Планы самообразования
рабочая программа
В данном разделе представленны планы самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2022_plan_samoob_maslova.docx | 175.81 КБ |
2022-2023_plan_po_samoobrazovaniyu_maslova.docx | 600.72 КБ |
2023-2024_plan_samoobrazovaniya_maslova.docx | 148.26 КБ |
2024-2025_plan_po_samoobrazovaniyumaslova_e.n.docx | 196.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №74 комбинированного вида «Непоседы»
План по самообразованию педагога
«Формирование Экологической культуры и бережное отношение к природе у детей ».
2021 - 2022 учебный год
Маслова Е.Н.
г. Новосибирск 2021
Тема самообразования: «Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе у детей »
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно- экологических установок личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям старшего дошкольного возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять в работу инновационные технологии, разработать формы работы с детьми по внедрению регионального компонента.
Задачи:
- разработать перспективный план работы по самообразованию, а также с детьми и родителями воспитанников;
- создавать условия для экологического образования детей.
- развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формировать представления о доброте и любви к окружающему миру, желание сберечь и приумножить красоту природы;
- способствовать формированию умений и навыков вести наблюдения за природными объектами и явлениями;
- формировать ценностные ориентации: восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, понимание значимости общения с природой;
- помогать осваивать элементарные нормы поведения в отношении природы, помочь сформироваться навыкам рационального природопользования в повседневной жизни;
- способствовать возникновению желаний и умений сохранять природу, а при необходимости оказывать ей помощь (уход за растениями, животными и др.), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- научить заранее, анализировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- создание экологической среды в детском саду (центр природы, комната природы, экологическая тропа , клумбы и др.);
- готовность педагога к осуществлению экологического образования детей;
- индивидуальный подход к ребенку;
- привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
- установление воспитателем связей со школой общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- трансляция в социальных сетях и мессенджерах материалов для повышения у родителей компетентности по экологическому воспитанию детей;
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на учебный год
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта | ||
1 этап: Информационно-аналитический | |||||
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. Парциальная программа По экологическому воспитанию : (свой регион) | Сентябрь- октябрь | Изучение методик Составление плана работы | ||
2. | П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?» М. В. Лучич «Детям о природе». Н. А. Рыжова « Не просто сказки» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой» В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» | В течение года | Создание условий в группе для формирования у детей основ экологической культуры и бережного отношения к природе. | ||
3. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Пополнение и обогащение РППС группы. Выставка игр, пособий для практической деятельности. | ||
4. | Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. | ||
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||||
1. | Провести цикл наблюдений, бесед и практических мероприятий с детьми по теме самообразования | Сентябрь-май | Наглядный материал | ||
3. | Накопление и презентация практического и методического материала по теме самообразования | Май | Пополнение методической копилки и РППС группы. | ||
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме | |||||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | |||
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Предполагает самоанализ педагогической деятельности. | ||
3. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | Творческий отчёт для педагогов ДОУ | ||
IV. Работа с семьёй | |||||
1. | Наглядная агитация. Оформление родительских уголков по теме самообразования. "В игры разные играем, что мы в детях развиваем", "Берегите природу", "Правила безопасного времяпровождения на природе. Убери за собой" 2. В родительских группах в социальных сетях отразить вопросы формирования бережного отношения у детей к природе и формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.. Привлекать родителей к обогащению РППС группы: центр природы. | В течение года | |||
2. | Анкетирование «Природа глазами детей», «Что я хочу узнать о природе родного края » | В течение года | |||
3. | Фотовыставка «Флора и фауна родного края» | Март | |||
4. | Природоохранная акция "Кормушка" | Ноябрь | |||
V. Мероприятия для детей | |||||
1. | Вводная беседа "Природа родного края. Что мы знаем, что хотели бы узнать?" Выставка поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок осени моего города (поселка)» | Сентябрь | |||
2. | Творческая мастерская «Природа - наш общий дом, природа моего края». Выставка детских рисунков | Октябрь | |||
3. | Акция "Покормите птиц зимой" . Изготовление кормушек с родителями. Наблюдение за птицами на прогулке. Составление описательного рассказа о птицах о зимующих птицах родного края. | Ноябрь | |||
4. | Творческая мастерская "Зимняя сказка". Акция "Берегите ель". Изготовление елочек из природных материалов. Конкурс поделок . | Декабрь | |||
5 | Рассматривание обсуждение серии пособий «Природа вокруг нас» Проведение цикла зимних наблюдений на зимних прогулках в ДОУ и с родителями на зимних каникулах. | Январь | |||
6 | Игровая деятельность в центре природы. Самостоятельные и индивидуальные игры. | Февраль | |||
7 | Создание альбомов и лэпбуков экологического характера. «Животные нашего края», «Насекомые и растения», «Птицы» и т.д., Рассматривание иллюстраций, беседы. Просмотр видеофильмов познавательного характера. | Март | |||
8 | Ведение «Дневников наблюдений»: за прорастанием лука. Зарисовки детей в дневнике, рисунки детей. | Апрель | |||
9 | Наблюдение, проведение дидактических игр, использование художественного слова, опытов и экспериментов. | В течение года |
Список литературы:
1. 1. Основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста МКДОУ д/с №74, разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» по науч. ред. Р.Н. Бунеева (далее ООП);
2.С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
4. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
5. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
6. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
7. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
8. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
9. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
10. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
11. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
12. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
13. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.
14. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
15. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников» Москва. Издательство АСТ 1997г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №74 комбинированного вида «Непоседы»
План по самообразованию педагога
«Формирование у детей основ экологической культуры, гуманного отношения к окружающим объектам природы».
2022 - 2023 учебный год
Маслова Е. Н.
г. Новосибирск 2022
Тема самообразования: «Формирование у детей основ экологической культуры, гуманного отношения к окружающим объектам природы».
Актуальность темы:
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее – слишком великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес вырубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…
И никто как будто специально черным делом не занимался, так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло,… нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.
Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения земли – является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности по праву нужно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долю, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Дети сами нуждаются в доброте и ласке и вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а помогали сохранить свою доброту на всю жизнь – это и будет экологическое воспитание.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников основ экологической культуры посредством дидактических игр.
Задачи:
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Предполагаемый результат:
- положительная динамика показателей экологического развития детей.
-изготовление картотеки дидактических игр, пособий по экологии.
Перспективный план работы
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | 1.Изучение литературы по данной теме Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рыжова Н.А. Наш дом природа. 2.Проведения диагностики детей в группе. 3.Оформление картотеки, «Дидактические игры по экологии», пособий, игр. 4.Создание предметно-развивающей среды | Сентябрь – май Сентябрь, Апрель Октябрь - май Декабрь |
Работа с детьми | 1.Проведение пальчиковых игр, динамических пауз, дидактических игр и т.д. на экологическую тему. 2.Проведение занятий по экологии. 3.Мониторинг 4.Развивать творческие способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного материала.) 5.Осенний праздник: «Дары осени». 6.Конкурс «Живи лес», «Чудо овощ», «Осеняя фантазия» 7.Рассматривание тематических альбомов различных тематик. | Ежедневно В течении года Сентябрь, Апрель Декабрь Октябрь Ноябрь В течении года |
Работа с родителями | 1..Консультации по теме - Наблюдения в природе (по сезонам) -Привлекайте детей к труду в природе - Как растут растения -Природа в жизни вашей семьи - Рассказываем детям о лекарственных растениях 2..Выставка литературы и наглядного материала по экологическому воспитанию. 3. Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» 4.Родительское собрание «Природа глазами ребёнка» 5.Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. 6. Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного | В течении года Октябрь Ноябрь Декабрь Январь - февраль Март |
План по самообразованию
№ | Форма | Планируемое содержание | Что удалось реализовать (если не удалось, то почему) | |||||
Блок I | Повышение педагогического мастерства | |||||||
Изучение методической и периодической литературы по теме (указать источники) | 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» Часть I. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; Часть II. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; Часть III.Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; 2. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. 4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. 5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. 6. Рыжова Н.А. Наш дом природа. 7. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми». 8. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». 9. Жукова Р.А. Экология. Занимательные материалы. 10. интернет ресурсы. | |||||||
2 | Посещение (в качестве слушателя) методических мероприятий различного уровня: ДОУ, Район, (в том числе он-лайн) | Посещение ООД опытных сотрудников ДОУ, Онлайн конференций, вебинаров, МК согласно теме самообразования. | ||||||
Блок I I | Организация совместной деятельности разных видов и культурные практики | |||||||
4 | Тематические мероприятия (выставки, литературные и музыкальные гостиные, ярмарки, викторины, олимпиады и др.) | 1. Выставка даров осени «Что нам осень подарила!?» 2. Выставка детских творческих работ «Чудеса из осенних листьев». 3. Фотовыставка «Осень в объективе». 4. Создание книги «Зеленые друзья (аптека)» 5. Составление гербария «Растения леса и парка» нашего района. 6. Памятка для родителей экологическое воспитание детей в семье «Сбережем вместе» 7. Выставка рисунков и поделок «Сохраним природу» 8. Выставка «Дары природы» 9. Фотовыставка «Пейзажи нашего города»» 10. Фотовыставка коллажей «Осенние букеты» 11. Конкурс рисунков «Живи, Родник, живи» 12. Музыкальное развлечение «Этой ярмарки краски» 13. выставка рисунков «По морям, по волнам» 14. Выставка «Из мусорной кучки – классные штучки» 15. Выставка литературы и наглядного материала по экологическому воспитанию. | ||||||
5 | Организация работы с родителями (мероприятия и наглядная информация) | 1. Консультация для родителей «Полезные свойства лука» 2. Консультация (буклет )для родителей «Домашняя лаборатория» 3. Акция «Час Земли» 4. Экспериментальная деятельность «Луковая грядка (опилки, земля, вода)» 5. Трудовой десант «Осенний день благоустройства» (сентябрь) 6. Трудовой десант «Раз, два, три – снег лопатой убери» (декабрь- февраль) 7. Трудовой десант «День добровольного дворника» (весна» 8. Благотворительная акция «Добрый урожай» (зоопарк им. Р.Шило) 9. Экологическая акция «Наш цветущий детский сад» 10. Акция «Посади 11. Благоустройство 12. «Сохрани дерево» (сбор макулатуры) 13. «Птичья столовая» иизготовление кормушек) 14 «Дворец для скворца» (изготовление скворечников) 15. Семейная квест-игра «Путешествие по родному краю» | ||||||
6* | Проектная деятельность (детские и педагогические, краткосрочные и долгосрочные проекты по теме) | 1. Экологическая квест-игры «Защитники природы» 2. Проект познавательно-исследовательский «Осень в гости к нам пришла!» 3. Книжка - малышка загадок-отгадок «Дары осени». 4. Познавательно - исследовательский проект «Лук от семи недуг».5. Экологический проект «Зеленая аптека»6. Экспериментальная деятельность «От семечки до урожая» 7. Огород на окне «В гостях у сказки» 8. Экологическое развлечение «В гостях у Лесовичка» 9. Познавательно-исследовательский проект «Мы с природой – дружим, мусор нам не нужен» 10. Квест-игра экологическая 11. Познавательно -исследовательский проект «Из тысячи планет Земли прекрасней нет» 12. Экологический проект «Зелёная ёлочка - живая иголочка»13. Познавательно-речевой, с элементами исследовательский деятельности «Хлеб – всему голова» 14. Экологическая викторина «Знатоки природы» 15. Выставка эко-плакатов «Закрути кран, чтоб не вытек океан» | ||||||
7* | Взаимодействие со специалистами ДОУ (в рамках совместных мероприятий); социальным окружением (экскурсии, походы и др.) | В рамках проекта | ||||||
Блок I I I | Распространение опыта | |||||||
8 | Распространение опыта (выступление) на мероприятиях, а также публикации в периодических изданиях разного уровня: Район, Город и др. (в том числе он-лайн) | - Мастер-классы - Публикация в электронной газете «Интерактивное образование» - Публикация в газете для родителей МКДОУ д/с №74 «Наши Непоседы» - Выступление на мероприятиях | ||||||
9* | Участие в профессиональных и творческих конкурсах педагога и его воспитанников | 1. Городской творческий видеоконкурс «Читаем стихи о матери» 2. Городской конкурс чтецов «Он, она и я – со спортом мы друзья» 3. Районный конкурс детского творчества «Снегирь - вернисаж» 4. Фотовыставка «Лады-лады-ладушки любим вас дедушки и бабушки» 5. Конкурс семейных видеопоздравлений «Непоседам -10!» 6. Выставка рисунков «Наши друзья дорожные знаки» 7. «Подари улыбку» (ко Дню пожилого человека) 8. «Мы за безопасность дорожного движения» 9. Акция «Засветись на дороге! Фликеры спасают жизнь» (изготовление и распространение среди дошкольников светоотражающих фликеров) 10. «Подари книгу детскому саду» (ко Дню детской книги) 11. «Стена памяти» (ко Дню Победы) 12. Литературная гостиная; 13. Игра-квест “Правила дорожного движения всем нужны” 14. Выставка фотогазет "Мой папа" 15. Спортивный праздник 23 февраля «Один день из жизни солдата» 16. Выставка детских рисунков "Этих дней не смолкнет слава" 17. Квест – игра «Школа светофорных наук» 18. Конкурс чтецов «Поклонимся Великим тем годам» 19. Выставка творческих работ «Народная мудрость» 20.Выставка творческих работ "Весенняя капель"/техника монотипия/ |
| |||||
10* | Отражение темы самообразования в рабочей программе или разработка рабочей программы по теме | 1. Парциальная программа по краеведению «Мой край» 1. Парциальная программа по экологическому воспитанию «Ребенок и природа» |
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста МКДОУ д/с №74, разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» по науч. ред. Р.Н. Бунеева (далее ООП);
2.С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
4.Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;
5.Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева«От рождения до школы»;
6. С.Н. Николаева «Юный эколог»;
7. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»;
8. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»;
9. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»;
10. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
11.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
12. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
13.О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №74 комбинированного вида «Непоседы»»
План по самообразованию педагога
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края ».
2023 - 2024 учебный год
Маслова Е.Н.
Новосибирск 2023
Тема самообразования: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края ».
Актуальность темы:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. В последние годы люди все чаще сталкиваются с проблемами загрязнения окружающей среды, природными катаклизмами. Каждый год в средствах массовой информации можно услышать сообщение о какой-либо экологической катастрофе. Поэтому так важно изучать вопросы экологии и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края. Мы: родители и воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности.
В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления родного края, России и планеты Земли в целом. И каждому из детей совершенно необходимы чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: «Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!» (Экологический манифест «Глаза Земли», 1990).
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.М. Камшилов.
Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» – дом; «логос» – знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственноэкологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому, необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое ассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются дидактические игры, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, у них появляется интерес к окружающей природе, стремление стать ближе и понять происходящие в ней явления.
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений через дидактические игры;
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Задачи:
- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
- закреплять и обогащать знания детей о природе;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
- развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию дошкольников:
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам
диагностики.
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому
воспитанию.
- Периодическое изучение нового материала по экологии: изучение нормативно-правовых документов; участие в играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах; ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
- Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием
ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного
материала по экологии;
- Проведение досугов, народных праздников.
- Участие в конкурсах.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки, памятки,
информационные листы)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды
группы и др.
Используемые технологии:
- здоровье сберегающие,
- игровые,
- информационно-комуникационные,
- личностно-ориентированные,
- технология проблемного обучения.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с воспитанниками | Работа с родителями |
Сентябрь Сентябрь | 1.Изучения учебной, справочной и научно методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; 3.ЧтениеМ. Пришвин «Ребята и утята» | Разработка плана взаимодействия с семьями воспитанников. |
Октябрь | 1.Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников 2.Создание экологоразвивающей среды (центр природы). 3. Изучение справочной литературы о Новосибирской области | 1.Чтение М.Пришвина «Золотой луг» 2. Чтение и рассматривание красной книги НСО. 3.Беседа с использованием компьютерных презентаций на тему: «Мой родной край». 4. Игровая деятельность воспитанников. | 1.Консультация: «Возьмем в союзники природу»; 2.Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала |
Ноябрь | Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию; | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день», «Зеленая аптека». 2. Игровая деятельность | Памятка для родителей: «Синичкин день» |
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой» 2.Чтение Г.Серебрецкий «Берегите птиц»; 3.Игровая деятельность; 4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» | 1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»: 2.Памятка: «Экологическое воспитание»; 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | 1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по Новосибирской области». 2. Проблемные ситуации на природе и их решения. 3. Работа над проектом «Кладовая природы Новосибирской области». | 1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры». Памятка: «Мы против мусора». |
Февраль | 1.Составление Картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии. 2.Изучение нового материала по экологии. 3.Изготовление дидактических игр по экологии. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Животный мир Новосибирской области» 2. Игровая деятельность | 1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»; 2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» |
Март | 1.Разработка конспекта открытого занятия. 2. Подготовить воспитанников для участия в викторине «Растительный мир Новосибирской области». | 1.Проведение народного праздника «Масленица». 2.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» 3.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого». 3.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». 4.Викторина по теме: «Растительный мир Новосибирской области». | 1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка» 2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». |
Апрель | Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий по экологическому воспитанию. | 1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «День птиц», «День Земли», «День посадки деревьев». 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Зеленая аптека», «Земля наш общий дом». 3.Завершение проекта «Огород на подоконнике». | 1.Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов к праздникам. 2.Привлечение родителей к участию в экологической акции весна 2022. 3. Памятка: «День Земли». |
Май | 1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностике. 2. Родительское собрание: «Наши успехи!» | 1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Спасем лес от пожара». 2.Завершение проекта «Кладовая природы Новосибирской области» | 1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля». 2.Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные Новосибирской области» |
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детскогсада №74 комбинированного вида «Непоседы»
- Красная книга Новосибирской области : Растения / отв. ред. И. М. Красноборов. — Новосибирск : Наука, 1998. — 144 с. — ISBN 5-02-031597-4.
3. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». 2004г. Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2004г.
4. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №74 «Непоседы»
План по самообразованию педагога
«Формирование экологической культуры дошкольников через дидактические игры».
Сроки реализации: сентябрь – май
2024 - 2025 учебный год
Маслова Е.Н
г. Новосибирск 2024-2025г.
Тема самообразования: «Формирование экологической культуры дошкольников через дидактические игры»
Цель: работы по теме самообразования : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенции по вопросам экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание, нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Перспективы развития опыта :
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
План по самообразованию
Маслова Елена Николаевна
Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через дидактические игры». (для детей 4-5 лет)
№ | Форма | Планируемое содержание | Что удалось реализовать (если не удалось, то почему) | |||
Блок I | Повышение педагогического мастерства | |||||
1 | Изучение методической и периодической литературы по теме (указать источники) | 1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика –Синтез, 2020. – 72 С. 2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика – Синтез; М., 2020, 160 с. 3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. 5. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. 6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. 7. Рыжова Н.А. Наш дом природа. 8. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми». 9. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». 10. Жукова Р.А. Экология. Занимательные материалы. 11. Интернет ресурсы. | ||||
2 | Посещение (в качестве слушателя) методических мероприятий различного уровня: ДОУ, Район, (в том числе он-лайн) | Посещение ООД опытных сотрудников ДОУ, Онлайн конференций, вебинаров, МК согласно теме самообразования. | Выполнено | |||
3* | Изучение передового практического опыта по теме (посещение деятельности с детьми, организованной опытным педагогом ДОУ, района, города) | |||||
4* | Участие в творческой лаборатории, группе, научно-методическом сообществе | |||||
Блок I I | Организация совместной деятельности разных видов и культурные практики | |||||
5 | Тематические мероприятия (выставки, литературные и музыкальные гостиные, ярмарки, викторины, олимпиады и др.) | 1. Выставка «Дары природы». 2. Конкурсы стихов и частушек на экотему. 3. Мастер-классы «Мои любимые животные» лепка из соленого теста. 4. Фотовыставка «Пейзажи нашего города»» 5. Выставка экологических плакатов «Давайте будем беречь планету!» 6. Выставка «Мусор может быть игрушкой» 7. Выставка литературы и наглядного материала по экологическому воспитанию «Читайте вместе с нами». 8. Участие в фотоколлаже «Наши домашние животные». 9. Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из вторсырья. 10. Фотовыставка «Зимние забавы». Фото выставка «Лучшие места отдыха с детьми 11. нашего города и области». 11. Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною». 12. Выставка фотографий «Наши добрые дела». 13. Подготовка и проведение совместного вечера развлечения «Мы – друзья природы». 14. Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей). 15. Экологическая газета: «Прикоснись к природе сердцем». | ||||
6 | Организация работы с родителями (мероприятия и наглядная информация) | 1. Папка – передвижка « Осень». 2. Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье». 3 5. Буклет «Одежда по погоде». 6. Памятка: «Экологическое воспитание»;. 7. Консультации на экологическую тему : «Спасем лес от пожара». 8. Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек). 9. Консультация «Чем кормить птиц зимой». 10. Викторина по теме: «Растительный мир Новосибирской области». 11. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные Новосибирской области» 12. Папка – передвижка «Чистая планета Земля». 13. Буклет ««Земля наш общий дом».. 14. Акция «Час Земли» 15. Природоохранная акция: «Сохраним елочку – красавицу!» 16. Буклет «Значение почвы и воды в жизни всего живого». 17. Трудовой десант «Осенний день благоустройства» 18. Трудовой десант «Раз, два, три – снег лопатой убери» 19. Трудовой десант «День добровольного дворника» 20. Благотворительная акция «Добрый урожай» (зоопарк им. Р.Шило) 21. Экологическая акция «Наш цветущий детский сад» 22. .Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» 23. Акция «Сохрани дерево» (сбор макулатуры) 24. Акция «Дворец для скворца» (изготовление скворечников) 25. Папка - передвижка «Прогулки в любую погоду» 26. Памятка: «День Земли». | ||||
7* | Проектная деятельность (детские и педагогические, краткосрочные и долгосрочные проекты по теме) | 1. Экологическая квест-игра «Дошколята дружные ребята природы» 2. Развлечение « осень к нам пришла» 3. Фото альбом «Дары осени» 4. Квест-Игра « Путешествие по лесным тропинка» 5. Экскурсии в волшебный лес Непосед.6. Экспериментальная деятельность «Солнце высушивает предметы» 7. Экспериментальная деятельность «Воздух не видим » 8. Квест-игра «Эколята- защитники природы» 10. Познавательно - исследовательский проект «Вторая жизнь» 11. Экологический проект «Будь природе другом»12. Экологическая лаборатория «Хочу все знать». 13. Экологическая викторина «Детективное агенство» 14. Экологический турнир «Эстафета от эколят!» 15. Квест- игра по экологии для детей средней группы «Сохраним мир вокруг себя». 16. Спортивное оздоровительное развличение «Сохраним природу» 17. Игра-путешествие «Проделки Бабы яги» | ||||
8* | Взаимодействие со специалистами ДОУ (в рамках совместных мероприятий); социальным окружением (экскурсии, походы и др.) | В рамках проекта | ||||
Блок I I I | Распространение опыта | |||||
9 | Распространение опыта (выступление) на мероприятиях, а также публикации в периодических изданиях разного уровня: Район, Город и др. (в том числе он-лайн) | |||||
10* | Участие в профессиональных и творческих конкурсах педагога и его воспитанников | 1. Городские, районные, всероссийские конкурсы согласно теме самообразования. 2. Всероссийские экологические флешмобы. 3. Участие внутрисадиковских мероприятиях. | ||||
11* | Отражение темы самообразования в рабочей программе или разработка рабочей программы по теме | 1. Парциальная программа по краеведению «Мой край» 1. Парциальная программа по экологическому воспитанию «Ребенок и природа» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...