Тема самообразования: «Технологии составления разного вида рассказов как средство развития монологической речи детей средней группы».
материал (средняя группа)

Гурылева Надежда Васильевна

Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

                                                              Педагога средней группы №4 Гурылевой Н. В.

На 2024-2025 учебный год.

Тема самообразования: «Технологии составления разного вида рассказов как средство развития монологической речи детей средней группы».

Анализ затруднений, постановка проблемы: Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Именно в связной монологической речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.  21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

 Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

    Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

 В процессе своего самообразования хочется подробно изучить технологии составления разного вида рассказов и проанализировать насколько они эффективны для развития речи детей.

Цель самообразования: Повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении технологий составления разного вида рассказов, внедрение и применение этих технологий в работе с детьми и родителями.

Задачи самообразования:

  1. Изучить педагогический опыт по технологиям составления рассказов.
  2.    Разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  3.  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические и словесные игры для развития речи у детей;
  4.  Определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

Срок

Повышение теоретического и научно-практического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, …)

Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий…)

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками).

Отчетные материалы (подведение итогов, оформление результатов).

1

Сентябрь

Постановка проблемы, формулирование целей и задач.

Подбор методической литературы для изучения данной темы. Составление плана на год. Проведение первичной диагностики для выявления уровня развития речи.

Подбор наиболее эффективных приемов развития познавательной активности.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц. Обогащение РППС группы.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников»

2

Октябрь

Изучение теоретического материала по теме – книги, конспекты.

Изучение педагогического опыта на сайтах: maam, Nsportal, Инфоурок, КиберЛенинка.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.

Оформление папки передвижки на тему «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 4-5 лет».

3

Ноябрь

Изучение практического материала по теме.

Изучение педагогического опыта на сайтах: maam, Nsportal, Инфоурок, Ки-берЛенинка.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Подготовка буклета для родителей «Речевые игры по дороге домой»

4

Декабрь

Работа с методической литературой: игры и упражнения для развития речи (О. С. Ушакова).

Накопление практического материала по теме

Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы.

Оформление папки передвижки на тему «Составляем и используем мнемотаблицы дома»

5

Январь

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования - «Развитие монологической речи детей»

Просмотр онлайн мастер классов по теме.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

6

Февраль

Пополнение личной библиотеки пособиями по теме.

Работа с сайтами: maam, Nsportal, Инфоурок.

Изготовление и использование мнемотаблиц, мнемодорожек.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

7

Март

Работа над обогащением «Центра речевого развития».

Работа с сайтами: дефектология проф., продленка.

Изготовление и использование картотеки загадок.

Консультация для родителей «Словесные игры по теме «Что я вижу».

8

Апрель

Изучение практического опыта педагогов.

Просмотр вебинаров по теме.

Обучение сочинению сказок.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

9

Май

Подготовка публикации по итогам работы в рамках работы над темой по самообразованию.

Подготовка аналитического отчета по итогам работы над темой самообразования.

Проведение повторной диагностики уровня речевого развития воспитанников группы.

Отчет по теме самообразования за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные сказки как средство развития монологической речи детей 5-7 лет»

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями...

Конспект НОД по развитию монологической речи в средней группе "Составление описательного рассказа об игрушках"

Цель:  развитие связной монологической речи детей посредством составления описательного рассказа об игрушках....

Использование на занятиях алгоритмов по русским народным сказкам как средство развития монологической речи детей 5-7 лет.

Представлен опыт работы с детьми  старшего дошкольного возраста на занятиях по русским народным сказкам. Раскрывается актуальность темы, виды и формы алгоритмов....

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...