проект хлеб всему голова
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБОУ
«Рудянская СОШ дошкольная группа »
ПРОЕКТ
«Хлеб – всему голова»
Воспитатель: Иванова Анна Сергеевна.
Старшая группа
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
-В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб -посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб -это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Проблемы (темы) самостоятельного исследования:
- Значение хлеба.
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок.
Гипотеза: получение хлеба - это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предшествующая работа:
Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Задачи проекта:
- Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
- Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
- Показать значимость сельскохозяйственной техники.
- Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- Формировать реалистические представления о природе.
- Совершенствовать системы обследовательских действий.
- Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное и логическое мышление.
- -Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
- Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
- Научить доводить порученное дело до конца.
- Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
- Учить сотрудничать, уважать чужой труд.
--Обогатить кругозор детей.
Модель трех вопросов
Что мы знаем | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине Мама дома печет хлеб в хлебопечке Из зерен делают муку Хлеб бывает белый и черный, У меня мама работает на хлебозаводе | Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Что можно сделать из муки еще? Как пекут хлеб? Какие еще есть крупы? Как работает мельница? Почему говорят: Хлеб всему голова. Как называют хлеб в других странах | Сходить на экскурсию (Саша), Спросить у родителей (Кирилл), Посмотреть в Интернете (Настя) Спросить у воспитателя (Лера), Провести опыты (Настя Ч.), Посмотреть в книгах, энциклопедиях(Лиза) |
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Социально - личностное развитие (социализация, труд, безопасность) |
| Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья» «Мы- хлеборобы», «Больница», «Семья», «Ярмарка», настольно -печатные игры |
«Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста. |
Художественно- Эстетическое- развитие | Коллаж «Что можно сделать из муки?», конструирование из бросового материала «Мельница», изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста «Хлебное поле», круп, зерен. рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба», Составление букетов из листьев, колосков.
| Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков, выкладывание орнамента из круп и зерен. |
сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке «Путешествие колобка», изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова» |
Познавательно – речевое развитие (коммуникативное, познание, чтение) | Экологическая игра «Что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница), экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин. д\и «Откуда хлеб пришел», «Что было бы если...», «Родственные слова», «Раз, два, три-сказка выходи». Опыт «вершки- корешки», перемалывание зерен через мельницу. Чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «Батоны и булки не растут на грядке», опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы) | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Зол ушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов. | Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. |
Физическое развитие (здоровье, физкультура) | Спортивное развлечение «Хлеб – всему голова» , пальчиковые гимнастика, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы» | Подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д/игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» | Составление альбома «О пользе хлеба». Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам» |
Результат
- Презентация проекта «Хлеб -всему голова»-мини-музей «Хлеб-батюшка»
- Рисунки хлебных полей,
- Аппликация сельхозтехники,
- Выпечка из соленого теста,
- Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.
- Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок»,
- Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка»
- Создание мини-музея «Хлеб всему голова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....
КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...
Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...
Пословицы и поговорки о хлебе (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!").
Подборка пословиц и поговорок о хлебе....