожалуйста,  «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал

Например: - «Можно с собой взять водички»«В лесу поесть сочных ягод», или даже «Поискать ручеек». Безусловно, эти ответы все подходят, но, по сюжету сказки - леса нет, «солнце высоко, поле широко, а колодец далеко».

Что же делать? Ответ: «Сделать своей ногой след и из него напиться». Здесь уже ярче видна изобретательность – предлагается трансформировать «чужой след» в свой.

  1. Или пример по сказке: Курочка ряба». Изобретательная задача может быть сформулирована следующим образом: «Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком?». Ответы  могут быть различными, ведь девиз тризовцев «Можно говорить все».

Но, прежде чем предлагать такую изобретательную задачку детям, продумайте заранее, какие бы могли вы предложить варианты ответов.

Дети чаще предлагают следующие варианты: «Яичко накрыть чашкой», «Положить его в чашку или тарелку», предлагают и варианты преобразовать сам стол, на котором находится золотое яичко: «Сделать в столе ямку и туда положить яичко»«Сделать стол вогнутым».

Спасибо всем за активное участие!

Коллеги, я смотрю,  вы уже готовы.

Первая группа как вы справились с заданием?

Расскажите, как составили сказку.  

СЛАЙД 13  метод каталога

Прочитайте нам вашу сказку.

Слушаем вторую группу. Какое у вас было задание?

Спасибо большое! Мне очень приятно было работать с вами. Очень много идей, сколько творчества.

Надеюсь, вам понравился наш мастер – класс, и вы будете использовать ТРИЗ технологию в своей работе с детьми.

 Хочу закончить свой мастер-класс такими словами. Без воображения нет соображения. Эйнштейн считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Пусть дети, изобретают свои велосипеды. Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной театрализованной деятельности»....

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...