доклад на тему: «Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Цели,задачи, формы и методы организации, средства по потриотическому воспитанию в данном докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"

Доклад

«Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Выполнила воспитатель: Капралова Н.Ю.

                                 2024г.

 

«Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

                              Выполнила воспитатель Капралова Н.Ю.

 Актуальность

Сегодня все чаще и серьезнее говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения.
А что же такое патриотизм?
Патриотизм – это чувство любви к Родине. 
Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна в которой человек родился.
Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой дом, семью, свой поселок, район, свой край, нашу Родину и её граждан.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному дому, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим домом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Цель и задачи

        Главной целью ДОО в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания –

  •  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

        Патриотическое воспитание – одно из главных направлений работы в нашем детском саду:

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Сланцевского района Ленинградской области. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период.

       Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

       Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.     Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» реализуется в группе через:

Комплексно-тематическое планирование.

Методическое обеспечение

Организация РППС развивающая предметно пространственная среда в группе.

Сотрудничество с родителями

Формы организации

Основной формой организации нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

Работа с семьей: 

- знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;

-  с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;

- с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День Защитника Отечества, 9 мая и т.д.;

Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям города (игра – путешествие), к монументу памятнику «Воинской Славы», в музей «Живая старина» и т.д.

  наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей и др.;

Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.  

Методы организации

В работе по нравственно - патриотическому воспитанию используются методы:

  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
  • Беседы с детьми
  • Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
  • Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Средства

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

  1. группа художественных средств:

-художественная литература,

-изобразительное искусство,

-музыка,

- кино,

-диафильмы

Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

2.Средством нравственно – патриотического воспитания дошкольников является природа родного края – это группа экологических средств. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

3.Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

4.Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений. Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общее усилие детского сада, семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников

Уровень представлений детей о патриотизме во  многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы использу...

План работы по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как метод воспитания патриотических чувств старших дошкольников»

План по самообразованию по теме "проектная деятельность ,как метод воспитания патриотических чувств"...

Доклад из опыта работы «Современные методы и приемы воспитания патриотических чувств у дошкольников»

Презентация  https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F«Современные%20подходы%20в%20работе%20по%20патриотическому%20воспитанию».pptx...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...