Всеобуч ДОУ. Доклад на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
статья
Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного отношения к своей стране. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большего такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, доброте и справедливости, Родине, долге. Здесь ребенок научается любить, верить. Здесь слагаются первые основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть низкий проходимец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Всеобуч ДОУ
Доклад на тему: «Роль семьи в воспитании
патриотических чувств у дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Шляхина Е.К.
п. Тюльган, декабрь 2022 г.
Добрый день, я очень рада вас видеть!
Тема нашей встречи: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Давайте вспомним, что такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного отношения к своей стране. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большего такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, доброте и справедливости, Родине, долге. Здесь ребенок научается любить, верить. Здесь слагаются первые основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть низкий проходимец.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Семья является благоприятной средой для воспитания патриотического сознания чувств и убеждений у детей. Чем глубже любовь и гордость детей за своих родителей, уважение их трудовых и боевых заслуг, тем значительнее роль этих чувств в воспитании любви к Родине. Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому что, любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев. По убеждению В. А. Сухомлинского, без воспитания этих нравственных качеств, которые развиваются на основе любви к своим родителям, трудно воспитать патриотические взгляды, чувства, убеждения.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине.
У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Вспомнили? Рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте их знания: читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», слушайте и напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода. Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом вашему ребёнку. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй. Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Потому что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Важнейшим компонентом патриотического воспитания в семье становится освоение пространства родной культуры через сказку, игрушку, песню. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Впервые ребенок встречает сказочных героев в волшебных сказках и на их примерах узнает, как должен поступать положительный герой, что есть добро и зло, что есть красота. В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Положительным героем в русской сказке может быть как и простой крестьянин, так и царевич. Богатырь – один из наиболее распространенных положительных героев русских народных сказок. Богатыря отличают такие положительные качества, как стойкость, мужество, добродушие, недюжинная физическая сила. Иван-царевич – один из самых популярных сказочных персонажей, олицетворяющий собой благородство и добрые душевные качества. По сюжету сказок Иван очень часто не знает о своем происхождении, но, благодаря проявленному геройству, получает не только царство, но и царскую дочь в жены.
Русская сказка знакомит ребенка впервые с многообразием гендерных композиций в традиционной русской культуре: когда не только прекрасной, но Премудрой; не только хрупкой, но и Богатыршей – может быть русская женщина. Такие образы помогают ребенку осознать и собственную принадлежность к родной культуре, «примерить» такую роль на себя, полюбить героиню (героя), сопереживать им, усвоить поведенческие образцы своего народа через сказку. Россия во все времена была плодородной и благодатной. Если вспомнить образ Руси весной, то она, действительно, преображается в невесту – становится юной, яркой, благоуханной, желанной. Не случайно весенние образы России многообразно воспеты в художественном творчестве (поэзии, литературе, живописи, музыке).
Память о национальных традициях сохраняет и русская народная игрушка, она становится ребенку первым рассказчиком о Родине, а потому – другом и учителем. В русском народном творчестве известны куклы («пеленашка», «московка», «гремотуха»,«столбушка» и др.), а также игрушки определенной местности, бережно передающие уклад, ремесло и образ мира (систему представлений) определенной местности России (дымковская и каргопольская игрушка, Гжель, филимоновская игрушка, Палех, хлудневская игрушка, богородская игрушка). Знакомство с промыслами закладывает в ребенке понимание того, что народная игрушка – это не только предмет для забавы, она есть самое прямое желание утверждения бытия Родины
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Парк назван в честь.», «Здесь строится.», «Улица названа именем.» и т. д.
Дошкольнику интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.
Советуем родителям прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел эмоциональный опыт, который является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада....
Консультация на тему «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада....
Консультация на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но ус...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация содержит материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников в семье и содержит рекомендации для родителей.....
Консультация для родителей старшей группы «Улыбка» на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическ...
консультация для родителей старшей группы на тему :"Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников"
консультация для родителей старшей группы на тему :""Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников"...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...