Картотека телесно-ориентированных игр и упражнений.
картотека

Игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Картотека телесно-ориентированных игр и упражнений

Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Более 80% информации передается невербальным путем. У ребенка спонтанные движения и жесты в большей степени отражают характер его коммуникации. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана  с формированием основных черт его психики. В течение дня у  ребенка  накапливается усталость (занятия, стрессы…, нагрузка, которая не соответствует его особенностям.), как следствие ребенок становится невнимательным, обидчивым, агрессивным, капризным и раздражительным.

Быстро снять напряжение и  восстановиться помогут телесно-ориентированные упражнения.   Которые можно проводить в течение дня, когда вы понимаете, что необходима «перезагрузка». (начало, середина, конец занятия, после прогулки, перед сном и т.д.)

Цель: Коррекция и развитие у детей психомоторных функций с использованием телесно- ориентированного подхода.

Задачи:

1.Формирование положительной самооценки у детей .

2. Формирование эмоциональной устойчивости.

3. Развитие координации движений.

4. Повышение сенсорной чувствительности.

5. Развитие мелкой, крупной моторики.

6. Развитие зрительного анализатора.

7. Снятие психомоторного напряжения.

8. Обучение основам саморегуляции.

   

Упражнения на расслабление  мышц лица.

 «Мы лепили снежный ком»

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз, вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел, как живой,

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни, из соломенок они,

Длинные, блестящие, будто настоящие.

«Улыбка»

 «Лягушонок»

Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

- Вот понравилось лягушкам: тянут губы прямо к ушкам! (пальцами растягивают улыбку к ушкам)

Потяну- перестану и нисколько не устану! («Отпускают » улыбку)

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны… (Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз)

«Хоботок»

- Подражаю я слону: губки «хоботком тяну. (губы «хоботком»)

А теперь их отпускаю и на место возвращаю. (исходное положение)

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны… (Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз)

Упражнения на расслабление мышц шеи.

 "Любопытная Варвара".

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно — Расслабление приятно

(Малыши «Тик-так»)

Упражнения на расслабление мышц  рук.

«Поймай бабочку»

Воспитатель показывает летящую бабочку, пробует поймать ее- выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Шишки»

«Вы- медвежата, а я – мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (воспитатель имитирует соответствующие движения). Вы будете их ловить(воспитатель показывает, что надо   сделать ) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. «Но вот медвежата устали роняют свои лапки вдоль тела- лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…»

«Лимон»

«Представьте себе, что в правой руке у вас лимон, из которого нужно выжать сок. Постарайтесь как можно сильнее сжать руку в кулаке. Расслабьте руку.» Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Упражнения на расслабление мышц  ног.

«Муравей»

Дети   сидят на ковре.

«Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим- вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые  и напряженные. Прислушайтесь, на каком пальчике  сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить 4-5 раз).

«Скала»

«Встаньте прямо, поставьте ступни на небольшом расстоянии друг от друга, как … Голова, шея, плечи- выпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь с носка на пятку, плавно прижимая пятку к полу.

Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя плотными и неподвижными, как скала.

 Я подойду к каждому из вас и попытаюсь слегка толкнуть в плечо. Напрягись , сопротивляясь толчку.

 Расслабьтесь и пройдитесь. Вы чувствуете уверенность в своих силах, большую устойчивость .»

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

а другую расслабляем

Упражнения на расслабление мышц  туловища.

«Мороженое»

Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое.

«Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными.  Ручки бессильно повисли вдоль тела.»

«Насос и мяч»

Детям предлагается разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой- насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии в полученной ролью.

«Мяч сдутый»- ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч»- ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуком «С-с-с…»

«Мяч становится все больше»- ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается»- ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упр. повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.

«Торт», «Пряничек», «Курица», «Блины»… 

Положите ребенка  на коврик. Вокруг него ребята. Упражнение проводится только в доброжелательной атмосфере, следите за выражением лица «тортика» оно должно быть довольным. «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один ребенок- мука, другой- сахар, третий- молоко, четвертый- масло и т.д. Взрослый- повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука- «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко- «молоко» разливается » руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар- он «посыпает тело» и немного слои чуть – чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает тесто», хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается- ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль, и молоко, и масло- тоже дышат как тесто. Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый его надо украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта остается родителям и друзьям.

«Теплый ветерок»                      

Дети лежат на ковре.

«Представьте себе, что вы лежите на теплой мягкой травке…Вдох -медленный выдох. Дует теплый ветерок. Ветер усиливается, порывистый…Снова ветер тихий…., спокойный…, ласковый…, приятный…» В это время  взрослый при помощи материала (покрывала) создает эффект «ветра».

«Потянулись и сломались»

-Встаньте прямо. Вдохните. На вдохе сильно потянитесь вверх, вытягивая руки, напрягая тело. А теперь постепенно начинаем выдыхать воздух и расслаблять тело. Расслабляем кисти рук, кисти рук стали мягкими и упали вниз. Дышим спокойно и расслабляем руки в локтях. Теперь полностью расслабили руки, и они упали вниз. Расслабили шею, и голова упала на грудь. Расслабили мышцы спины, и согнулись пополам. Туловище расслабилось и обвисло. Теперь расслабляем колени и мягко падаем на пол. Полежите так. Постарайтесь почувствовать пол. Как ваше тело соприкасается с полом? Удобно вам лежать?. (можно выполнять это упражнение на счет от 1 до 10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека телесно-ориентированных упражнений

Картотека телесно-ориентированных упражнений...

Картотека "Телесно-ориентированные психотехники".

Картотека на основе: "Практикум по креативной терапии" Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева....

Картотека комплекса упражнений телесно-ориентированных технологий

Данный комплекс состоит из четырех элементов телесно-ориентированных технологий (дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики, растяжки и релаксация).Комплекс мож...

Картотека телесно-ориентированных упражнений

Цель   телесно-ориентированных игр и упражнений: развитие координации движений, достижение состояния расслабления, психическое и физическое оздоровление....

Картотека телесно-ориентированных упражнений.

Телесно-ориентированные упражнения....