Народные сказки, как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Тезис

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тезис15.6 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Яковлева-Новгородова Нюргуяна Прокопьевна

Адрес: с.Тойбохой Сунтарского улуса

Учреждение: МБДОУ “ЦРР-д/с №3 “Ньургуьун”

Телефон: служ.: 25-125

Тема доклада: Народные сказки, как средство развития

монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Тезис

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Некоторые дети, идущие в дошкольное образовательное учреждение, не могут правильно произносить слова, не могут последовательно и связно излагать свои мысли. В этом нельзя винить родителей, у некоторых детей речь развивается раньше, чем у других, это зависит от природы.

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием развития малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Известно, что речь ребёнка развивается, прежде, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Если ребёнок к 5-6 годам не может правильно произносить слова, не может последовательно и связно излагать свои мысли, если ребёнок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи – ОНР.

Сказки – это лучшие образцы литературного языка, устного творчества народа. Сказки любят все дети. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.

О роли народного фольклора в развитии речи детей говорится в трудах таких выдающихся психологов и педагогов, как Левина Л,Е., Волков Г.Н., Зимняя И.А., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н., Флерина Е.А. и др. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказка не только дает дошкольнику необходимые знания, умения и навыки, но и способствует его развитию как личности. В процессе работы со сказкой раскрывается, развивается творческая сущность ребёнка. Сказка – прекрасное средство для создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной среды детей.

Таким образом, используя сказки в разных видах деятельности, можно, как  показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста с ОНР.

У детей с ОНР связная монологическая  речь не может быть сформирована самостоятельно. Принято считать формами монологической речи описание, повествование и рассуждение. Исходя из этого, задача воспитателя – научить ребёнка самостоятельно, связно и  последовательно излагать материал. Обучение детей рассказыванию – это прежде всего обучение пересказу. В выборе текста для пересказа важное значение имеет объем (сравнительно небольшой) произведения, доступность содержания, простота сюжета, доступность языка, высокая художественность текста. Всем этим требованиям в полной мере отвечают русские народные сказки. Сказки являются прекрасным средством для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи.

Великий русский педагог Ушинский К.Д. был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не встающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка.

Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования каждого ребёнка.

Все сказки мира всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что русские народные сказки являются неоценимым источником развития связной монологической речи старших дошкольников, страдающих  ОНР. Используя сказки в коррекционной работе, педагог занимается не только исправлением речевого дефекта, но и приобщает детей к сокровищнице устного народного творчества, знакомит дошкольников с ярким, богатым, выразительным языком  народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

Презентации   «Устное народное творчество, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

Дидактическая игра "Учим цифры" ( для детей с 3-5 лет) помогает формировать математические прадставления, обучает счету до 5 и знакомству с цифрами.Дидактическая игра "Один или много&qu...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речев...

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»        Устное народное творчество я...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно ...