Воспитание организованности у младших школьников
учебно-методический материал

Воронина ВикторияНиколаевна

Курсовая работа "Воспитание организованности у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_29.04.2014.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Факультет психолого-педагогический

Кафедра педагогики, психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 «Педагогические условия воспитания организованности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Студентки 5 курса группы 40

Специальность 050709.52

Преподавание в начальных классах

Ворониной Виктории Николаевны

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Иохвидов Владимир Вячиславович

Рецензент: кандидат педагогических наук, старший преподаватель Заикина Елена Александровна

Работа допущена к защите

«   »______________2014 г.

Зав.кафедрой ___________

Дата защиты

«   »___________2014 г.

Оценка «____________________»

Ессентуки, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНЫ ВОСПИТАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………….

1.1. Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте………………..

1.2. Состояние проблемы воспитания организованности младших школьников в педагогической теории и практике……………………………..

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………..

2.1. Организация и методика исследования уровня воспитания организованности у младших школьников……………………………………..

2.2. Содержание работы по воспитанию организованности у младших школьников………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновления его содержания. В числе востребованных обществом качеств личности – организованность. Ставшая устойчивым качеством личности, она позволяет человеку успешно справляться с предъявляемыми к нему окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами, освобождая себя от внешнего контроля, принудительных проверок.

Сенситивным периодом в воспитании организованности выступает младший школьный возраст, поскольку именно здесь закладываются основы нравственности, идет сознательное освоение социальной среды и способов деятельности, формируется направленность личности (М.М. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.А. Высотина, Т.Я. Долгая, С.П. Ефимова, В.В. Зеньковский, А.А. Люблинская, Н.Ф. Прокина, В.П. Ручкина, Н.Ф. Талызина, Н.М. Трофимова, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон и др.).

Проблемы воспитания организованности учащихся находят отражение в классических работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и в общих положениях теории воспитания (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.).

Сущность, содержание и структура организованности как качества личности рассматриваются в работах Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И. Селиванова, С.Г. Якобсон и других ученых. А.Н. Лутошкин, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер – в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического воспитания и образования учащихся. Ряд ученых связывают организованность учащихся с их учебной деятельностью: А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения учащихся к учению; Е.С. Рабунский связывает воспитание организованности учащихся с их самостоятельной учебной деятельностью; М.И. Шилова считает, что организованность в учении отражает отношение школьника к умственному труду.

Непосредственно вопросам воспитания организованности у учащихся посвящено небольшое количество работ. Среди них исследования формирования организационных умений и навыков у младших школьников (Т.Я. Долгая); педагогических условий формирования организованности у младших школьников (Н.Ф. Прокина, С.Г. Якобсон), воспитания организованности младших школьников в разновозрастных группах продленного дня (В.П. Ручкина).

Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, а также формируются умения, привычки, навыки организованности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.

Таким образом, в педагогической науке имеются определенные предпосылки для решения изучаемой проблемы, однако воспитание организованности младших школьников в учебно-воспитательном процессе, с учетом изменившихся социальных отношений исследовано, с нашей точки зрения, недостаточно.

Анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме организованности и изучение реального состояния сформированности данного качества у современных учащихся позволили выявить основные противоречия между:

  • потребностью в воспитании организованности, форм и методов ее целенаправленной реализации в образовательном процессе начальной школы;
  • высоким уровнем педагогических требований к организованности учащихся в средних классах и низким уровнем ее сформированности в начальных классах.

Поиск путей разрешения данных противоречий составил проблему исследования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия воспитания организованности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и исследовательским путем проверить условия, способствующие эффективному воспитанию организованности младших школьников.

Объект исследования - процесс воспитания организованности у младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия воспитания организованности у младших школьников.

Гипотеза исследования: воспитание организованности младших школьников будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы

  • систематически проводится работа по овладению и развитию знаний, умений, навыков, привычек организации жизни и деятельности младших школьников;
  • используются разнообразные формы работы по воспитанию организованности младших школьников;
  • осуществляется сотрудничество с родителями по воспитанию организованности.

Задачи исследования:

  1. Исследовать теоретические предпосылки воспитания организованности младших школьников в современных условиях.
  2. Определить структуру организованности младших школьников, ее показатели, признаки и уровни сформированности.
  3. Обосновать и реализовать на практике организацию учебной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование умений, навыков, привычек организованности.

Методологической основой исследования явились: философские и психолого-педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории «личность» (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Г. Гегель, С.И. Гессен, С.Л. Рубинштейн и др.), «взаимодействие» (Л.И. Маленкова, В.А. Сухомлинский), «эффективность воспитания» (Н.И. Монахов, М.И. Шилова); концепция личностно-ориентированного культурологического подхода обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская); законодательные документы о современной школе, воспитании подрастающего поколения.

Для решения поставленных в исследовании задач будут использоваться следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, внеклассных мероприятий; беседа.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены совокупностью теоретико-методологических положений исследования, использованием комплексного методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, анализом полученных данных.

Практическая значимость исследования заключается в систематизации и конкретизации теоретических и методических основ процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников через коллективную творческую деятельность, в разработке системы воспитательных мероприятий: «День вежливости», дидактических игр «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы - как одна семья, хотя язык их разный…», «Убери лишний вагон».

База исследования - исследование проходило в МБОУ СОШ №4 г. Ессентуки.

Структура и объем работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте

Человек – существо социальное. Сущность комплексного восприятия всех его индивидуальных качеств передается в таком понятии как личность.

По мнению Л.И. Божович, «личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой» [1, с. 50].

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как «относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей» [1, с. 50].

Необходимо понимать, что сама категория «личность» не возникает спонтанно. По мнению С.И. Гессена: «...личность человека... есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания. Поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс» [1, с. 50].

Личность описывается через ряд специфических черт, характеристик, одной из которых является организованность.

Как показывает обзор литературы, специального исследования организованности как качества личности до настоящего времени не проводилось. Имеются работы, посвященные анализу отдельных проявлений организованности, в частности, — анализу приемов рациональной работы в той или иной деятельности (Ю.А. Самарин, П.Я. Гальперин, 3.А. Решетова, В.В. Чебышева, Т.Н. Боркова, И.Н. Назимов), процессу формирования у младших школьников умения выполнять домашние задания без отвлечений (С.Г. Якобсон), организованно проводить в интернате утренний режимный момент (Н.Ф. Прокина). Имеется также ряд работ, в которых организованность рассматривается в общем, плане воспитания воли и характера.

Уманский Л.И. и Лутошкин А.Н. определяют организованность как «способность подчинить себя необходимому режиму, спланировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность; как свойство или состояние группы или отдельного человека, которое выражается в известном порядке, планомерности действий, отношений, поведения, в четкой системе ответственной зависимости» [1, с. 50].

Н.Д.Левитов, занимаясь вопросами психологии характера, рассматривает организованность, как качество личности, как одну из волевых черт характера: «Человек сильной воли – организованный, умеющий подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, прежде всего, обладает замечательными чертами, которые необходимо прививать учащимся с первых дней их обучения в школе: выдержкой и самоконтролем» [1, с. 50].

По мнению Н.Е. Бекузаровой организованность – «качество личности, позволяющее ей легче (успешнее) справляться с предъявляемыми к ней требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок» [1, с. 50].

Целостно-функциональный подход к исследованию свойств личности разработан А. И. Крупновым. Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает в себя личностные и индивидуальные характеристики, функционально связанные между собой. Личностные характеристики содержат мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные, которые обусловлены социальными факторами развития и зависят от социального окружения. Индивидуальные характеристики включают в себя динамические, эмоциональные и регуляторно-волевые составляющие. Эти характеристики в большей степени зависят от природных предпосылок, т.е. обусловлены особенностями темперамента и типа нервной системы (А. И. Крупнов, Л. В. Жемчугова, В. Н. Прядеин).

Исходя из этого любое личностное свойство, в том числе и организованность, является сложным системным образованием, объединяющим выше указанные компоненты, интегрирующие в себе совокупность основных психических функций, а также личностные и индивидуальные характеристики субъекта (А. И. Крупнов). Центральным «ядром» анализа любого свойства личности, по утверждению А. И. Крупнова, является стремление. Например: стремление быть общительным; стремление быть ответственным; стремление быть организованным; стремление быть любознательным.

Стремление имеет свою силу, интенсивность, способы и приемы реализации (динамическая характеристика). Оно оценено со стороны направленности мотивации, осознается и осмысливается человеком (когнитивная характеристика), переживается и регулируется субъектом (эмоциональная и регуляторная характеристика) и имеет промежуточный и конечный результат. Иными словами, каждое свойство личности содержит динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляционный и продуктивный компоненты. Каждый компонент содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать более детально любое свойство личности.

Организованность - это базовое свойство личности, и именно оно составляет основание для развития остальных более частных свойств. К таким базовым свойствам личности, по утверждению А. И. Крупнова, относятся: любознательность, ответственность, трудолюбие, ответственность, инициативность, целеустремленность, общительность. Н. И. Рейнвальд относит к таковым базовым свойствам, проявляющимся в различных видах деятельности: коллективизм, трудолюбие, любознательность, организованность. К. А. Абульханова-Славская основными свойствами личности считает инициативность и ответственность, которые выражают особенность саморегуляции, активности личности. Изучение каждого свойства, по словам С. И. Кудинова, должно строиться на выявлении его психологической структуры и нахождении устойчивых связей между ее компонентами. Целостность свойства подтверждается определенными взаимоотношениями между его внутренними составляющими. Организованность, как и другие базовые свойства личности - это целостное системное образование, имеющее индивидуальные и личностные характеристики.

К индивидуальным признакам относят динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, личностные признаки - мотивационный, когнитивный и продуктивно-коммуникативный компоненты. Исследовать организованность необходимо на основе анализа функциональных связей между индивидуальными и личностными компонентами. Каждый компонент в структуре организованности содержит по две переменные, условно разделенные - гармоничные и агармоничные.

Гармоничные переменные характеризуются силой, устойчивостью, многообразием стремлений, к ним относятся «эргичность», «стеничность», «интернальность». Агармоничные проявляются в неустойчивости, слабости, отказе от своих намерений - это «аэргичность», «астеничность», «экстернальность». В отличие от природообусловленных характеристик для социальных свойственно отсутствие четкой выраженности полюсности признаков. Для этих переменных более характерно взаимодополнение, а не противоположность.

Динамическая характеристика организованности представлена «эргичностью» и «аэргичностью». «Эргичность» характеризуется интенсивным стремлением к цели, планированием и обдумыванием своей деятельности, самоконтролем, аккуратностью, выделением главных и второстепенных дел, установлением сроков выполнения того или иного задания, предпочтением порядка в делах, подготовкой и организацией дел, таким образом «эргичность» выражает силу, интенсивность, устойчивость стремлений организованности.

«Аэргичность» характеризуется неустойчивостью проявлений организованности, отсутствием планомерности в достижении цели, отвлечении на посторонние дела, работой не с полной отдачей сил, частым отказом от ранее запланированного, переносом дел «на потом».

Эмоциональная характеристика включает переменные «стеничность» и «астеничность». Стенические эмоции выражаются в чувстве радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, в спокойствии при неудачах и т.д. Астенические эмоции - это тревога от собственной спонтанности и неорганизованности, разочарование и гнев при невозможности преодолеть собственную неорганизованность, подавленность, когда заедает быт и текучка, и неуверенность от перспективы организовать свою деятельности.

Регуляторная характеристика оценивает «интернальную» и «экстернальную» регуляцию организованности. Интернальная регуляция личности зависит главным образом от воли и организации совместной деятельности, от умения организовывать собственную деятельность, от целенаправленной работы над собой. «Экстернальность» свидетельствует о наличии внешнего контроля в проявлении организованности. У человека отсутствует вера в себя и свои силы, он предпочитает руководствоваться предложенным планом или распорядком работы, чем выдумывать это самому, полагается на случай или везение.

Мотивационный компонент включает в себя переменные «социоцентризма» и «эгоцентризма». «Социоцентризм» организованности - это стремление сплотить коллектив, в котором работает или учится человек, стремление повысить социальный статус коллектива и помочь коллегам максимально реализовать свои возможности. Он характеризуется чувством долга и ответственности. «Эгоцентризм» организованности - потребность полнее реализовать собственные возможности, желание руководить и быть лидером, достичь высоких результатов в своих делах, стремление как можно больше взять для себя от жизни и сделать свою карьеру.

Когнитивный компонент представлен «осмысленностью» и «осведомленностью». «Осмысленность» организованности понимается как проявление пунктуальности и прилежности человека, обеспечивает упорядоченность и планомерность в работе; характеризуется рациональностью, аккуратностью собранностью. «Осведомленность» выступает как многообразие сведений об отдельных сторонах организованности, в связи с этим человек неверно понимает данное свойство личности и не умеет разграничивать его с другими качествами.

Продуктивный компонент также содержит две переменные: «предметно-коммуникативную» и «субъективно-личностную». «Предметно-коммуникативная» организованность способствует быстрому достижению коллективных целей, поддерживанию нормальной деловой атмосферы в группе, планомерности, четкой организации совместной деятельности. «Субъективно-личностная» реализуется в интеллектуальном развитии личности, повышении самооценки, расширении сферы личной компетентности, росте привлекательности и улучшении имиджа.

Более наглядно вышеперечисленные составляющие организованности представлены на рисунке.


Рис. 1 Организованность как функциональная система

Е. С. Рабунский выделяет три уровня организованности:

а) низкий уровень – ученик неорганизован, неаккуратен, «разбросан»; постоянно нарушает режим дня; не умеет планировать «отсроченных заданий», выполняет их обычно в последний день работы, «штурмом»;

б) средний уровень – ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы; умеет планировать «отсроченные задания», однако зачастую поверхностно; такие планы не являются для ученика руководством для самостоятельной деятельности и часто не выполняются; иногда ученик просит учителя и товарищей усилить контроль над ним со стороны («не хватает на все времени»);

в) высокий уровень – ученик организован, аккуратен, собран; систематически, умело планирует «отсроченные задания»; строго выполняет план работы, но не бездумно, а творчески, уточняя их, внося необходимые коррективы.

Н. И. Монаховым были предложены следующие уровни сформированности организованности младших школьников:

- высокий уровень сформированности организованности характеризуется проявлением всех признаков ему свойственных (10 условных единиц, баллов);

- средний уровень констатируется при наличии половины (или более) признаков воспитанности организованности (5 – 9 условных единиц, баллов);

- низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа или их отсутствие (0 – 4 условных единиц, баллов).

Сенситивным периодом для воспитания и развития организованности многие, по мнению экспертов, является младший школьный возраст.

В психологии и педагогике существуют возрастные периодизации, в которых собрана вся информация об уровне развития этих составляющих в определенном возрасте. Наиболее проработанными считаются периодизации Б.Д. Эльконина и В.И. Слободчикова. В основе их работ лежат следующие понятия.

Ведущая деятельность – это «деятельность, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте». Та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности, называется новообразованием возраста. Переходы с одной ведущей деятельности на другую называются кризисами развития.

Событийная общность – «общность, внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть самобытным» [1, с. 50].

Обобщая эти понятия, можно сказать, что ребенок зависит от социума. На каждой стадии развития у него есть определенная общность, в которую он включен, от которой он зависит. Долгое время это только лишь мать, затем семья, школа. Помимо этого, ребенок развивается на уровне психических функций, на деятельностном уровне. Освоение новых функций осуществляется через деятельность, которая в каждый возрастной период разная. Эти новые функции – новообразования позволяют ребенку быть полноценным, на равной основе входить в общество. Но если в развитии ребенка есть нарушение, если какой-либо период им не прожит, деятельность не освоена, то это негативно сказывается на его развитии.

Согласно периодизации В.И. Слободчикова младший школьный возраст это период от 7 до 11 лет.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное биологическое развитие детского организма: изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной систем, в деятельности внутренних органов.

Интенсивное физическое развитие вызывает у ребенка потребность в движении. Существенно меняется его моторика, движения становятся более точными.

Коротко охарактеризуем основные новообразования возрастов и круг событийной общности у младшего школьника.

Изменения в области развития высших психических функций:

- память. Изменения касаются приобретения новых способов запоминания, основанных не на примитивном повторении и заучивании, а на «группировке составных частей материала»;

- восприятие. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. В этом возрасте при восприятии дети склонны больше обращать внимание на яркие, эмоционально-окрашенные явления;

- воля. Развитие произвольности происходит за счет требований, предъявляемых школой, учебным процессом ребенку;

- внимание. Внимание детей младшего школьного отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы;

- мышление. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Оно происходит за счет того, что в процессе обучения ребенку приходится не только усваивать, но и анализировать, синтезировать, обобщать. Все это – мыслительные операции, направленные на работу с понятиями.

На основе развития памяти, произвольности, внимания, восприятия и мышления повышается уровень познавательной активности ребенка, его интеллектуальных способностей.

Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи.

Ведущая деятельность на этапе младшего школьного детства – учебная.

Учебная деятельность младших школьников протекает в рамках учебных предметов. Их содержание дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке.

В этой связи значительную роль в становлении личности играет процесс воспитания.

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это «целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе» [5, с.10].

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.

Основными компонентами содержания воспитания организованности, по мнению Н.В. Бекузаровой, выступают:

- знания, раскрывающие перед ребенком сущность организованности, ее проявления, значение для жизнедеятельности человека, знания рациональной организации жизнедеятельности;

- умения оценить жизнедеятельность с точки зрения организованности, навыки и привычки рациональной организации жизни и деятельности, готовность считаться с желаниями и мнениями окружающих;

- неприятие пустого, бесцельного времяпрепровождения.

Анализ психолого-педагогических, методических исследований позволил определить основные направления воспитания организованности:

- формирование представлений и понятий об организованности, ее показателях, уровнях, роли;

- овладение и развитие знаний, умений, навыков, привычек организации жизни и деятельности;

- воспитание доброжелательного отношения к людям, умения считаться с окружающими.

Ключевым методом воспитания организованности в младшем школьном возрасте выступает игра. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Для младшего школьника игра остается знакомым инструментом освоения действительности. Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности» [1, с. 50].

Структура игры:

- роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в процессе игры ребенок воспроизводит поведение взрослого в знаково-символическом виде;

- игровые действия. Воспроизведение роли происходит через действия. Эти действия - не механические повторения основных характеристик поведения взрослого. Игровые действия – это «действия со значениями». Проследить развитие игры ребенка можно и потому, насколько далеко он может зайти в восприятии игрового предмета (собственно игрового значения реального предмета);

- воображаемая ситуация. Обыгрывание роли происходит посредством игровых предметов, которые в игре носят иное значение, отличное от повседневного;

- правила. Важная часть игры. От нее зависит произвольность поведения ребенка. Именно в игре происходит понимание важности действия по правилам, которые затем переносится ребенком в мир.

Важность игровой деятельности заключается и в том, что игра – это определенное средство гуманизации. В игре приходит понимание ценности другого человека, значения собственных действий, как действий, направленных на другого человека.

Использование игровых занятий, по мнению Н.В. Бекузаровой, помогает решить следующие задачи:

  1. Приобретение и систематизация учащимися начальных классов знаний об организованности и ее показателях.
  2. Понимание учащимися значения организованности в жизни и деятельности.
  3. Знакомство младших школьников со способами организации жизни и деятельности.
  4. Формирование способности учитывать и принимать позицию «другого».

Применение игр вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность, позволяет школьникам эмоционально осознать, внутренне принять или осудить конкретную модель организации жизни и деятельности, вызывая оценочное отношение, ученик чувствует необходимость поступить так, а не иначе. Игры привлекают внимание школьников к рациональной организации жизни и деятельности, способствуют эмоциональному восприятию значения организованности в жизни человека, позволяют ученикам высказывать свои суждения и оценки относительно каких-либо качеств, моделей организации жизни и деятельности.

1.2. Состояние проблемы воспитания организованности младших школьников в педагогической теории и практике

 

Воспитание один из многозначных терминов педагогической науки. Поэтому необходимо определить основополагающие для нашего исследования подходы в его трактовке.

Вслед за В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой мы понимаем воспитание как целенаправленное создание духовных, материальных, организационных условий для развития личности. В этом случае действенность воспитания обеспечивают не только уроки, учебники, домашнее задание и т.д., но и включенность в окружающую среду, «климат», складывающийся между семьей и школой и т. д.

Нам близок подход Н. Е. Щурковой, для которой воспитание - оснащение детей способностью решать жизненные проблемы, самостоятельно выстраивать свою жизнедеятельность в согласии с образом жизни достойного человека, т. е. воспитание - процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры. Таким образом, педагог, помогая ребенку владеть культурным богатством, организует его жизнедеятельность. Итогом организованной таким образом жизнедеятельности ребенка являются знания о мире, умения взаимодействовать с миром, отношения к миру.

В настоящее время назрела необходимость воспитания нового типа личности российского гражданина - творческой индивидуальности. Особую актуальность приобретает качество «быть субъектом», т.е. творцом своего жизненного пути. Поскольку, современные педагогические концепции исходят из приоритета развития личности школьника, ориентируют на изменение позиции ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, требуют создания условий для целенаправленного воспитания нравственной, культурной личности, мы вслед за Е.В. Бондаревской и Н.Е. Щурковой признаем, что этим требованиям соответствует личностно-ориентированный культурологический подход. Личностно-ориентированный культурологический подход находится в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Национальной доктриной образования в РФ. Содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации» и должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества»; соответствовать требованиям доктрины, в частности, обеспечить «формирование навыков самообразования, самореализацию личности»; обеспечить «формирование трудовой мотивации, активной жизненной позиции».

Личностно-ориентированный культурологический подход рассматривает воспитание как процесс сохранения, воспроизведения, развития культуры. Согласно этой позиции целью образования является становление личности человека как носителя и творца культуры. Как отмечает Е.В. Бондаревская, стратегия личностно-ориентированного воспитания обеспечивает функционирование базовых воспитательных процессов:

- процесса индивидуализации, т. е. становление индивидуального личностного образа, формирования «Я - концепции», развития творческого потенциала, самобытности личности;

- процесса социализации, т. е. вхождение ребенка в социум, в жизнь общества, освоения различных способов жизнедеятельности, формирования «концепции жизни», осуществления жизненного самоопределения;

- процесса культурной идентификации, т.е. обретения ребенком чувства принадлежности к определенной культуре, усвоения ее ценностей, укоренения в культуре и приобретения черт человека культуры;

- процесса духовно-нравственного саморазвития личности, т. е. овладения общечеловеческими нормами нравственности, формирования внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.

Анализ работ Б.Н. Боденко, С.Г. Кониенко, Г.Ю. Ксензовой, В.В. Серикова, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской, McCobs В. L., Whister J. S. и др. позволил уточнить сущность личностно-ориентированного подхода и сделать вывод о том, что этот подход создает условия для развития школьника, поддерживает его индивидуальность, личные достоинства, пронимает его как субъекта образовательного процесса, ведет к диалогу и сотрудничеству субъектов образовательного процесса.

Воспитанник включается в такую жизнедеятельность, в которой происходит выработка психологической установки на удовлетворенность учебным напряжением, привычки к повседневной, ритмичной жизни по расписанию, что вполне адекватно культуре современного человека.

В русле вышеизложенного, воспитание организованности школьников есть целенаправленное создание условий для развития личности в контексте общечеловеческой культуры, на основе личностно-ориентированного культурологического подхода. Итогом этого являются знания, обеспечивающие рациональную организацию жизнедеятельности; умения, навыки, привычки организованного поведения и жизни; восприимчивость к нуждам окружающих.

Мы считаем, что наиболее благоприятный период для воспитания организованности у детей - младший школьный возраст. Рассмотрим возрастные особенности данного периода развития личности.

Младший школьный возраст - этап развития ребенка, соответствующий обучению в начальной школе и охватывает период от 6-7 до 10-11 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма: изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной систем, в деятельности внутренних органов.

Интенсивное физическое развитие вызывает у ребенка потребность в движении. Существенно меняется его моторика, движения становятся более точными. «Надо помнить, что от ребенка младшего школьного возраста можно требовать сдержанности в движениях, добиваться их соразмерности, ловкости. И такие действия вызывают у него положительную эмоциональную окраску».

ЦНС достигает достаточной зрелости, процессы возбуждения и торможения относительно уравновешиваются. Преобладание возбуждения не так высоко как в дошкольном возрасте. Увеличивается возможность тормозных реакций, причем развитие торможения идет от безусловного к условному. Эти свойства составляют физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств ребенка. Повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Обеспечивается основа для формирования произвольной регуляции, так как «в период младшего школьного возраста в центр психического развития выдвигается развитие самой произвольности возникает способность действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами». На протяжении младшего школьного возраста «нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка». Он начинает лучше владеть своими чувствами, более сдержанно выражает свои эмоции.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ребенок этого возраста быстро утомляется. Работоспособность младшего школьника зависит и от выработанных навыков, привычек, значительно облегчающих деятельность его центральной нервной системы. Чем больше у него выработано полезных привычек (выполнять утренний туалет, гимнастику, уборку постели и т.д.), тем легче и экономнее, в смысле затраты физической и умственной энергии, выполняет он эту работу.

Младший школьный возраст сензитивен для усвоения норм нравственности. Школьники начальных классов отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, которые объявляются им как непреложные законы жизни. Во-первых, сказывается новизна социального статуса ребенка. Во-вторых, неразвитость оценочной и самооценочной деятельности. В-третьих, и это очень важно, учитель для них - самый авторитетный человек. Оценка ребенка совпадает с оценкой учителя. В то же время происходит узнавание младшим школьником таких норм поведения, которые превращаются в какой-то своей части в его внутреннее требование к себе.

Одна из важнейших задач воспитания - формирование у школьников способности к успешной социализации и активной адаптации.

Начальная ступень системы общего образования - наиболее важная и ответственная в учебно-воспитательном процессе. Именно здесь закладываются базовые знания, умения, навыки, происходит интенсивное развитие многих свойств личности (в частности относящихся к нравственно-волевой сфере).

Таким образом, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания организованности.

Давая общую предварительную оценку изучения проблемы воспитания организованности младших школьников, необходимо отметить, что рассмотрению исследователей подлежали различные аспекты. Тем не менее эта проблема не получила должного теоретического и практического изучения применительно к современным условиям.

В работах Н.Ф. Прокиной и С.Г. Якобсон организованная работа рассматривается с точки зрения наиболее рациональной последовательности, затраты сил и времени. Их исследования показали, что, для того чтобы добиться у детей организованной работы, необходимо, во-первых, чтобы не только взрослые требовали этого, но и сами дети ставили перед собой такую задачу. Во-вторых, необходимо научить детей некоторым способам поведения, предупреждающим возможность отвлечений в ходе работы.

В.П. Ручкина, проводя опытную работу с младшими школьниками в группах продленного дня, пришла к выводу, что организованность формируется в многоплановой деятельности ученика, и только тогда, когда он занимает позицию субъекта, а не только исполнителя и ни тем более созерцателя. В формировании организованности необходимо обеспечивать усвоение знаний учащимися в единстве с овладением приемами, реализующими их применение. Условиями, при которых внеурочная деятельность школьников в наибольшей степени содействует выработке организационных умений у детей младшего школьного возраста, являются последовательность, систематичность, преемственность в применении организационных умений.

К.С. Сейдекулова выявила основные педагогические условия формирования организованности у старших дошкольников (на материале занятий по ручному труду):

- поэтапная отработка навыков упорядочения действий при выполнении заданий с жесткой линейной последовательностью операций;

- создание у детей ярких эталонных образов организованного - неорганизованного поведения и активизация эмоционального оценочного отношения к ним детей;

- подведение детей к осознанию своего эмоционального оценочного отношения, к обобщениям до уровня формулировки правил поведения; возбуждение у них стремления поступать правильно, действовать организованно.

Учебная деятельность младших школьников протекает в рамках учебных предметов. Их содержание дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Так как учебный материал оказывает влияние на направленность формирования сознания ученика даже в том случае, когда специально не раскрывается воспитательное значение его содержания, мы сочли целесообразным проведение анализа методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций) с целью уточнения направленности учебных предметов на воспитание организованности младших школьников.

Анализ методических материалов показал, что образовательные дисциплины начальной школы содержат учебный материал, усвоение которого способствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, представлений о нормах нравственности, правилах человеческого общежития. Содержание учебных предметов позволяет раскрыть младшим школьникам сущность и значение нравственно-волевых качеств личности.

Содержание учебных предметов имеет определенный (хоть и ограниченный) потенциал для воспитания организованности, но он недостаточен по содержанию и не систематизирован. Чтобы этот потенциал был реализован и обеспечивал воспитание организованности, учитель должен проводить на уроках целенаправленную и систематическую работу по формированию у младших школьников соответствующих знаний, умений, навыков, привычек. Вместе с тем организуя воспитательную работу, направленную на формирование того или иного качества личности нельзя ограничиваться только рамками учебных занятий.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, изучив литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу о необходимости использования специальных игровых занятий.

Н.П. Аникеева, Н.Я. Безбородова, Е.М. Гельфан, Д.В. Менджерицкая, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, М.Г. Яновская и др. рассматривают игру как многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

При помощи игры ребенок получает значительную информацию без насилия и нажима. С.А. Смирнов справедливо подчеркивает, что спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия. Отметим, что игровой деятельности всегда сопутствует интерес, удовольствие, положительные эмоции.

С момента поступления ребенка в школу возникает, существует и развивается так называемый «педагогический треугольник»: семья, ребёнок, школа. Л.И. Маленкова так изображает взаимоотношения сторон в этом треугольнике:

Глобальные изменения, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, существенным образом отразились на уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности семьи и школы.

Таким образом, противоречивость и разрозненность воспитывающих влияний становится существенным препятствием на пути воспитания организованности ребёнка. Семья и школа - два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность этих процессов. В.О. Ключевский, имея в виду семью и школу, заметил: «Оба этих учреждения не могут заменить друг друга, но могут помогать или вредить одно другому... У того и другого свое особое дело; но дела обоих так связаны между собой, что одно учреждение помогает или вредит другому уже тем, что свое дело делает хорошо или худо».

Невозможно эффективно организовать педагогический процесс без опоры на взаимодействие всех сторон-участников, субъектов образовательной ситуации.

В традиционной образовательной системе, семья рассматривалась как объект воспитательного воздействия со стороны школы: «взаимодействие трактовалось как одностороннее воздействие школы на семью по следующим направлениям: социально-экономическому, культурно-бытовому, просвещению родителей». Объектом профессионального влияния выступали семья и родители. Взаимодействие представлялось деятельностью, в ходе которой перевоспитывались родители и преобразовывались семьи. Родители включались в организованную жизнь школы, нередко без учета потребностей и возможностей семьи. Семье отводилась пассивная роль. Проводилась политика «... огосударствления практики воспитания».

Передовая школа всегда искала эффективные пути усиления влияния на семью с целью реализации всех задатков ребёнка (В.А. Сухомлинский и др.). В ней царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям всегда превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче опыта, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. «Наиболее полноценное общественное воспитание - это, как известно, школьно-семейное. Школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества. Все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, ослабляет и школу», - писал В.А. Сухомлинский.

С философской точки зрения все явления и события объективной действительности находятся во взаимной связи и универсальном взаимодействии. Уточним сущность взаимодействия. Взаимодействие носит объективный характер, им охвачены все формы бытия и формы их отражения. Оно не имеет начала и конца. Всякое явление, процесс, событие лишь звено в общей системе всеобщего взаимодействия: «взаимодействие - это переходы друг в друга взаимодействующих предметов». В книге «Учение о сущности» Гегель писал: «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обуславливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция».

Следовательно, сущностью взаимодействия являются взаимообусловленность и взаимное влияние различных субъектов и объектов, вызывающие в них качественные новообразования. В процессе взаимодействия стороны не только меняются местами, но и вызывают изменение самого взаимодействия. Таким образом, взаимодействие, как философская категория, отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, порождение одним объектом другого.

Взаимодействие в общественной среде осуществляется в трёх направлениях: социологическом, характеризующем общие тенденции взаимосвязи и взаимовлияния семьи и школы; психологическом, раскрывающем особенности семьи и школы, существенно влияющие на воспитание развивающейся личности ребенка; педагогическом, представляющем собой выработку единой программы действий по организации жизни и деятельности ребенка.

В отличие от социальных и психологических видов взаимодействия, осуществляемых независимо от их осознания людьми, педагогическая обусловленность взаимодействия реализуется как сознательная деятельность людей.

По мнению Е.Г. Кожевниковой «взаимодействие семьи и школы является обязательным и необходимым элементом процесса воспитания детей и характеризуется как целенаправленное, взаимообусловленное влияние семьи и школы друг на друга». При этом для наиболее полной реализации их воспитательных возможностей учитываются социокультурные особенности регионов и традиции народной педагогики.

В.С. Финогенко определяет взаимодействие как «процесс целевой или следственной взаимосвязи и взаимообусловленности, вызывающий актуальные и перспективные качественные новообразования у объектов и субъектов воспитания».

Таким образом, сущность взаимодействия семьи и школы заключается в создании единого «воспитательного поля». Тогда «объектом профессионального влияния выступает семейное воспитание, именно оно волнует педагога».

Двунаправленная стрелка показывает общность, нерасчлененность процесса взаимодействия, т.к. при взаимодействии любая информация рассчитана на интерпретацию, переосмысление, обогащение партнером и возвращение в таком виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. При этом происходит взаимная корректировка воспитания. Родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе.

Составляющими подобного взаимодействия являются:

- взаимное информационное обеспечение (воспитательная концепция, педагогические позиции, методика воспитания, цели и задачи личностного развития ребёнка на данный отрезок времени, особенности ребёнка в личностном развитии и т.д.);

- корректирование семейного и школьного воспитания;

- практическая совместная работа семьи и школы.


ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методика исследования уровня воспитания организованности у младших школьников

Исследования проводились в МБОУ СОШ № 4 г. Ессентуки. Исследованием были охвачены учащиеся 3-го класса - всего 20 человек.

Для проверки эффективности методики развития организованности, нами был проведен формирующий эксперимент. На этом этапе исследования были сформированы 2 группы: контрольная – 10 человек (воздействие не оказаывалось) и экспериментальная – 10 человек (воздействие оказывалось).

Для организации наблюдений и проведения исследования была выделена экспериментальная (20 человек) и контрольная группа школьников (20 человек).

Исследовательская работа была призвана подтвердить гипотезу о том, что воспитание организованности младших школьников будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы:

  • систематически проводится работа по овладению и развитию знаний, умений, навыков, привычек организации жизни и деятельности младших школьников;
  • используются разнообразные формы работы по воспитанию организованности младших школьников;
  • осуществляется сотрудничество с родителями по воспитанию организованности.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. Констатирующий этап (первичная диагностика) – измерение наличного уровня организованности у младших школьников;
  2. Формирующий этап – организация и проведение серии мероприятий, направленных на развитие организованности;
  3. Контрольный этап – измерение эффективности проведенных мероприятий.

Измерение организованности осуществлялось с использованием критериев, предложенных Н.В. Бекузаровой:

  1. Ученик подбирает необходимое «оборудование».
  2. Ученик рационально располагает инструменты на рабочем месте.
  3. Приводит в порядок рабочее место по окончании работы.
  4. Имеет четкое представление о цели деятельности.
  5. Составляет программу действий при рациональном расходе

          времени.

  1. Проверяет по ходу работы действия и их последовательность.
  2. Обнаруживает ошибки и исправляет их в ходе работы.
  3. Объективно оценивает свои действия и работу.
  4. Учитывает и принимает во внимание позицию «другого».

Распределение полученных результатов проводилось с помощью системы ранжирования Н. И. Монахова, который предложил три уровня сформированности организованности младших школьников:

- высокий уровень сформированности организованности характеризуется проявлением всех признаков ему свойственных (10 условных единиц, баллов);

- средний уровень констатируется при наличии половины (или более) признаков воспитанности организованности (5 – 9 условных единиц, баллов);

- низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа или их отсутствие (0 – 4 условных единиц, баллов).

Результаты первичной диагностики сформированности организованности учащихся младшего школьного возраста представлены в таблице 1 и на рисунке 1.


Таблица 1

Измерение сформированности организованности младших школьников

Испыт-й

Признаки сформированности организованности младших школьников

Подбирает необходимое "оборудование"

Рационально располагает на рабочем месте

Приводит в порядок по окончании работы

Четкое представление о цели деятельности

Составляет программу действий при рациональном расходе времени

Вносит изменения при необходимости

Проверяет по ходу работы действия и их последовательность

Обнаруживает ошибки и исправляет их в ходе работы

Объективно оценивает свои

действия и работу

Учитывает и принимает во внимание позицию "другого"

Юра С.

+

-

-

-

-

+

-

+

+

+

Алина К.

+

-

-

+

-

-

+

+

Артем Б.

+

+

-

-

+

Дима Ю.

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

Аня К.

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

Петр Т.

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

Слава У.

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

Ира В.

+

-

-

+

-

+

-

+

-

-

Оля В.

-

+

-

-

+

-

+

-

-

+

Диана П.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

Наглядно результаты исследования сформированности организованности младших школьников представлены на рис. 1.

Рис. 1. Уровни сформированности организованности при первичной диагностике

Еще одной формой измерения сформированности организованности может являться подсчет времени, затрачиваемого учащимися на выполнение домашних заданий. Существует гигиеническая норма выполнения домашних заданий для учащихся младших классов (равная 2 ч.). Мы попросили родителей учащихся засечь время выполнения домашнего задания ребенком и описать этапы этого процесса. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Время выполнения домашнего задания

Группа

Время выполнения домашнего задания

ниже нормы

норма

выше нормы

3 класс

31%

25%

41%

На констатирующем этапе было обнаружено следующее: высокий уровень выявлен у 10% (2 человека), средний уровень – у 35% (7 человек) и низкий уровень – у 55% (11 человек). Обобщенные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень организованности (констатирующий этап)

 группа испытуемых

Уровни организованности

Низкий

Средний

Высокий

3 класс

55%

35%

10%

Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности организованности у испытуемых на достаточно низком уровне. Дети не умеют организовывать свое рабочее пространство, планировать время и деятельность вообще, ставить цели и намечать способы ее достижения.

Все это говорит о необходимости проведения коррекционной педагогической работы по воспитанию организованности детей.

2.2. Содержание работы по воспитанию организованности у младших школьников

Методика развития организованности у учащихся младшего школьного возраста предполагает создание пространства взаимодействия семьи и школы и направлена решение следующих задач:

- разработка серии тем родительских собраний, направленных на помощь родителям в воспитании организованности детей;

- разработка игровых упражнений и их внедрение в учебный процесс с целью воспитания организованности младших школьников.

Первым этапом работы по развитию организованности у испытуемых стало вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Для этого нами были разработана и проведена серия родительских собраний.

1. Родительское собрание «Семья и школа: партнеры в воспитании ребенка».

Цели мероприятия:

  1. изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой;
  2. информировать родителей об организации учебно-воспитательной работе в школе и в классе;
  3. актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье;
  4. подвести родителей к анализу своих семейных установок, выявить ошибки в воспитании детей.

Решение поставленных целей осуществлялось через прочтение лекции родителям о специфике воспитательной работы в школе, формах семейного воспитания, основных проблемах семейного воспитания, способах взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания.

Результаты мероприятия:

Через обсуждение представленной информации удалось достичь понимания в вопросах взаимодействия школы и семьи. В результате родители и педагоги:

- договорились обсуждать важные вопросы учебно-воспитательного процесса на родительских собраниях дважды в четверть;

- договорились обсуждать текущие вопросы учебно-воспитательного процесса на форуме школьного сайта;

- договорились завести на форуме школьного сайта ветку, посвященную отдельным вопросам воспитания, которые могут задавать родители в анонимном режиме и адресовать их как другим родителям, так и сотрудникам школы.

2. Беседа с родителями о значении психофизиологического и социального развития детей 8-9 лет в процессе воспитания организованности младших школьников.

Цели мероприятия:

1)   повышение психологической и педагогической грамотности родителей;

2) формирование понимания у родителей содержания педагогической работы по воспитанию организованности у младших школьников;

3) формирование навыков грамотного общения с детьми младшего школьного возраста.

Родительское собрание включало в себя презентацию, подготовленную педагогом по материалам ведущих исследований в области возрастной психологии, обсуждение вопросов психофизиологического развития младших школьников, ответы на вопросы родителей об особенностях развития детей данной возрастной группы.

Результаты мероприятия:

- была разработана памятка, описывающая ключевые особенности психофизиологического и социального развития детей младшего школьного возраста и их значение в воспитании организованности.

3. Родительское собрание «Организованность как нравственно-волевое качество личности. Условия и факторы воспитания организованности у младших школьников».

Цели мероприятия:

  1. формирование представлений об организованности как ключевом волевом качестве в младшем школьном возрасте;
  2. развитие навыков воспитания организованности у младших школьников.

Мини-лекция «Организованность как нравственно-волевое качество личности» (что такое организованность, значение организованности в жизни и деятельности ребенка, ее влияние на успеваемость, критерии организованности).

Беседа «Условия и факторы воспитания организованности у младших школьников» (организация жизни и деятельности ребенка).

Мини-лекция «Режим дня и его значение» (что такое режим дня, утро школьника, организация домашних занятий, телевизор, компьютер, кружки и секции, отдых, сон и его продолжительность). Значение режима дня в воспитании организованности младших школьников.

Результаты мероприятия:

- была разработана памятка о базовых средствах воспитания организованности ребенка в семейных условиях.

Следующий этап исследования включал разработку игровых упражнений и заданий, направленных на воспитание организованности у младших школьников. Нами были использованы следующие средства воспитания организованности:

1. Упражнения на развитие навыков планирования, регулирования:

1.1 Игра «Научи неряху». На картинке представлен мультгерой, которому нужно выполнить ряд важных и не очень важных дел. Ребенку необходимо расставить эти дела в порядке уменьшения их важности.

1.2 Упражнение «Мой распорядок дня». Учитель предлагает детям перечислить основные дела, которыми приходится заниматься детям и расставить эти дела по порядку.

1.3 Игра «Сделай домашнее задание». На доске представлен плакат, на котором изображен рабочий стол ученика, на котором разложены различные предметы. Для выполнения задания класс разбивается на две группы, им на время необходимо указать на те предметы, которые нужны для выполнения домашнего задания и в той последовательности, в которой нужно эти предметы задействовать (открыть дневник, взять учебник и тетрадку по предмету, выполнить задание в черновике).

2. Упражнения на развитие навыков коллективного действия, соорганизации.

2.1 Групповые упражнения в классе. Учитель поручает выполнить некоторое задание группам детей. Распределение внутригрупповых функций происходит самостоятельно.

2.2 Упражнение «Нарисуй слона». Учителем предлагается графический макет животного или мультгероя, изображенный на доске или листе ватмана. Ученики по очереди разукрашивают макет, дополняют его по необходимости.

3. Средства мотивации к развитию организованности

3.1 Приведение примеров из сказок, мультфильмов неорганизованного поведения и его последствий. Совместное обсуждение необходимых изменений в сказке или мультфильме, которые бы привели к формированию организованного поведения героев.

3.2 Разыгрывание сюжетов, драматизаций на тему организованного поведения с включением в деятельность как можно большего числа детей.

        После экспериментального воздействия на испытуемых, мы получили следующие результаты: в контрольной группе: низкий уровень выявлен у 60% (6 человек), средний – у 30% (3 человека) и высокий уровень – у 10% (1 человек). Что касается экспериментальной группы, то в ней произошли значительные изменения: низкий уровень выявлен у 20% (2 человека), средний – у 30% (3 человека) и высокий у 50% (5 человек). Обобщенные данные представлены в таблице 5.

Уровень организованности в экспериментальном классе

Группы испытуемых

Уровни организованности

Низкий

Средний

Высокий

Контрольная

60%

30%

10%

Экспериментальная

20%

30%

50%


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема воспитания организованности младших школьников является одной из актуальных для педагогики. Современное образование сориентировано на воспитание нового типа личности российского гражданина, отличающейся творческой индивидуальностью. Воспитание организованности обеспечивает формирование личности, «творца» своей жизни, деятельности.

Уровни сформированности организованности младших школьников определялись на основе разработанных показателей и признаков:

- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (подбор необходимого «оборудования», рациональное расположение на рабочем месте, приведение в порядок по окончании работы);

- рациональное выполнение деятельности (четкое представление о цели деятельности, составление программы действий при рациональном расходовании времени, внесение изменений при необходимости);

- самоконтроль (проверка по ходу работы действия и их последовательность, обнаружение и исправление ошибки в ходе работы, объективная оценка своих действий и работы);

- привычка культурного поведения (учитывание и принятие во внимание позиции «другого»).

В исследовании определены и реализованы требования к методике организации учебной деятельности младших школьников, направленной на закрепление, углубление, обогащение и совершенствование умений организовать свою жизнедеятельность и оценить ее с точки зрения организованности.

Обоснована целесообразность и возможность введения специальных игровых занятий, обеспечивающих освоение и расширение знаний учащихся начальной школы о рациональной организации жизнедеятельности; понимание сущности организованности и ее роли.

Обеспечено взаимодействие семьи и школы в воспитании организованности, которое создает востребованность организованности младших школьников, положительное отношение к рациональной организации жизнедеятельности; способствует восприимчивости к окружающим; стимулирует стремление к взаимодействию с ними, создает единство воспитательного поля. Разработаны родительские собрания по теме исследования.

Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vospitanie-organizovannosti-mladshikh-shkolnikov#ixzz30orhterr


ЛИТЕРАТУРА

1.Бекузарова Н. В. Воспитание организованности младших школьников: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 Красноярск, 2003. - 226 c.: 61 03-13/1454-1.

2.Бекузарова Н.В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании организованности // Духовно-исторические чтения: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. – Красноярск: КрасГАСА, 2005. – С. 109 – 111.

3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 352 с.

4.Бондаревская Е.В. Опыт выявления уровня воспитанности учащихся // Советская педагогика. – 1965. – №4. – С.122 – 131.

5.Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика, 1982. – № 9. – С. 15-21.

6.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

7.Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. – М., 2006.

8.Караковский В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

9.Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – 2-е изд. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. – 367 с.

10.Мещеряков Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. – М., 2002.

11.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (Опыт экспериментального исследования). – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

12.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 210.

13.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

14.Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). – М.: Педагогика, 1975. – 184 с.

15.Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. – 620 с.

16.Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). – Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1992. – 575 с.

17.Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М., 1980. – 115 с.

18.Слободчиков В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 38-51.

19.Уманский Л.И., Лутошкин, А.Н. Психология и педагогика работы комсорга. – 3-е изд. – М.: Молодая гвардия,1984. – 206 с.

20.Шилова М.И., Малиновская, Н.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: 21.Пособие для студента и учителя. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 104 с.

22.Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Педагогика, 1978. – 321 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье».

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у младших школьников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От...

«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте....

"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"

quot;Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"...

"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине, ко всему, что вызывает светлые и радост...

Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...