"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"
статья по музыке (подготовительная группа)

Лунева Елена Германовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине, ко всему, что вызывает светлые и радостные чувства. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить в коллективе – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника. Невозможно переоценить роль музыки в осуществлении этих задач. Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Показать яркую палитру эмоций, выразить своё любовное отношение к Родине, городу, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого на музыкальных занятиях постоянно осуществляется формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Насколько музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, настолько она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Поэтому, музыкальные произведения, используемые на занятиях и в повседневной жизни, должны быть ценными в воспитательном отношении. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом, возникают понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Старшие дошкольники знакомятся с музыкальными произведениями русских композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, где звучат народные мелодии. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Многообразие народной музыки даёт возможность широко её использовать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, это дом, где он живёт, это детский сад с его друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар, т. к. нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В этих песнях и любовь, и ласка, и гордость за свою маму. В продолжение этой темы хочется отметить ещё один аспект знакомства с Родиной – это город Санкт-Петербург, где они родились и живут в настоящее время. Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники в рамках этого направления, очень обширен: «Композиторы Петербурга», «Достопримечательности Петербурга», «Петербург – город боевой славы», «Детский бал – продолжение традиций старого Петербурга». Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности, надо только делать это умело и в доступной для детей форме. Ребёнок будет любить и по-настоящему ценить свой родной город, свою Родину, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты – мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, особенно мальчиками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Самые популярные из них «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова. Говоря о защитниках нашей Родины, мы говорим о Великой Победе, уделяя особое внимание теме Блокады Ленинграда. Здесь мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. На занятиях дети узнают о героическом подвиге ленинградцев, слушают и исполняют песни, отражающие то время: И. Шварц «Песня о ленинградских мальчишках», М. Сидорова «Мой Петербург боевой», знакомятся с творчеством композитора Д. Шостаковича, написавшим в это жестокое время седьмую симфонию, которую он назвал «Ленинградской». Эти музыкальные впечатления надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Итак, решение задач нравственно-патриотического воспитания на музыкальных занятиях в детском саду дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значимое место в их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине, ко всему, что вызывает светлые и радостные чувства. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить в коллективе – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника. Невозможно переоценить роль музыки в осуществлении этих задач. Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Показать яркую палитру эмоций, выразить своё любовное отношение к Родине, городу, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого на музыкальных занятиях постоянно осуществляется формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Насколько музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, настолько она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Поэтому, музыкальные произведения, используемые на занятиях и в повседневной жизни, должны быть ценными в воспитательном отношении. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом, возникают понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Старшие дошкольники знакомятся с музыкальными произведениями русских композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, где звучат народные мелодии. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Многообразие народной музыки даёт возможность широко её использовать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, это дом, где он живёт, это детский сад с его друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар, т. к. нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В этих песнях и любовь, и ласка, и гордость за свою маму. В продолжение этой темы хочется отметить ещё один аспект знакомства с Родиной – это город Санкт-Петербург, где они родились и живут в настоящее время. Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники в рамках этого направления, очень обширен: «Композиторы Петербурга», «Достопримечательности Петербурга», «Петербург – город боевой славы», «Детский бал – продолжение традиций старого Петербурга». Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности, надо только делать это умело и в доступной для детей форме. Ребёнок будет любить и по-настоящему ценить свой родной город, свою Родину, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты – мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, особенно мальчиками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Самые популярные из них «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова. Говоря о защитниках нашей Родины, мы говорим о Великой Победе, уделяя особое внимание теме Блокады Ленинграда. Здесь мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. На занятиях дети узнают о героическом подвиге ленинградцев, слушают и исполняют песни, отражающие то время: И. Шварц «Песня о ленинградских мальчишках», М. Сидорова «Мой Петербург боевой», знакомятся с творчеством композитора Д. Шостаковича, написавшим в это жестокое время седьмую симфонию, которую он назвал «Ленинградской». Эти музыкальные впечатления надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Итак, решение задач нравственно-патриотического воспитания на музыкальных занятиях в детском саду дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значимое место в их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»

В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Данное методическое пособие направлено на реализацию духовно-нравственного и патриотического воспитания  в дошкольных учреждениях.В пособии даны рекомендации для практических работников ДОУ по вы...

«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте....

"Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"

quot;Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки"...