Технологические карты ознакомления с именами признаков объектов по ТРИЗ – технологии (сам.обр)
материал (старшая группа)

Тарасенко (Колмакова) Анна Андреевна

Технологические карты ознакомления с именами признаков объектов по ТРИЗ – технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_znakomstva_s_priznakami.docx422.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические карты ознакомления с именами признаков объектов

по ТРИЗ – технологии

Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами

Имена признаков

Зрение

(глаза)

Тактильный

(рука, кожа,

полость рта,

полость носа)

Вкус

(язык,

полость рта)

Слух

(ухо)

Обоняние

(нос)

1. Цвет

+

2. Форма (объемная,

плоскостная)

+

+

3. Размер (высота,

длина, ширина)

+

+

+

4. Количество

+

+

+

+

+

  1. Части

(структура — расположение

частей)

+

+

+

+

+

6. Изменения во

времени

+

+

+

+

+

7. Звук

+

8.Запах

+

9.Температура

+

10. Вес (масса)

+

11. Влажность

+

12. Рельеф (поверх

ность объекта)

+

+

13. Материал

(вещество)

+

+

+

+

+

14. Место

+

+

+

+

15. Ориентация

в пространстве

+

+

+

+

16. Действия

(движение)

+

+

+

+

17. Вкус

+

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«влажность»

(с 2,5 лет)Влажность

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность», и

мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «влажность» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

 не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «влажность». Например:

«Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят:

«Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить:

«Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные:

мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо,

влажно и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать

про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной

головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта

спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»

5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам

признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой

вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот

вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира

может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект

обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«температура»

(с 2,5 лет)Температура

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «температура»

и мы будем искать значения этого признака. 

2. Организовать «поиск» значения признака «температура» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

 не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значение признака «температура». Например: «Стол,

какой ты по температуре?» Дети трогают и сами говорят: «горячий,

теплый, прохладный, холодный». Воспитатель побуждает детей

повторить: «Подоконник по температуре горячий. Вода по

температуре прохладная, пол по температуре холодный и др.»

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные

прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный и т. д.. Наречия:

холодно, тепло, горячо и т.д. Глаголы: теплеет, разогревается и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака «температура» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

про температуру объекта?». Дети: «Потрогать руками, руки –

помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«температура». Спросить детей: «Про какой признак у объекта

спрашивает значок?» Дети: «Объект, какой ты по температуре?»

5. Значок «температура» помещается на пособие по именам

признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой

вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот

вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира

может быть признак температуры, и чтобы его определить нужно

объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«рельеф»

(с 2.5 лет)Рельеф

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «рельеф» и мы будем

искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «рельеф» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

 не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значение признака «рельеф». Например: «Ковер, какой

ты по рельефу?» Дети трогают и сами говорят: «мягкий, шероховатый,

колючий». Воспитатель побуждает детей повторять: «Ковер по

рельефу мягкий. Стол по рельефу гладкий. Полотенце по рельефу

шероховатое».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные

пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый и т.д.

Наречие: остро, тупо, твердо, пупырчато. Глагол: заострился,

распушился и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «рельеф» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

про рельеф объекта?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники

умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«рельеф». Спросить детей, про какой признак у объекта

спрашивает значок.

Дети: «Объект, какой ты по рельефу?».

5. Значок «рельеф» помещается на пособие по именам признака.

Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в

различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира

может быть признак рельефа, и чтобы его определить нужно объект

обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «звук»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «звук» и мы Звук

будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «звук» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «звук». Например: «Погремушка,

какая ты по звуку?» Дети прислушиваются к звуку и дают описание:

«погремушка по звуку звонкая и громкая».

Активизация словаря. В речь ребенка включаются прилагательные

тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный,

резкий, музыкальный и другой звук. Наречия: громко, тихо, резко и

т.д. Глаголы: гремит, звенит, режет (слух) и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «звук» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать

про звук объекта?». Дети: «Объектом надо поиграть и ушами

послушать звук. Уши помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«звук». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты звук издаешь?», «Объект, как ты

можешь звучать?»

5. Значок «звук» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты издают звук, если на них

каким-то образом воздействовать. Чтобы определить звук, надо

прислушаться. Уши – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «запах»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «запах» и мы Запах

будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «запах» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «запах». Например: «Цветок, какой

ты по запаху?», «суп, какой ты по запаху?», «Подушка, чем ты

пахнешь?» Дети принюхиваются и дают описание: «Цветок пахнет

приятно и душисто», «Суп имеет вкусный аппетитный запах»,

«Подушка непонятно пахнет».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные

непонятный, слабый, вонючий, резкий, травяной, бензиновый и другие

запахи. Наречия: непонятно, ароматно, резко и т. д.

 Глаголы: воняет, приятно пахнет, ароматизирует и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «запах» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать

про запах объекта?». Дети: «Объект надо понюхать. Нос – помощник

умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«запах». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по запаху?», «Объект, чем ты

пахнешь?»

5. Значок «запах» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты пахнут. Чтобы

определить запах, надо принюхаться. Нос – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «цвет»

(с 2,5 лет)Цвет

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «цвет» и мы

будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «цвет» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 10 дней в 1-ой младшей группе;

• 5 – 7 дней – во 2-ой младшей и средней группах; 

• 3-4 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «цвет». Например: «Пирамидка,

какая ты по цвету?», «Радуга, какого ты цвета?», «Какого цвета

одежда?» Дети всматриваются в объекты и дают описание:

«Пирамидка красная по цвету». «Радуга имеет семь цветов: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый». «Одежда

– разная по цвету».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные

одноцветный, разноцветный, бесцветный. Цвета, как товарный знак

(синий, красный, желтый и др.). Цвета, как сравнительное описание

(малиновый, небесный, огненный, лимонный и т.д.). Наречия:

бесцветно, прозрачно, насыщено и т.д. Глаголы: синеет, зеленеет и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «цвет» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать

цвет объекта?». Дети: «На объект надо посмотреть. Глаза – помощник

умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«цвет». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по цвету?», «Объект, какого ты

цвета?»

 5. Значок «цвет» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вкус»

(с 2,5 лет)Вкус

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «вкус» и мы

будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «вкус» в съедобных

объектах. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

Во время приема пищи или в специально организованных

воздействиях определяют значения признака «вкус». Например:

«Компот, какой ты по вкусу?», «каша, какой у тебя вкус?» Дети

пробуют пищу и дают описание: «Компот фруктовый и сладкий по

вкусу», «Каша – молочная и вкусная».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные

вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый и другой вкус.

Наречие: сладко, вкусно, кисло и т. д. Глаголы: кислит, подсластить и

т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «вкус» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать

вкус пищи?». Дети: «Пищу надо попробовать на вкус. Язык –

помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«вкус». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по вкусу?».

5. Значок «вкус» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос

при приеме пищи.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют вкус, но

некоторые – съедобны, некоторые нет. Язык – помощник умной

головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вес»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «вес» и мы будем Вес

искать значения этого признака. 

2. Организовать поиск значения признака «вес» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значение признака «вес» относительно каких-либо

объектов. Например: «Кукла, какой ты по весу?», «Какие по весу

ботинки?», «Стул и стол какие по весу?»» Дети держат руками

объекты, взвешивают их относительно друг друга и сами говорят:

«Кукла не тяжелая, потому что не трудно ее держать в руках»,

«Правый и левый ботинок весят одинаково», «Стол я не могу поднять,

он тяжелее стула». Воспитатель побуждает детей повторять: «Стол

тяжелый, ботинки одинаковые по весу».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные

тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие:

тяжелее, легче, тяжело, легко и др.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «вес» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

про вес объекта?» Дети: «Действовать руками: приподнять, взвесить в

одной и другой руке два объекта сразу. Руки – помощники умной

головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вес».

Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок.

Дети: «Объект, какой ты по весу?».

5. Значок «вес» помещается на пособие по именам признака.

Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в

различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«действие»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «действие» и Действие

мы будем искать его значение в объектах. 

2. Организовать «поиск» значения признака «действие» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе, во 2-ой младшей и

средней группах;

• 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «действие». Например: «Что делает

строительный материал?» «Какое действие совершают дети?» «Что

делает помощник воспитателя?» «Какое действие совершает стул?»

Дети смотрят и сами говорят: «Строительный материал лежит, дети

бегают, помощник воспитателя идет, стул стоит».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются глаголы, так как все

они обозначают действие.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «действие» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

про действие объекта?». Дети: «посмотреть на объект. Глаза –

помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«действие». Спросить детей: «Про какой признак у объекта

спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какое ты действие совершаешь?», «Объект, что

ты делаешь?».

 5. Значок «действие» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира

выполняют действие, и чтобы его определить нужно на объект

посмотреть. Глаза – помощники умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«направление» (с 4-х лет).

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «направление» Направление

и мы будем искать его значение в объектах. 

2. Организовать «поиск» значения признака «направление» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в средней группе;

• 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «направление». Например: «в каком

направлении находится дверь?» «В каком направлении пошел

ребенок?» «В каком направлении побежал волк?» Дети смотрят и сами

говорят: «Дверь находится справа от меня», «Ребенок пошел назад»,

«Волк бежит прямо».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются наречия,

обозначающие направление: право, лево, вперед, назад, вверху, внизу,

обратно и др. Прилагательные: правая сторона, верхняя часть и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «направление» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать в

каком направлении от тебя находится объект?». Дети: «посмотреть на

объект. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«направление». Спросить детей: «Про какой признак у объекта

спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, в каком направлении ты находишься?», «В

каком направлении находится объект?».

5. Значок «направление» помещается на пособие по именам

признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой

вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот

вопрос .

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира имеют

направление и оно относительно объекта, от имени которого оно

определяется. Признак «направления» определяется с помощью глаз,

руки, уха и носа.

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«материал»Материал

(с 4,5 лет).

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «материал»

(вещество) и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «материал» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в средней группе;

• 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «материал». Например: «Береза, на

нашем участке – это какая материя? (какое вещество?)» «Рыбка, в

аквариуме – это какая материя?» «Из какого материала сделаны брюки

у Саши?» «Давайте опишем, какая материя есть у речки?» Дети

смотрят, по необходимости включают другие анализаторы и сами

говорят: «Береза это живая материя (живое вещество), она растет,

любит свет и воду», «Рыбка в нашем аквариуме – это живая материя,

она сама ест, плавает, иногда болеет». «Брюки у Саши сделаны из

рукотворного материала (рукотворное вещество): ткань, пластмасса –

пуговицы. Замок – металл», «Речка это неживая природа, вода жидкое

вещество, песочное дно – твердое вещество, воздух у воды –

газообразное вещество. Река не может быть без живого, поэтому

растительность и живые организмы там присутствуют – это живая

материя. Часто говорят – речка загрязнена. Значит в ней много

рукотворного материала (твердого мусора или химической

жидкости)».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются существительные:

вещество, пластмасса, стекло и другие названия материалов.

Прилагательные: жидкое, газообразное, твердое, рукотворное,

природное, живое, неживое и др. вещество.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «материя» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

материю объекта?», «Из какого вещества сделан данный объект».

Дети: «Посмотреть на объект и если точнее узнать, включить других

помощников умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«материя». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какой у тебя материал?», «Объект, из какого

вещества ты сделан?».

5. Значок «материал» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира состоят

из материи (вещества). Чтобы его определить нужно на объект

посмотреть, понюхать, потрогать руками, при необходимости,

послушать и пробовать на вкус. Для выяснения этого признака нужны

все помощники умной головы.

Примечание. Имя признака материал рассматривается как вещество,

поэтому необходимо выделять разные типы материи: живая материя и

неживая материя. Признаки живой материи зависят от признаков

живой клетки, поэтому все живое движется, растет, размножается,

болеет, умирает, дышит, нуждается в свете, тепле и воде и т. д. Не

живая материя включает в себя две группы: вещества находящиеся в

природе (неживая природа) и рукотворные материалы (вещества,

созданные человеком).

 Значения признака «материал» определяется человеком в

большей степени зрением, но окончательное решение можно принять

только с помощью других анализаторов. Например: чтобы определить

какой материал у цветка, надо понюхать (нос), и потрогать (руки), и

тогда точно можно узнать – это живая материя или искусно

сделанный рукотворный объект из пластмассы или ткани.

Анализ признака «материя» дает основания для усвоения

мыслительной операции – дихотомия (классификационная «Да-Нет»).

Для формирования понятия «неживая природа» необходимо

использовать методику маленьких человечков (ММЧ). Согласно

данной методике в природном мире существуют три вещества:

твердое, жидкое и газообразное. Рассуждая о веществе объекта

ОБЛАКО (туман) выводим мысли детей, о том, что это неживая

природа, состоящая в основном из жидких и газообразных веществ.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «время»

(с 4,5 лет).Время

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «время» и мы

будем искать его следы в объектах. 

2. Организовать «поиск» значения признака «время» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в средней группе;

• 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «время». Например: «Береза на

нашем участке долго растет, и старая, потому что есть сухие ветки,

сломанная кора и при этом она большая по размеру». «Росток лука на

подоконнике молодой, потому что вчера его еще не было на луковице,

а сегодня он чуть-чуть появился». «Платье у Леночки новое, потому

что его недавно купили в магазине».

Дети смотрят на объекты, по необходимости включают другие

анализаторы и сами говорят: «береза старая, по признаку «времени »,

«Лук молодой», «Платье новое».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются существительные,

обозначающие части суток, времена года: утро, вечер, весна, осень и

др. Прилагательные: поздняя осень, раннее утро, старая, молодая,

дряхлая, моложавая и др. Глаголы: стареет, молодеет, взрослеет и др.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «время» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

следы времени у объекта?». Дети: «Посмотреть на объект и если

точнее узнать, включить других помощников умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«времени». Спросить детей: «Про какой признак у объекта

спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какие следы времени у тебя есть?».

5. Значок «время» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира имеют

следы времени. Чтобы их определить нужно на объект посмотреть,

понюхать, потрогать руками, при необходимости, послушать и

пробовать на вкус. Для выяснения этого признака нужны все

помощники умной головы.

Примечание.

Следы времени у объекта определяются с помощью:

зрения – есть морщины на лице у человека,

вкуса – высохший хлеб, он долго лежал,

запаха – пахнет прокисшими щами,

слуха – старинная мелодия

Технологическая карта ознакомления с именем признака «место»

(с 2,5 лет).Место

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «место» и мы

будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «место» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах; 

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «место». Например: «Береза растет

на нашем участке. Участок ее место». «Рыбка плавает в аквариуме –

это ее место». «Брюки лежат в шкафу или надеты на Сашу. Шкаф и

Саша – это место брюк»

Активизация словаря: в речь ребенка включаются существительные,

обозначающие местоположение объекта: лужайка, лес, город, стол и

т.д. Предлоги: на, под, в, около, за и т.д. Прилагательные:

одноместный, многоместный, местный и др.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «место» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать в

каком месте находится объект?». Дети: «Посмотреть на объект и если

точнее узнать, включить других помощников умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«место». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какое у тебя место?», «Объект, в каком месте ты

находишься?».

 5. Значок «место» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира

имеют место. Чтобы его определить нужно на объект посмотреть,

потрогать руками, понюхать, послушать или попробовать на вкус. Для

выяснения этого признака нужны эти помощники умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «часть»

(с 2,5 лет).Части

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «часть»

(устройство частей) и мы будем искать его значение в объектах. 

2. Организовать «поиск» значения признака «часть» и устройство

частей (структура) в ближайшем окружении. Продолжаются поиски

значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «часть». Например: «Береза состоит

из ствола и веток. Корни у березы внизу, под землей. Листочки на

ветках», «У рыбки есть туловище, впереди голова, сзади хвост, на

голове глаза и рот». Дети смотрят, по необходимости включают другие

анализаторы и сами говорят: «У березы и рыбке есть части и они

расположены в определенном порядке».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются существительные,

обозначающие части объекта: нога, хвост, ствол, ветка, лужайка, лес,

город, стол и т.д. д. Наречие и предлоги, как обозначение

местонахождения частей в объекте.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «часть» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

про части объекта и их расположение?» Дети: «Посмотреть на объект и

если точнее узнать, включить других помощников умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«часть». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какие у тебя есть части?», «Объект, как

расположены твои части?».

 5. Значок «часть» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира состоят

из частей, которые устроены определенным образом. Чтобы их

определить нужно на объект посмотреть, понюхать, потрогать руками,

при необходимости, послушать и пробовать на вкус. Для выяснения

этого признака нужны все помощники умной головы.

Примечание. Части объекта и их устройство можно определить не

только с помощью зрения. Можно услышать звучащую часть в

объекте, определить место нахождения части объекта по запаху,

руками найти место нахождения части объекта. С помощью вкусового

анализатора можно распознать местонахождения съедобной части

продукта. Например: косточка – внутренняя часть вишни.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «размер»

(с 2,5 лет).

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «размер» и мы Размер

будем искать значение этого в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «размер» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «размер». Например: «Береза на

нашем участке высокая. Она выше нас. Муравей маленький, он

меньше нас» «Змея длинная, она длиннее червяка». «Бегемот толстый,

он толще обезьяны».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются наречия: далеко,

близко, толще, тоньше, глубоко, мелко и др. Прилагательные:

большой, маленький, гигантский, мизерный, огромный, широкий,

широченный и др.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «размер» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

размер объекта?». Дети: «Посмотреть на объект и если точнее узнать,

включить других помощников умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«размер». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по размеру?».

5. Значок «размер» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира имеют

размер (высоту, длину и ширину). Этот признак можно определить,

посмотрев на объект и сравнив его с другими объектами. Размер

можно определить с помощью других помощников умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака

«количество» (с 2,5 лет).

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «количество» и Количество

мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «количество» в

ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «количество». Например: «Береза на

нашем участке одна, а детей много», «машинок мало, по количеству,

а кубиков много». Сформированные навыки счета позволяют ребенку

пересчитать объекты и сравнить количество. Например, детей четверо

по количеству и столько же карандашей.

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные:

пустое, полное и т. д. Наречие: много, мало и т. д. Все виды

числительных.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «количество» с

помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

количество объекта?», «Какое количество объектов?». Дети:

«Посмотреть на объект и если точнее узнать, включить других

помощников умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«количество». Спросить детей: «Про какой признак у объекта

спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, сколько тебя по количеству?», «какое

количество объектов?».

5. Значок «количество» помещается на пособие по именам

признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой

вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот

вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира имеют

признак количества. Для выяснения этого признака нужны все

помощники умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «форма»

(с 2,5 лет).

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «форма» и мы Форма

будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «форма» в ближайшем

окружении. Продолжаются поиски значения признака

• не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

• 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

• 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на

прогулке ищем значения признака «форма». Например: «Песочница по

форме похожа на квадрат», «Игрушка Вини-Пуха по форме похожа на

шарик», «Лес вдали по форме похож на зубы акулы».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются существительные:

названия эталонов форм. Прилагательные: вытянутая, округлая,

фигурная, бесформенная и др.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «форма» с помощью

вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать

форму объекта?». Дети: «Посмотреть на объект или обследовать

руками. Глаза и руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак

«форма». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает

значок?»

Ответ детей: «Объект, какая у тебя форма?», «Объект, какой ты по

форме?».

5. Значок «форма» помещается на пособие по именам признаков.

Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он

задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети

самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и

сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности

используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира

имеют форму. Чтобы ее определить нужно на объект посмотреть,

обследовать руками, при необходимости, послушать (музыкальные

формы). Для выяснения этого признака нужны помощники умной

головы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Технологические карты "Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека".

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зр...

ТРИЗ. Технологические карты " Ознакомление с именами признаков".

Презентация содержит 17 технологических карт по ознакомлению с именами  признаками. Цель: сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых призн...

Конспект по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Овощи и фрукты» (с элементами ознакомления с именами признаков)

Формирование у детей интереса к миру природы через ознакомление со свойствами овощей и фруктов....

«Технология ознакомления с именами признаков в речевом развитии дошкольников»

Наше время – время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. По этому, в своей работе мы стараемся соответствовать высказыванию В...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...

ТРИЗ.Технологические карты по ознакомлению с именами признаков

Технологические карты помогают познакомить дошкольников с именами  признаков. Цель: сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. ...