Информационно-коммуникационные технологии их использования в развитии изобразительного творчества у детей старшего возраста
статья (старшая группа)
Статья о информационно-коммуникационных технологий их использования в развитии изобразительного творчества у детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность нашей работы в данном направлении продиктована самим временем. Перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. Современная жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду. ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольников является создание базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирования готовности к осуществлению общественной и учебной деятельности с использованием компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач.
Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, стать, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.
Эти выводы подтверждают в своих исследованиях С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Л.Д. Чайнова.
Компьютерные игры обеспечивают единство познания, творчества и игры. Современному обществу актуален человек творческий, креативный, испытывающий потребность в самовыражении, умеющий и стремящийся к эстетическому преобразованию действительности, умеющий не только логично мыслить, но и чувствовать красоту. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему, развитие интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование гармоничной, духовно развитой, активной личности своего государства.
Актуальным является переосмысление возможностей приобщения к изобретательной деятельности, ориентированной на запросы современных детей, поиск интересных методов и форм. Проблема заключается в том, что существуют медиаресурсы в области приобщения дошкольников к художественно-эстетической деятельности (сайты, игры), однако, их содержание не всегда учитывает возрастные возможности детей, нет зоны ближайшего развития.
Исследования и методические разработки показывает преобладание именно научения в процессе приобщения к художественному творчеству, народным промыслам, копирование образов, преобладание шаблонов в изобразительной деятельности детей. По мнению ученых (И.Г. Белавина, Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, О.Ю. Тараненко, Н.В. Чуднова), использование компьютерных технологий в дошкольном детстве направлено не столько на обучение детей основам информатики, сколько на создание условий для обогащения опыта разностороннего познания окружающего. Использование компьютерных ресурсов в совершенствовании познавательной, творческой и игровой деятельности детей, их разнообразных способностей.
Главной целью «Изобразительного творчества» является развитие у детей эстетического и художественного отношения к окружающему миру. Основными задачами изобразительного творчества является знакомство воспитанников с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
ИКТ открывает новые возможности. Изобразительное творчество – одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. С помощью компьютерных программных средств ребята знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства. Использование ИКТ в развитии изобразительного творчества, не ново, но оно ориентировано не на современных детей, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
Наряду с основной функцией средства обучения ИКТ выступают в роли инструмента создания учебного материала в деятельности педагога. Компьютерные технологии, в частности ресурсы Интернета оказывают неоценимую помощь педагогу в подготовке как традиционных, так и мультимедийных занятий. С помощью компьютера у детей развивается мелкая моторика, мышление, внимание и память. Улучшается произвольность этих процессов. Дошкольник, начинает сначала думать, а затем действовать. Дети чувствуют уверенность в себе. Общение в процессе обучения детей помогает им внимательнее относится друг к другу, дети помогают «отстающим», объясняя, что нужно сделать.
Еще одним преимуществом компьютера можно считать возможность индивидуального обучения (Е.И. Машбица).
Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для развития творческих способностей воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста основывается на использовании определенных педагогических программных средств деятельности педагога, управляющего этими средствами; повышении мотивации и активности воспитанников, вызываемом интерактивными свойствами компьютера.
Так же хочется отметить, что использование ИКТ в развитии изобразительного творчества у старших дошкольников будет более эффективно при следующих условиях:
- отбор медиаресурсов в соответствии с возрастными возможностями, интересами детей и решаемыми образовательными образовательными задачами;
- варьирование назначения медиаресурсов (функций: демонстрационной, деятельно-развивающей, досуговой);
- использование приемов активизации детской познавательной и творческой деятельности в развитии изобразительного творчества средствами ИКТ;
- организация разных форм детской деятельности, основанных на использовании ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.
Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы. ...
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию л...
«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию л...
Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»
Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...
Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Для выявления уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников проведено диагностическое обследование по методике Татьяны Николаевны Дороновой. Детям была предложена занимательная деят...