Картотека "Телесно-ориентированных упражнений"
картотека на тему

Ливадняя Ирина Викторовна

картотека для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_telesno-orientirovannyh_uprazhneniy.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека телесно-ориентированных упражнений

                                                                                                   

       

 Составила: Педагог-психолог: Ливадняя И.В.

Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия)  

 “Перекрестное марширование”  Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.  

 “Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.  

“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.  

 “Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.  

 “Маршировка” Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.  

 “Яйцо” Спрячемся от всех забот,  только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.  

“Дерево” Мы растем, растем, растем И до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)  

 “Домик”  Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)  

 “Ладошка”  С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.   (10 раз)  

 “Лезгинка”  Любим ручками играть И лезгинку танцевать. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.  

 "Ухо-нос"  Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.  

 "Симметричные рисунки"  Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).  

 "Горизонтальная восьмерка"  Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.  

"Ожерелье"  Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.  

 “Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают

делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.  

 “Горизонтальная восьмерка”  Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.  

 “Глаз – путешественник” Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.  

 “Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 сенды.         (6 раз)  

 “Глазки” Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.   (1 мин.)  

Самомассаж. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Мы погладим глазки, мы погладим щёчки, а потом на щёчках нарисуем точки. Мы погладим ручки, разотрем ладошки, Птичкам– невеличкам мы накрошим крошки. После ручки мы встряхнем, на животик перейдем. Мы животик свой погладим, мы с животиком поладим.

А теперь по ножкам хлопнем, дружно ножками притопнем. Руки вверх – глубокий вдох Руки вниз – выдох И немножко покружись!  

Самомассаж мышц головы, лица, шеи.  Мы потрём сначала руки – раз – два- три – нам не до скуки. Мы пошлёпаем свой лоб – шлёп – шлёп – шлёп! а затем пощиплем щёчки и на них поставим точки. После мы погладим ушки, доберёмся до макушки. Голову свою погладим, с головой своей поладим. Голова у нас на шее, и её погладь скорее! Так мы занимаемся – здоровья набираемся!  

«Мы умылись!» Утром глазки мы открыли, их водичкою умыли (поглаживаем веки) А потом умыли лоб (поглаживаем лоб) И легонько его хлоп! (похлопывание) А теперь помоем щёчки. (поглаживание) Пусть алеют, как цветочки! Пусть алеют наши губки, («чмокают» губами) Пусть белеют наши зубки, (щёлкают зубами) Нам осталось причесаться! (Гладят себя по голове) Мы готовы заниматься!  

Игра на регуляцию психофизического состояния Мы в ладоши дружно хлопнем! Ножкой правою притопнем! Топ, топ, не зевай! Теперь левой помогай! Левой топ, топ, топ! А теперь все встали. Стоп. Ставим ножку мы на пятку – раз – два, раз – два! А теперь пойдём вприсядку – раз – два, раз – два! Весело плясали и чуть- чуть устали! (вытираем лоб Разминка Утром рано мы проснулись. Потянулись – потянулись как весёлые котята. И ещё разок, ребята! Встали дружно на зарядку!  Рассчитались по порядку! Мы гантели в руки взяли, Свои мышцы накачали! Наклонились, быстро встали,  Мы нисколько не устали!

Раз – присели! Два – поднялись! Хорошо мы занимались!  

Упражнение «Гляделки»  Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение (грустные они или веселые и т.д.).  Примечание. В группе можно устроить групповые гляделки». Дети садятся на стулья, расставленные в две шеренги друг против друга.  

Упражнение «Недовольный» Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы. Я сегодня недоволен,  Я сегодня недоспал.  Сильно я нахмурил брови,  Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.  Не могу я долго злиться,  Я играть давно хочу.  Лучше я расслаблю лобик  И к ребятам подойду.    

Упражнение «Пчела на носу»  Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.  Села на нос мне пчела,  Не легка, не тяжела. Я руками не машу,  Носом я ее толкну.  Я наморщил сильно нос,  А когда его расслабил,  То пчелы и след растаял.  

Примечание. При выполнении упражнения в работу включаются  многие мышцы лица.  

Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки»  Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем

расслабить щеки и губы.  

Упражнение «Рот на замочке»  Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.  У меня есть свой секрет,  Не скажу его вам, нет (поджать губы).  Ох, как сложно удержаться,  Ничего не рассказав (4-5 секунд).  Губы все же я расслаблю,  А секрет себе оставлю.    

Упражнение «Хоботок»  Вытянуть губы «хоботком», напрячь их и произнести звук «у». Затем слегка приоткрыть рот, расслабить губы.  Подражаю я слону,  Губы хоботком тяну (вытянуть губы, произнести «у»),  Славный слоник получился –  Я немножко удивился (приоткрыть рот).    

Упражнение «Конфета»  Представить, что во рту вкусная конфета. С большим удовольствием, не спеша «сосать» ее.  

Упражнение «Лягушки»  Растянуть губы, как произнесении звука «и». Затем расслабить мышцы.  Тяну губы прямо к ушкам!  Вот понравится лягушкам (растянуть губы)! Как устану-перестану (расслабить мышцы)!  

Упражнение «Орешек»  Представить, что нужно разгрызть твердый орешек. Крепко сжать зубы. (Челюсти напряжены, стали как каменные. Это неприятно.) Затем разжать челюсти.  

Упражнение «Молчаливая злюка»  Встать на четвереньки. Слегка открыв рот, расслабить мышцы челюсти. Выдвинуть челюсть вперед, напрячь мышцы. Затем расслабить мышцы.  

Упражнение «Злюка успокоилась»  Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.  А когда я сильно злюсь,  Напрягаюсь, но держусь.  Челюсть сильно я сжимаю  

И рычаньем всех пугаю (рычать).  Чтобы злоба улетела,  И расслабилось все тело,  Надо глубоко вздохнуть  Потянуться, улыбнуться,  Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).  

Примечание. Для выражения чувства гнева, злости включается все тело, и руками дети могут задеть друг друга. Поэтому надо предложить детям сжать кулаки и стучать ими по полу или по мягкому модулю.  

Упражнение «Попробуй отними»  Используется резиновое (аптечное) кольцо. Один конец кольца ребенок захватывает коренными зубами, а другой держит взрослый. Ребенок кусает кольцо и пытается вырвать его из рук взрослого.  Примечание. Вместо кольца можно использовать чистое полотенце. –  

Упражнение «Обезьяньи рожицы»  Изобразить обезьянок, которые гримасничают.  Кто же лучше обезьян  Скорчит рожицу всем нам? Я ведь тоже так могу  И сейчас вам покажу.  

Упражнение «Горошина»  Прижать кончик языка к правой щеке и надавливать на нее. Пауза. Затем прижать кончик языка к левой щеке и надавливать на нее. Расслабить мышцы.  

Упражнение «Горка»  Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Затем расслабить мышцы.    

Упражнение «Сердитый язык»  Упереть переднюю часть языка в верхние зубы. Затем расслабить мышцы.  С языком случилось что-то:  Он толкает зубы!  Будто хочет их за что-то  Вытолкнуть за губы.    

Упражнение «Любопытная Варвара»  Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.  Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...