РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Статья посвящена актуальной проблеме развития
коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих ограниченные воз-
можности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛНОСТИ
Коммуникативные навыки, по определению М.И. Лисиной [3], –
это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адек-
ватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее
передавая. Совокупность коммуникативных навыков принято опреде-
лять как коммуникативную компетентность, которая позволяет чело-
веку выбирать, в соответствии с ситуацией общения, адекватные мо-
дели речевого поведения.
Особое значение развитие коммуникативных навыков имеет для
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как их
освоение обеспечивает ребенку полноценное включение в обществе,
как процесс установления и развития контактов с людьми, возникаю-
щих на основе потребности в совместной деятельности. Именно эта
потребность стимулирует ребенка к общению, к овладению коммуни-
кативными навыками и дальнейшее их совершенствование.
Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ, в МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 143» г. Воронежа, показывает, что форми-
рование способов общения у них происходит в более поздние сроки,
чем у нормально развивающихся; у них недостаточен интерес к обще-
нию, ограничен круг контактов, среди которых большинство хорошо
знакомых людей, что указывает на необходимость включения детей
данной категории в более широкую систему коммуникативных связей.
М.И. Лисина [3] подчеркивает, что в раннем возрасте для ребенка
с ОВЗ особенно большую роль играет общение с матерью, отцом, дру-
гими членами семьи. Эмоциональное общение осуществляется на ос-
нове совместных действий, сопровождаемых ласковой интонацией,
улыбкой, проявлением заботы к ребёнку. Затем ребенок включается в
коммуникацию и приобретает первые коммуникативные навыки,
прежде всего, в игровой деятельности, которая является ведущей в
дошкольном возрасте.
Очень важно в условиях дошкольного образовательного учре-
ждения развивать игровой опыт детей с ОВЗ, расширяя репертуар их
игровых действий, обучать взаимодействию в игре родителей. Боль-
шую роль, по мнению С.П. Дувановой [2], играет развитие социально-
го взаимодействия детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками, так
как игра пробуждает интерес к творчеству, к общению с другими
детьми, воспитывает доброе отношение детей к друг другу, доверие к
окружающему миру, что способствует охране нервно-психического
здоровья воспитанников с ОРазвитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ в иг-
ровой деятельности педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированно-
го вида № 143» г. Воронежа осуществляют с учетом возрастных, пси-
хофизиологических и индивидуальных особенности этих детей, при
этом соблюдая следующие правила:
- принимать все предложения, решения детей, поддерживать лю-
бую инициативу;
- показывать детям образцы речевого общения;
- помнить о том, что у детей с ОВЗ больше развита пассивная
речь, стараться расширять их активный словарный запас;
- обеспечивать атмосферу доброжелательности, спокойствия,
внимания к ребенку, поддерживать его;
- создавать проблемные ситуации, которые активизируют интеллек-
туальное, эмоциональное, речевое и коммуникативное развитие детей;
- расширять сенсорные возможности детей, обеспечивая им воз-
можности использования всех органов чувств в познании окружающей
действительности;
- уважать неповторимость каждого ребенка, поддерживать его в
достижении поставленных целей.
В игровой деятельности, способствующей развитию коммуника-
тивных навыков у дошкольников с ОВЗ, используются такие игры, как
игры-забавы, игры-инсценировки, игры-соревнования, дидактические,
творческие,
сюжетно-ролевые
игры,
игры-драматизации,
игры-
имитации, игры-хороводы, подвижные игры и др.
Если первоначально игровая деятельность служит для формиро-
вания навыков коммуникации для удовлетворения потребностей детей,
то в процессе образования воспитанников в дошкольном образова-
тельном учреждении развитие коммуникативных навыков у дошколь-
ников с ОВЗ направлено на обучение адекватным реакциям на обра-
щения знакомых и незнакомых людей; обучение адекватным сред-
ствам общения в играх, в быту; обучение способам сообщения инфор-
мации о своем состоянии, выражения просьб; воспитание социальных
умений в общении.
Анализ собственного опыта и методических разработок Т.А. Ан-
дреенко, О.В. Алекиновой [1], Л.А. Мартыненко [4], Л.М. Шипицы-
ной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой [5] показывает,
что развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ в иг-
ровой деятельности наиболее эффективно осуществляется средствами
игр и упражнений, решающих следующие задачи:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать: воспита-
ние доверительного отношения к другому ребенку, обучение обраще-
нию за помощью к взрослому, выполнению поручений.
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать: обу-
чение вербальным и невербальным способам коммуникации; опреде-
лению эмоциональных состояний у других и отражению его с помо-
щью выразительных движений и речи; пониманию смысла сообщений;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать инфор-
мацию: развитие умения понимать друг друга, оценивать и учитывать
личностные особенности других, понимать и соблюдать инструкцию,
правила игры;
- игры и упражнения на развитие умения сообщать информацию:
формирование навыков совместной коммуникативной деятельности,
умения излагать свои мысли, устанавливать «обратную» связь при
взаимодействии друг с другом.
В целом, развитие коммуникативных навыков у дошкольников с
ОВЗ в игровой деятельности способствует их развитию в целом, реа-
лизации потенциальных возможностей и творческих способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости стар-
ших дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – Санкт-
Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
2. Дуванова, С.П. Развитие социального взаимодействия детей с
ОВЗ с нормотипичными сверстниками как фактор охраны нервно-
психического здоровья обучающихся / С.П. Дуванова, Л.И. Вирич //
Новой школе – здоровые дети : материалы V Всерос. науч.-практ.
конф. / Воронеж. гос. пед. ун-т. – Воронеж, 2018. – С. 27 -31
3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /
М.И. Лисина. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 318 с.
4. Мартыненко, Л.А. Коммуникативная компетентность до-
школьников: сборник игр и упражнений / Л.А. Мартыненко. – Москва:
Национальный книжный центр, 2016. – 56 с.
5. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребен-
ка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына,
О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – Санкт-Петербург:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. – Москва: Изд-во «Центр педагогического
образования», 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".
Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....
статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год
Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни. Уровень развития мелкой моторики у дошкольника - один из показател...
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Развите графомотроных навыков у детей с ОВЗ...
«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других....