ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТИПОВОГО ДОУ
статья

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТИПОВОГО ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТИПОВОГО ДОУ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную деятельность типового ДОУ. Более подробно рассмотрены альтернативные методы коррекционно-развивающей работы с использованием детского творчества и игры, а так же условия создания благо- приятной среды обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, альтернативные методы работы.

Социально-экономическое и общественно - политическое переустройство всех сфер российского общества неизбежно влечет за собой изменения в духовной жизни людей, в мотивах их поведения, ценностных ориентирах, социальных установках. А фундамент общего развития личности человека - дошкольный возраст, здесь стартуют те качества, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. Путь, который проходит ребенок в свои первые годы, поистине грандиозен. [1, с. 3] Л.Н. Толстой писал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, я приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пяти- летнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Поэтому в основе обучения инновационного типа должна лежать забота о здоровье и развитии дошкольников, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации [2, с.].

На этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному особую тревогу вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся в условиях официальной и скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников. Это дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации (имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено) и дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду [2, с. 44].

Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивном образовании осложнено рядом противоречий:

- между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по включению детей с ОВЗ в образовательную деятельность типового ДОУ и психологическими (неготовность общества к принятию особых детей), материальными (неготовность среды), кадровыми барьерами;

-между необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от психофизических возможностей детей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии в организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ;

-между усилением учебных нагрузок и неразработанностью системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех категорий детей и созданной таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению всеми детьми образовательных программ;

-между необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований [3, с. 102].

Но ведь именно применение альтернативных методов и средств работы с детьми позволяет решать задачи совместного обучения и воспитания как детей с нормой раз- вития, так и детей с ОВЗ.

Особенно в последние годы в сфере образования заметно вырос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей работе с до- школьниками. Актуальность такой работы заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как нормально развивающихся детей, так и детей с особыми возможностями здоровья.

Через игротерапию, сказкотерапию, изотерапию, музыкотерапию можно создавать те условия, в которых ребенок развивается, выражает себя, познает мир и совершенствуется.

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Сказки предупреждают о последствиях, но не навязывают жизненных программ. Главная цель сказкотерапии - максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. В частности посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, тревожности и страхов, застенчивости и стыдливости, лживости и т.д. В дошкольном возрасте наиболее яркие возможности для самовыражения детей предоставляет изобразительное творчество. Положительные результаты дает использование метода изотерапии как в условиях стандартного, так и инклюзивного до- школьного образовательного учреждения. В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе нарушены или затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей.

Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с тревожными детьми. Изотерапия эффективна в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими раз- личные проблемы: задержку психического развития, речевые трудности, нарушение слуха, умственную отсталость, нарушение вербального общения. [1, с.65] Свободное рисование для ребенка – это процесс изменения окружающего мира с помощью цвета, оно дарит ощущение «творца», сотворившего неповторимое, радости, удовольствия и уверенности в себе.

Как сказал М. Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» [5]. Игра – естественная деятельность ребенка, которая направлена на удовлетворение стремления к движению, действию. В ходе игры формируется его активная жизненная позиция, расширяется круг общения, развивается воображение, фантазия, творческие способности. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я». Все это формирует успешного, уверенного и сильного человека. В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание музыкальное – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Очень эффективна в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии система Марии Монтессори. Она основана на трех фундаментальных понятиях: ребенок (и особое отношение к нему), наставник (который не учит, а помогает учиться) и обстановка (специально подготовленное образовательное пространство). И главное в этой схеме ребенок, его особые образовательные потребности и возможности, уважение личности ребенка и предоставление ему свободы выбора деятельности. Это и есть замечательная идея Монтессори о свободной работе ребенка в специально подготовленной среде. А среда и помощь наставника создают условия для саморазвития, самообучения ребенка, а так же его самоконтроля и самовоспитания.

Итак, среда это не просто место, где есть развивающие материалы и где собираются дети. Это особое пространство, в котором уютно, тепло и комфортно. Дети занимаются за столиками или прямо на полу на специальных ковриках. Специально подобрана мебель по принципу «глаз-рука»: низкие полочки, шкафчики, картины и выставки детских работ на уровне роста ребенка. На полках развивающие игры, пособия. В этом пространстве все целесообразно, логично, просто, и, одновременно красиво, удобно и выверено. В нем интересно, оно притягательно, оно само приглашает: «Выбирай! Экспериментируй! Наблюдай! Делай выводы. Исследуй!». Предметная среда дополняется еще и средой социальной. Все события и праздники, смена времен года и дни рождения детей обязательно находят отражение в среде и в жизни группы. Среда постоянно меняется, развивается и растет вместе с тем, как растут и развиваются дети. Благоприятная психологическая среда –это обстановка, в которой все дети чувствуют себя хорошо, ощущают поддержку и принятие. Если она есть, то атмосфера творчества в группе обязательно чувствуется. У наставника здесь ответственная за дача: обеспечить эту атмосферу радостного созидания. Ведь первый период жизни ребенка (до 6 лет) – период творчества, в нем лежат корни характера. Нельзя пропустить это время, восполнить его потом, будет невозможно [4, с. 103].

Список литературы:

1.Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под. ред. Е.В. Свистуновой.-М.: Форум, 2014.-192 с.

  1. Слободчиков В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / под ред. В.И. Слободчикова. – М., 1999. – 127с.
  2. Филиппов, С.С. Информация о здоровье школьников как основа организации физического воспитания / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – 203с.

4.Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей / Е.И. Тимошенко.- 2-е изд. испр. и доп. – М.: Форум, 2015.- 208 с.

5.Электронный ресурс http://lib.ru/FILOSOF/MONTEN/children.txt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и родителей, Тема: «Мы вместе».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ. Обучение родителей и детей с ОВЗ телесно-ориентированным приемам, навыкам регуляции и саморегуляции. Содействовать повышению...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме развитиякоммуникативных навыков у дошкольников, имеющих ограниченные воз-можности здоровья....

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...

Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направит...